Пророчество (иврит невуа) – речь Вс-вышнего, обращенная к человеку, избранному быть Его посланником, чтобы поучать Сынов Израиля, указывая им на распространившиеся в народе преступления и укоренившиеся в нем грехи. Слова Божетсвенного откровения передаются не через органы слуха, а звучат в эмоциональном мире пророка, так же как и пророческие картины не воспринимаются глазами, а открываются исключительно его внутреннему взору. Часто пророку позволялось заглянуть в будущее, чтобы он предостерег евреев о наказании, ожидающем их, в случае проявления упрямства и нежелания вернуться на пути истины. Нередко в пророческих видениях приоткрывались времена, которые должны наступить после завершения истории, начавшейся с первого греха. Пророки проникали в тайны идеального мира, лишенного недостатков людей и общества, видели совершенный Храм и образ праведного царя. Все это открывалось им, чтобы они могли вдохновить народ на созидательный труд, самоотверженную борьбу с врагом и духовную работу, направленную на воспитание нового поколения.
«Невуа» (пророчество) образовано от «нив» (движение губ, говор, произношение). Само происхождение слова невуа от корня нив указывает на силу пророчества, которое часто превращало человека в посланника (если он соглашался стать таковым) и в момент произнесения вложенной ему в уста речи, разум отключался, позволяя губам двигаться по воле Небес. «И простер Б-г руку Свою и коснулся уст моих и сказал мне Б-г: «вот Я вложил слова Мои в уста твои» (Йеримияу 1:9).
Неоднозначность в описании пророками будущих событий объясняется тем, что поведение людей всегда может изменить ход истории как в лучшую сторону так и в худшую. Однако в тех случаях, когда пророк непосредственно обращается к народу со словами поучения, требуя исправить грехи и устраниться от недостойных дел, его слова отличаются предельной ясностью.
Признание истинности пророчеств, записанных на все поколения считается обязательным для каждого верующего человека(Рамбам Хилхот Йсодей адат 7:1).
Кроме 48 пророков и семи пророчиц, упомянутых в пророческих книгах, в еврейском народе было большое число людей, одоренных способностью воспринимать голос Вс-вышнего и ниспосланные им видения. Но только те из пророчеств, которые имеют значение для всех поколений, были записаны на пергаменте и передавались как священные писания (Мгила 14а).
Б-г обращался к Адаму, Каину, Ноаху и другим людям, и они отвечали Ему, но первый человек, о котором Тора засвидетельствовала, что он является пророком – Авраам (Берейшит 20:7). Вс-вышний открыл ему в видении, что его потомки будут находиться в изгнании, а затем совершат исход (Берейшит 15). Самым великим из всех пророков был Моше. «Не поднялся больше в Израиле подобный Моше, которого знал бы Б-г лицом к лицу» (Дварим 34:10). Моше отличался от других пророков тем, что достигал пророческого состояния сразу в любое время, когда только хотел. Сообщаемые ему пророчества были ясными и не походили на туманные сны (Рамбам Хилхот Йсодей адат 7:6). Тора свидетельствует о нем: «Не было больше в Израиле пророка подобного Моше» (Дварим 34:10).
С момента дарования Торы у горы Синай пророческий дар дается только сыновьям Израиля, как сказано: «просил Моше, чтобы Божетвенное Присутствие не оставляло сыновей Израиля и было дано ему это, просил, чтобы Оно не соединялось с народами мира и было дано ему это» (Брахот 7а). Слова Вс-вышнего и пророческие образы должны быть правильно восприняты и поняты тем, к кому они обращены, в противном случае они превратятся в лжепророчество. Билам, начавший пророчествовать еще до доравания Торы и не утративший этот дар сразу стал наглядным примером, что нееврей направляет духовные силы на злодейство. (Бемидбар, главы Балак, Пинхас). О Биламе говорится: «В начале был пророком, а потом стал колдуном» (Сангедрин 106а)
Пророк всегдас знает, что он говорит с Тв-рцом, в отличии от колдунов, которые не могут определить, кто обращается к ним – «великий дух, бог воды или огня» или душа умершего человека (Рамбам, введение к комментариям на Мишну).
Со времен Йеошуа и на протяжении всей эпохи судей пророческий дар в еврейском народе постоянно ослабевал и в конце этого периода стал редким явлением, но с появлением Шмуэля, объединившего все колена Израиля, он начал набирать новые силы. Во времена Шауля тех, у кого появлялись проблески пророчества и он мог предсказывать события в жизни отдельных людей или помогать найти им потерянное, называли ясновидцами (Шмуэль 1…) . В годы его правления в Геве существовала школа пророков. Изучение Торы, тщательное соблюдение заповедей и постоянное самосовершенствование приводило к тому, что «Божественный дух снисходил на них» (Йешаяу). Пророки подобных школ нередко пользовались особыми приемами, в частности – прибегали к игре на музыкальных инстврументах, чтобы дойти до такого состояния, когда окружающая действительность переставала существовать для них и душа могла пребывать в покое и наслаждаться светом духовных сфер. Они не придавали большого значения миру материи и, обходясь грубым хлебом и водой, не заботились о том, как заработать на пропитание. Одеждой им служила накидка из необработанной шерсти и простой пояс. Их недостатком была оторванность от обычной жизни, нежелание решать проблемы всего народа и влиять на духовный уровень людей. Многие из них не создавали свои семьи. Такие группы пророков существовали на протяжении всего периода судей и первого Храма, но не они сыграли решающую роль в судьбе еврейского народа. В то время, когда больщинство из этих пророков, забыв о проблемах народа, искали уединения и покоя и занимались исключительно самосовершенствованием, Вс-вышний избирал в каждом поколении тех редких людей, которые обладали широким взглядом, осознавали общие проблемы, любили весь народ и стремились исправить недостатки своего времени. Он дал им силы и способности и вывел на такой пророческий уровень, который недоступен тем, кто становится на путь самосовершенствования ради самого себя. На протяжении поколений они укрепляли веру сынов Израиля и сумели укоренить в народе представления об абсолютном единстве Б-га, Его стремлении к добру и справедливости, а так же разъяснить, насколько велика Его ненависть к идолопоклонству и другим преступлениям. Благодаря им в еврейском народе возникло четкое представление о том, что за каждый поступок, будь то праведное дело или преступление воздается по принципу мера за меру. На пророков часто возлагалась нелегкая задача – быть наставниками царей. Так например пророки Натан и Гад упрекали Давида за его грех и предупреждали, что против него возгорелся Божественный гнев. В тот момент, когда раскол сраны на два государства стал неизбежен, Ахи аШилони требовал от Йераваама создать царство, верное законам Торы и служению Вс-вышнему. Сотни пророков действовали в Северном царстве и противостояли царю Ахаву, насадившему идолопоклонство во всей стране. И когда они подверглись преследованиям и были вынуждены скрываться, Вс-вышний послал в северное царство Элияу а Нави, а затем – его ученика Элишу. Они заново заложили основы веры во Вс-вышнего, и их деятельность имела непреходящее значение во всей истории сынов Израиля, несмотря на то, что через короткое время многие вернулись к служению другим богам. Это в конечном итоге привело к падению северного Царства.
Среди пророков, действовавших в южном царстве наиболее известен Йещаяу. Он жил в трудный период владычества Ассирии. Давление Ассирийских царей, стремившихся удержать под своей властью подчиненные государства, повсюду насаждали свою культуру. Во времена царя Ахаза это привело к распространению идолопоклонства в Иудеи. Йешаяу потребовал от его сына Хизкияу восстать против диктата Ассирии и Иудея встала на путь борьбы. Это привело ко вторжению Санхерива, разрушевшему к тому времени северное царство. Йешаяу и Хизкияу удостоились чуда: войско Санхерива умерло в одну ночь под стенами Йерушалаима от неизвестной болезни. Перед Йешая, в отличие от пророков северного царства, стояла не только задача борьбы с идолопоклонством, но и задача искоренения неискренности среди тех, кто считает себя служителями Вс-вышнего. Для него, как и для других пророков, понятия добра и справедливости были неотделимы от приницов веры. Он не признавал служение Вс-вышнему, сочетающиеся с притеснением, порабощением и обманом ближних. «Слушайте слово Б-га властители Сдома, внемлите Торе Вс-сильного нашего, народ Аморы» – обращался он к недостойным правителям и бесчестным людям – «К чему мне множество жертв ваших? – говорит Б-г. Пресыщен Я всесожжениями овнов и туком откормленного скота…удалите зло поступков ваших от очей моих, перестаньте творить зло. Учитесь творить добро: установите справедливый суд, поддержите угнетенного, судите сироту, вступайтесь за вдову» (Йешаяу 1:10-18).
Йеримияу, пророчествовавший в конце периода первого Храма и предсказывал его разрушение. Его голос остался неуслышенным и только после трагедии постигшей Йерушалаим его пророчества были восприняты и дали жителям иудеи силы для продолжения жизни в изгнании и раскаяния.
Йехезкиэль был угнан в Вавилон за десять лет до разрушения Храма вместе с плененным царем Йехонией. Его деятельность сыграла рещающую роль в том, что жители Иудеи не растворились в изгнании среди других племен и народов, а пророчества вселили уверенность в том, что в будущем к Израилю вернется его былое величие.
Пророки оказали большое влияние на сынов Израиля и в период возвращения из Вавилонского плена. Они во многом определили облик возродившегося государства.
Жизнь и деятельности Зхарья относится к началу периода второго Храма. В тот же период удостоились пророческого дара Хагай, Малахи, Эзра и Нехемия. По традиции их принято называть последними пророками, в отличии от тех которые жили в период первого Храма – их называют «ришоним» (ранние или первые). В трактате Йома говорится: «когда умерли последние пророки Хагай Захария и Малахи, ушел «дух святости» (пророческий дар) из (народа) Израиля (9б. см. так же Санхедрин 11а, Сота 48б). Они были продолжателями дела «первых пророков», которые несли Божественное слово сыновьям Израиля. В их пророчествах отразился дух эпохи, борьба еврейского народа, его надежды, беды, недостатки и достижения. «Каждое из пророчеств было дано в связи с проблемами времени, поколения и поведения людей» (Раши, Хулин 137а).
Малахи предсказал, что пророческий дар в будущем должен вернуться к сынам Израиля.
Наиболее общая тема, проходящая красной линией через книги всех пророков – предсказание изгнания и последующего собирания сынов Израиля со всех концов Земли, восстановление государства и Храма и раскрытие во всем мире Божественного Присутствия. На протяжении многих сотен лет страдания на чужбине и преследований за веру, именно слова пророческих книг, обещавшие спасения, возвращение на родину и утешение, звучавшие во всех синагогах мира в субботы и праздники, поддерживали дух народа, не давали угаснуть мечте,вдохновляли поэтов и мечтателей и отчаянных переселенцев, с риском для жизни добиравшихся и селевшихся на Святой Земле.
Деятели сионизма такие как Жеботинский и Бен Гурион, видели себя людьми, призванными претворить в жизнь, предсказанное пророками. «Видение о костях» (Йехезкиэль 37) заменяло им манифест: «Была на мне рука Б-га и увлек меня духом (Своим) Б-г т опустил меня среди долины, и она – полна костей…И пророчествлвал я как повелел мне Он и вошло в них дыхание жизни и они ожили и встали на ноги свои – полчище великое весьма, весьма. И Он сказал мне: …Кости эти – весь дом Израиля. Влт говорят иссохли кости наши и исчезла надежда наша покончено с нами. Посему пророчествуй и скажи им: так сказал Б-г Вс-сильный: вот Я открываю погребения ващи и поднему Я вас из погребений ваших, народ Мой, и приведу вас в землю Израиля».
Вера в истинность текстов еврейских пророков, распространившаяся среди народов мира, сыграла решающую роль в образовании государства Израиль. Примером может служить министр оборонной промышленности Великобритании Дейвид Лейвид-Джорж. Когда он спросил у Хаима Вайцмана, работавшего в годы первой мировой войны в химической лаборатории и достигшего значительных результатов в разработке новых взрывчатых веществ, какую бы награду он хотел получить,то услышал в ответ: «Землю для моего народа». Министру не потребовались дополнительные разъяснения. «Идея возвращения в Цион сразу же вдохновила Дейвид Лейвид-Джорж так как он верил в предсказания пророков» (Амуд аЭщ.Игаль Лосин).
В конце восемнадцатого века в Соединенных Штатах возникла христианская секта, иминующая себя «Читающие библию». Немногочисленные (насчитывающие несколько десятков тысяч человек), но влиятельные ее представители отказались от доктрин и отрибутики церкви и поставили перед собой задачу содействовать переселению евреев в Святую Землю. Причина такого неожиданного разрыва с каталичеством – признание истинности прорков, предсказавших собирание рассеянного по всему свету народа Израиля с четырех концов Земли.
Пророческие тексты не утратили своей актуальности и в настояшее время. Они вдохновляют многих религиозных евреев на борьбу за целостность Земли Израиля, востановление Йерушалаима и Храма. С течением времени все большее значение обретают предсказания пророков о том, что еврейский народ, собравшийся на своей Земле, сыграет решающую роль в исправлении всего мира. «И пойдут многие народы, и скажут: Давайте взойдем на гору Б-га, в дом Б-га Яакова, и укажет (Он) нам пути Свои, и мы пойдем по дорогам Его. Ибо из Цийона выйдет Тора и слово Б-га – из Йерушалаима. И рассудит Он между нациями, и даст поучение многим народам; и перекуют они мечи свои на мотыги и копья свои – на ножницы (для обрезания ветвей); не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. Дом Яакова, давайте пойдем во свете Б-га» (Йешаяу 2:3-5).
Несмотря на то, что пророки обращались исключительно к еврейскому народу, они повлияли на всю европейскую культуру. Благодаря Торе и пророкам среди нееврейских народов возникло представление о неслучайности всех событий и некоторой конечной цели к которой стремится весь мир. Само понятие машиах – царь, призванный исправить человечество и даровать ему благоденствие, которое легло в основу христианской религии, было заимствовано (в основном) из текстов Йешаяу (11 глава) и Зхарья (12 глава). Представление о «конце света» было взято из книги Даниэля.
Образы прорков вдохновляли европейских художников и поэтов в эпоху возрождения и в новое время. Примером могут служить созданные Микеланжело образы еврейских пророков. Для того, чтобы представить себе то впечатление, которое производили на неевреев пророческие тексты и сами личности прорков достаточно вспомнить стихотворение А.С. Пушкина «Пророк».
Нееврейская традиция часто трактует слова пророков по-своему, с целью увидеть в них предсказания событий связанных с жизнью основателя христианской религии. Все подобные изыскания основываются на искажении при переводе изначального смысла текста за счет подмены одних слов другими. Самым ярким примером может служить прочтение христианскими теолагами стиха из Йешаяу (7:13-14): «И сказал (пророк): Слушайте же, дом Давида, мало вам досаждать людям, что вы (хотите) досадить и Б-гу моему? За то Б-г Сам даст вам знамение. Вот, эта молодая женщина забеременеет и родит сына, и наречет ему имя Иману Эль». Слово «алма» – молодая женщина – христиане переводят как «девушка» с тем, чтобы «доказать», что божественное происхождение основателя христианской религии было предсказано пророками. Но такой перевод является неверным так как девушка на иврите «бетула». Пророки неоднакратно пользовались этим словом и не было никакой необходимости (если бы Йешаяу хотел сказать «девушка» заменять слово «бетула» на алма. Это не единственный пример тенденциозного перевода, приследующего явную цель вложить в уста прорков то, о чем они и не помышляли говорить.
Критерием истинности является сама жизнь и на сегодняшний день мы можем с уверенностью сказать. Что еврейская традиционная трактовка пророческих текство – единственно правильная так как мы стали свидетелями собирания рассеяных с четырех концов Земли восстановления еврейского государства, чудесных побед еврейского народа над врагами, стремившимися уничтожить его и разгоревшейся борьбы за Йерушалаим и Храмовую гору, в которой принимает участие чуть ли не весь мир.