dore vaeshev-1

Недельная глава Ваешев. Путь к короне – от эгоизма к самоотречению

November 21, 2010 Автор: Рав Шломо-Зелиг Аврасин - No Comments

         В нашей недельной главе начинает разворачиваться захватывающая история отношений между братьями в семье праотца Яакова, конец которой совпадает с окончанием книги Берейшит. Сами эти отношения претерпевают в течение всего периода существенные изменения – от взаимного непонимания, ревности и ненависти через проступок, его осознание, испытание и раскаяние – к примирению, взаимному прощению и братской любви. Самая сильная перестройка личности происходит с четвертым сыном Яакова от Леи – Йеhудой. В начале нашей истории он выступает как инициатор продажи Йосефа в рабство, т.е. проявляет себя не просто как злодей, а как злодей расчетливый, ищущий выгоду даже собственном преступлении и нежелающий марать свои руки, плюс оставляющий себе шанс на будущее: "И СКАЗАЛ ЙЕhУДА БРАТЬЯМ СВОИМ: "ЧТО ПОЛЬЗЫ, ЕСЛИ УБЬЕМ БРАТА НАШЕГО И СКРОЕМ КРОВЬ ЕГО? ПОЙДЕМ, ПРОДАДИМ ЕГО ИШМАЭЛЬТЯНАМ, А РУКА НАША ДА НЕ БУДЕТ НА НЕМ, ИБО ОН НАШ БРАТ, НАША ПЛОТЬ". И ПОСЛУШАЛИСЬ ЕГО БРАТЬЯ. (Берейшит 37:26-27). То есть и волки сыты, и овцы целы, хотя и удалены далеко и надолго. Конечно, такой выход был предпочтительнее убийства, но в нем ясно видна эгоистическая подоплека поступков Йеhуды.

В главе Ваигаш нам представляется совершенно иная картина: когда Йосеф, скрытый под личиной наместника фараона, устраивает братьям испытание и "подставляет" Биньямина, обвиняя его в краже драгоценного кубка и угрожая навеки оставить его у себя в качестве раба, именно Йеhуда выходит вперед и проявляет верх самопожертвования, предлагая себя в качестве раба вместо Биньямина, совершившего, казалось бы, тяжелое преступление и поставившего тем самым под удар всех братьев. Ведь наказание, предлагаемое Йосефом, не просто справедливо, оно милосердно, т.к. не коснётся остальных братьев и сам "виновник" останется в живых! Почему же Йеhуда "вызывает огонь на себя"? Как он из холодного эгоиста превратился в альтруиста высшей пробы, готового пожертвовать собой ради брата?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять, что произошло между этими временными точками – продажей Йосефа и заступничеством за Биньямина.

Итак, Тора сообщает нам, что после исчезновения Йосефа Яаков настолько погрузился в траур, что братья стали сожалеть о своем поступке, и Йеhуда, как инициатор продажи, стал "козлом отпущения". Нежелая терпеть нападки братьев, Йеhуда ушёл из семьи и поселился у своего друга – кнаанея, по имени Хира. Там Йеhуда женился на местной женщине, и она родила ему троих сыновей: Эра, Онана и Шелу. Когда его первенец вырос, Йеhуда нашел ему невесту из приличной семьи – Тамар была внучкой Шема, сына Ноаха, который жил очень долго и выполнял до появления еврейского народа роль священника Вс-вышнего. Но брак не сложился – Б-г умертвил Эра за его грехи, и Тамар, по закону левиратного брака, стала женой Онана. Но и Онан делал зло в глазах Вс-вышнего, и Тамар стала вдовой вторично. Видя смерть своих сыновей, Йеhуда делает ошибочный вывод, будто-бы это как-то связано с Тамар, и поэтому идет на хитрость – он объявлет, что Шела, его третий сын, еще не созрел для брака, и поэтому Тамар возвращается в дом своего отца, находясь  в статусе "соломенной вдовы" – номинально она все еще входит в семью Йеhуды, но реально ей никогда "не светит" стать женой Шелы. Поэтому и она, в свою очередь, пускается на хитрость – когда после траура по своей жене Йеhуда, чтобы отвлечься от тяжелых дум, отправляется на праздник стрижки скота, Тамар, прикинувшись ритуальной блудницей, соблазняет его, а в качестве залога за услуги берет у него три предмета: печать, поясные шнуры и посох, после чего возвращается в дом своего отца и снова обдекается во вдовьи одежды.

Через три месяца Йеhуде доносят, что Тамар беременна, и, как дочь коэна, она должна быть сожжена за прелюбодеяние. Перед казнью она тайно посылает Йеhуде его печать, шнуры и посох со словами "Я беременна от человека, которому принадлежат эти вещи". Магараль усматривает в этих предметах три аспекта проявления человеческой индивидуальности – печать символизирует неповторимую личность, накладывающую свой отпечаток на окружающий мир; поясные шнуры – символ одеяний человека, его личный "дресс-код"; и наконец, посох – символ власти и общественного положения человека. Имея эти предметы, Тамар могла на 100% быть уверенной в том, что при необходимости она сможет доказать, что именно Йеhуда является отцом ее ребенка. Но она идёт на самопожертвование – вместо того, чтобы прилюдно опозорить своего тестя за то, что хотел лишить ее возможности иметь семью, она, зная его праведную сущность, решает устроить ему испытание. Передавая ему улики, она фактически отдает свою жизнь в его руки – если Йеhуда захочет избежать позора, то ему достаточно будет просто не вмешиваться. Как говориться, нет человека – нет проблемы. После сожжения Тамар вся история канет в небытие. Но Йеhуда решает по-иному. Именно тут проявляется то качество, которое затем толкнет его на защиту Биньямина, а позже принесет его потомкам царский венец. Это признание своих ошибок и преступлений, и принятие на себя ответственности за последствия. Ведь это самое важное для царя, над которым в этом мире никого нет, и которому крайне редко указывают на ошибки! И Йеhуда произносит сакраментальную фразу, которая совершает переворот в истории: "Она (Тамар) права, а я не прав!" Казнь, естественно, отменяется, и Йеhуда признает Тамар своей женой. В положенный срок на свет появляются близнецы Перец и Зерах, и первый из них – это предок царя Давида.

И много позже, стоя перед Йосефом, уже окончательно раскаявшийся в его продаже Йеhуда шагнет вперед, беря на себя чужую кару, что послужит причиной благословения Яакова, данного ему перед смертью: "НЕ ОТОЙДЕТ СКИПЕТР ОТ ЙЕhУДЫ, И ЗАКОНОДАТЕЛЬ ИЗ СРЕДЫ ПОТОМКОВ ЕГО, ПОКА НЕ ПРИДЕТ В ШИЛО, И ЕМУ ПОВИНОВЕНИЕ НАРОДОВ" (49:10)

Этим качеством должен обладать каждый еврейский лидер, которого Провидение возвысило над его братьями, и чем выше его пост, тем больше с него спросится.