Причины изгнания и разрушения Храма

Причины изгнания и разрушения Храма

February 26, 2004 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

  

Еврейский народ пришел в Святую Землю (1272 г. до н.э), чтобы истребить в ней идолопоклонство и распространить истинные знания о Б-ге во всем мире, что само по себе должно было стать началом исправления человечества. Но когда на каждой возвышенности колена Израиля сами построили капища божествам их пребывание в пределах святости стало бессмысленным и Небеса рассеяли их среди народов мира (422 г. до н.э), как сказано: «Не делайте себе идола и кумира и столба не ставьте у себя и камня с изображениями не ставьте в земле вашей чтобы поклоняться на нем ибо Я Б-г Вс-сильный ваш… И сделаю города ваши пустынею».
Еще одной причиной изгнания стало распространение в народе разврата и кровосмешения. По словам Торы, поколения людей до потопа осквернили всю землю этими грехами (ибо извратила всякая плоть пути свои) и она была затоплена водами, чтобы очистить ее от скверны. Земля Израиля предназначенная стать основой и началом исправления всего мира, похожа на первозданную сушу и не выдерживает разврата и кровосмешения, как сказано: «Никто ни к кому из родственников по плоти не приближайтесь… И с женою ближнего твоего не ложись… Не оскверняйтесь ничем этим ибо всем этим осквернялись народы которые Я прогоняю от вас. Чтоб не извергла земля вас, если вы оскверните ее как изрыгнула она народ бывший до вас» (Ваикра 18).
Тора утверждает, что третьей причиной изгнания было пролитие крови. Именно оно, привело к исчезновению Божественного Присутствия из среды народа, как сказано «И не делайте нечистой Землю в которой вы ибо кровь оскверняет землю и земля не искупится от крови пролитой на ней разве только кровью пролившего его. И не делайте нечистой Землю в которой вы проживаете в которой Я пребываю. Ибо Я Б-г пребываю среди сынов Израиля» Пребывание Б-га в среде народа становится невозможным, когда люди утрачивают ощущение святости человеческой жизни и убийство или несправедливое осуждение на смерть обретают характер распространенного явления. Его Присутстиве отдаляется от сынов Израиля и крепостные стены городов перестают быть надежной защитой для них.
Изгнание продолжалось 70 лет. Столь длительное проживание на чужбине угрожало привести к полному исчезновению народа. Но ни раскаяние ни молитвы праведников не могли сократить его срок, так как время изгнания определялось числом седьмых годов в которые нарушались законы запрещающие обработку святой земли (известно, что в период от разделения Земли между коленами в 1258 г до н.э. до разрушения первого Храма в 422 г. до н.э. семьдесят раз нарушались запреты обработки земли в последний год семилетнего цикла. Пренебрежение этим важнейшим постановлением Торы имело место только в годы правления царей-злодеев). Непреклонность Небес и их неготовность смилостивиться и сократить срок наказания объясняется тем, что Земля Израиля должна была постепенно обрести свойства сада эден, где не нужно было заниматься физическим трудом. Духовное развитие чловека давало силу природе и деревья наполнялись плодами. От сыновей Израиля требовалось один раз в семь лет отказаться от обработки земли, чтобы проявились ее первозданные свойства. Народ, пренебрегающий этой задачей портит Землю, лишая ее возможности раскрыть свои потенциалы. Должно пройти определенное число лет прежде чем вновь станет возможным соблюдение седьмого года на таком уровне, когда устранение от работ и посвящение всего времени духовному совершенствованию сможет воздействовать на землю и стать причиной произрастания урожая. Об этом предупреждал Моше, когда сыновья Израиля еще только готовились пересечь Иордан: «Тогда наверстает земля субботы свои во все дни запустения своего…(Шабат 33а)

Первый Храм был разрушен 9 ава (422 г до н.э). Это было на исходе субботы. Левиты стояли на помосте и пели «И воздал им за пресмтупления их…» И не успели они закончить песнь, как враги ворвались в Храм и захватили их в плен.

70 лет

Перед падением Иерусалима пророк Ирмеяу предсказал: "И так сказал Б-г: "Когда исполнится семьдесят лет Вавилону, вспомню Я о вас и исполню доброе слово Мое, чтобы вернуть вас на это место…" (29:10)

Три пророчества

Оказалось, что 70 лет, упомянутые в пророчестве Ирмеягу следует понимать как указание не на одно, а на несколько событий, которые произойдут каждое в свой срок:

 

  • " Когда исполнится семьдесят лет Вавилону, вспомню Я о вас…" – это означает, что Вс-вышний начнет готовить исход своего забытого и покинутого Им народа из страны пленения и появятся первые признаки перемены времен. Первым событием, которое изменит ход истории и приблизит освобождение будет падение Вавилонской империи ровно через 70 лет после ее завоевания халдеями мирового господства (в … Невохаднецар сокрушил Ассирию).
  • "…и исполню доброе слово Мое…" через 70 лет после самого первого изгнания (угона в плен детей из царских и пророческих семей во времена царя Йоакима) начнется исполнение предсказанного – возвращение сынов Израиля на родину
  • чтобы вернуть вас на это место…" и, наконец, через 70 лет после разрушения самого главного для всего мира места – оно будет отстроено заново и Храм Вс-сильного будет воздвигнут на горе Мория там, где он был построен царем Шломо.


Но до того, как претворилось в жизнь предсказанное, никто не знал ни точного смысла слов, произнесенных Йеремияу, ни как определить, с какого времени следует отсчитывать семдесят лет. И мудрецы Торы в изгнании и пророки и нееврейские цари и гадатели и ломали голову и не могли точно предсказать ни характер событий, о которых говорил Йеремияу, ни тот год с которого следует начать отсчет семидесяти лет.

Изгнание

В тот момент, когда пали стены города и враги ворвались в Йерушалаим, Йеремияу был в Анатот, куда послал его Вс-вышний, чтобы он купил участок земли в знак того, что народ останется навсегда хозяином этой земли и по истечении срока наказания возвратится в свой наследный удел из изгнания. И когда вернулся Йеремияу в разрушенный город, халдеи уже угнали пленных. Йеремияу пошел по их стопам – пойду и погибну вместе с ними – сказал он. И на развилке дорог он выбирал ту, которая была залита кровью, и трупы лежали на обочинах. И он оплакивал погибших. И догнал он колону пленных и заплакал и они плакали вместе с ним. Сказал он им: горе вам, что такое приключилось с вами – и это все, потому что не слушали моего пророчества (Псикта Рабати 27). Невухаднецар * велел найти пророка и отделить его от толпы пленных, так как цари древнего мира боялись пророков старались не прчинять им зла и посылали дары. Йеремияу обнаружили в Раме и освободили его, но он по своей воле продолжал идти с пленными и дошел до границы святой Земли. Там Вс-вышний обратился к нему и сказал: «Йеремияу, если ты останешься в Земле Израиля, Я пойду с ними, а если ты пойдешь с ними –Я останусь здесь» И Йеремияу подумал, что я могу сделать для них чем помогу и чем утешу – и вернулся в опусташенную Иудею. А Б-жественное Присутствие отправилось в изгнание * вместе с сыновьями Израиля (Птиха деЭйха). Увидели пленники, что Йеремияу оставляет их и заплакали, а он сказал им: «Вот свидетели мне неба и земля – если бы вы хоть раз так заплакали, когда я обращался к вам, то не отправились бы вы в изгнание» (Ялкут Шимони Теилим 137).

На реке Прат

Халдеи гнали толпы пленных без отдыха, не давая присесть пока они не дошли до реки Прат. Как сказано: «На реках вавилонских, там сидели (именно там, а не по дороге) и плакали мы…» Когда стали пить воду, многие умерли так как пили всегда воды источников и чистую дождевую воду и не привыули к загрезненым водам мутной реки.
Невухаднецар сидел вместе со своими вельможами в богато убранной лодке и наслаждаясь игрой музыкантов, наблюдал, как вдоль берега реки гнали знатных людей Иудеи закованных в цепи и без одежд и вместе с ними ослепленного царя Цидкияу. Но и тода они шли распрямившись с гордо поднятой головой и особая красота была в сыновьях Израиля. Тогда велел царь нагрузить всех ношей. И многие, увидев что к их страданиям доволяются новые мучения не ожисточили свои сердца, а раскаялись и признав справедливость выпавших на их долю страданий сказали: «Вс-вышний прав, ибо (речения) уст его я ослушался» (Эйха 1:18)

Как же будем мы петь песни Б-га

Сыновья Леви взяли с собой в дорогу ни пищу и не воду, а понесли на своих плечах сомое дорогое – те музыкальные инствременты, на которых они играли в Храме во время принесения жертв. Увидел их Невухаднецар и сказал: А ну ка играйте на моем пиру. Но левиты повесили свои инстументы на ветви речных ив, а большие пальцы рук изламали сами себе зубами (Ялкут Шимони Теилим 137) и об этом сказано:»пойте нам песнь из песней Циона» – так приказал Невухаднецар. «Как же будем мы петь песнь Б-га на чужой земле?» – так ответили Левиты. И потом вспоминали они: «На ивы в глубине их повесили мы киноры наши…». И тогда сказали изгнанники: «Если забуду я Йерушалаим пусть забудет меня правая рука мой, язык мой прелипнет к небу если не вспомню если не поставлю Йерушалаим во главу веселия моего».

Долина Дура

Среди пленных, которых пригнал Невухаднецар в Бавель были юноши, красота которых затмевала солнечгый свет. Увидели их халдейские жены и обомлели. Увидели их мужья и сказали царю И приказал царь и перебили их всех и все равно халдейские жены не могли успокоится и тогда велел царь и раздавили их тела. И было это в долине Дура. (Санхедрин 92б).

Изгнанники встретили изгнанников

И пригнав пленных в Вавилон еще около пяти месяцев издевались халдеи над сыновьями Йеуды, не давая им ни хлеба ни воды. И высохли они как сухие кустарники. Длинный путь проделали изгнанники из Йерушалаима и оставили они сирану света и пришли в царство темноты. (Эйха 1:3) И когда пригнали их туда, где расселили пленников, угнанных во времена царя Йехония, вышли им навстречу их собратья и были на них одеты праздничные белые одежды сверху в знак радости победы Невухаднецара и черные траурные одежды под ними так как скорбели они об участи святого города и братьев своих. И хотя в девятом году правления царя Цидкияу за два года до падения Йерушалаима было сказано пророку Йехизкиэлю, прибывавшему в изгнании в вавилоне, что Невухаднецар начал осаду Йерушалаима и что обречены и царство и город и Храм, нелегко было увидеть своими глазами страдания и позор избранного народа.
Невухаднецар не превратил своих пленников в рабов, а расселил их на реке Квар и у холма Тель Авив, где поселил он десять тысяч людей знатеого рода и мудрецов Торы, которых он угнал вместе с царем Йохония (Йехезкиэль 3:15). И оборадовались и те и другие, и вздыхали и плакали и утешали друг друга. И узнали изгнанники, что пришли они на непустое место и братья их готовы позаботиться о них. И поняли, что был в этом божественный план.
И во многом было это изгнание тяжелее, чем Египетское рабство. В Египте сыны Израиля с одной стороны привыкли к страданиям, а с другой стороны ожидали великого избавления. Изгнанники, пригнанные в вавилон, сокрушались о произошедшем и не видели будущего. И даже если многие раскаялись и осознавали вину народа, им трудно было осмыслить, почему столь сильный гнев Вс-вышнего, обрушившился на них. Они не могли понять как так быстро могло пасть их царство и не верили в его восстановление. Многие из сыновей Израиля хранили в Египте веру, что падут царства идолопоклонников и поднимется справедливое государство Торы. Угнанные в вавилон видели своими глазами падение государства. во главе которого стоял праведный царь, опиравшийся на законы Торы. (Даат Софрим, Йехизкиэль, Введение).

Отчаяние

"Пришли десять человек (из пленных, пригнанных в Вавилон) к нему (Йехезкелю). Сказал он им: "Вернитесь ко Всевышнему в раскаянии".
Сказали ему: «Еврейский народ как раб Вс-сильного. Так вот раб, которого продал хозяин – осталась ли у него надежда вернуться к своему господину? А если ты сравнишь еврейский народ с женою, а Вс-сильного с мужем ее, то ответь нам – и жена, которую прогнал муж, – осталась ли у нее какая-либо связь с господином их?" (Санэдрин, 105а).

Сказал Всевышний пророку: "Иди, скажи им: "Где разводное письмо матери вашей, которую Я отослал от себя, или где тот, кому Я был должен и продал вас ему за долги? За грехи ваши вы были проданы и за преступления ваши отослана мать ваша" (Йешаяу, 50:1).

Положение евреев в Вавилоне и Персии

Первые пленные, угнанные царем Невухаднецаром (432г до н.э.), создали в Вавилоне целую сеть учебных заведений и. в том числе, академию, которая просуществовала почти тысячу лет. Ее основателями были великие мудрецы и пророки и среди них – член Санэдрина Мордехай, владевший семьюдесятью языками, и пророк Йехезкель. Деятельность людей духа спасла огромное число изгнанников (появившихся в Вавилонской империи после разрушения Первого Храма) от неминуемой ассимиляции и бесследного исчезновения среди халдеев. Как мудрецы, так и пророки были преисполнены любовью к Земле Израиля. Но, по всей видимости, они не смогли передать ее последующим поколениям, и только немногие вернулись на родину, когда через два года после падения Вавилона и превращения его в одну из областей Персидской империи царь Кореш издал декрет, разрешающий евреям переселяться за Иордан и восстанавливать города и Храм. Йешива в городе Неардея, расположенном на берегу реки Прат, действовала непрерывно со времени изгнанников, прибывших в Вавилон с царем Йехонией (первое изгнание). Пумбедита также была известна своими мудрецами, которые досконально знали закон и скрупулезно соблюдали все заповеди. И хотя земля Вавилона не была легким местом для проживания, мудрецы всегда были глазами общины и люди проявляли уважение к ним. "Спросил как-то Рабби Йеуда а-Наси у рабби Ишмаэля, сына рабби Йосей: "Благодаря чему люди приобретают богатство в Вавилоне?" Рабби, как и другие мудрецы, полагал что только Земля Израиля дает благословение и благо, и если люди живут благополучно за ее пределами, то это только благодаря особым их заслугам". Ответил рабби Ишмаэль: "Их особая заслуга в том, что они относятся с уважением к Торе" (Шабат, 119а). А рабби Йоханан удивлялся тому, что в Вавилоне есть мудрые люди: "Сказали рабби Йоханану: "Есть старики в Вавилоне". Удивился он и сказал: "Ведь написано: "…чтобы продлились ваши дни и дни детей ваших на этой земле…" А за пределами Израиля нет продления жизни". Тогда сказали ему, что те, кто достигает преклонного возраста в Вавилоне, рано встает, чтобы прийти в бейт-кнесет пораньше, и уходит из дома молитвы позже других. Сказал Рабби Йоханан: "Вот почему им даются долгие годы" (Брахот, 8а).
Евреи вавилонской империи оказались под властью персидских царей, когда в 370 гг до э.э. мидийский Царь Дарий и повелитель персии Кореш разрушили Вавилон. Еще со времен создателя Вавилонской империи царя Невухаднецара, стремившегося использовать еврейских мудрецов как советников и министров, евреи обладали значительным политическим влиянием. Еврейское население в большинстве своем жило общинами со своим укладом и внутренним самоуправлением. Кореш сохранил привилегии евреев. Он использовал мудрецов и советников халдейских царей и при его дворе находился пророк Даниэль, который ребенком был привезен из Йерусалима царем Невухаднецаром еще до разрушения Храма. В более поздний период самоуправление еврейских общин было узаконено персидскими царями и введена спецальная должность главы еврейского насеоения – "глава изгнания". Фактически "глава изгнания" судопроизводство, назначение судей и стражей порядка, надзор за торговлей и взымание налогов, починка мостов и расчистка арыков. Главы изгнания вели свой род от царя Давида и мудрецы видели в этом исполнение Божественного обещания "не отойдет трость от Йеуды" (Берейшит 27:10). Глава изгнания жил в великолепном дворце, держался с царским достоинством, кго подъем и отход ко сну отмечался песнями придворных певцов. Как он так и его двор существовали на взымаемые налоги. Назначение главы изганния происходило с согласия глав двух самых крупных йешив суры и пумбедиты. Самы церемония возведения в должность производилась в Суре с большим торжеством. Глава изгнания сидел между двух глав йешив и важдные люди приходили приветствтвоать его. Гаон Суры произносил слова Торы. Возведение в должность заканчивалось в пятый день недели в синагоге. Трубили в трубы и все присутсттвующие громко восклицали "Да здраствует наш повелитель".
В субботу Глава изгнания читал Тору.

Сон

Цари древности знали пророчества и верили в них. Но они полагали, что человек может бороться со Всевышним. Первым попытался поставить свое желание выше воли Тв-рца разрушитель Храма Невухаднецар. Невухаднецар понял, что семдесят лет, отведенные его империи Вс-вышним подходят к концу, но он не хотел уступать свою власть никому и мечтал построить вечную державу. Он построил огромную статую из золота, символизирующую непрерывную власть вавилона и хотел заставить все народы поклониться ей и тем самым подорвать любые силы в мире, которые смогут противостоять вавилоноской империи. Еврею запрещено склоняться перед идолом даже под угрозой смерти, но в данном случае ситуация была неопределенной – ведь статую можно было считать не идолом, а скульптурным изоброжением, символизирующим власть Вавилона. Кланяться или не кланяться? Три праведника, Ханания Мишаэль и Азария пришли к пророку Йехизкиэлю и просили его, чтобы тот обратился ко Вс-вышнему и узнал, будет ли Он защищать их. И Вс-вышний ответил, что не дает никакого обещания. И все равно решили они пойти на верную смерть ради освящения имени Вс-вышнего. И поступили не так как другие и не склонились перед статуей (Шир аШирим Раба 7:8), так как сказали сами себе если лягушки в египте прыгали в печь, чтобы освятить Имя Вс-вышнего, так чловеку и подавно положено так поступить (Псахим 53б). И бросил их Невухаднецар в огненную печь и было сделано для них чудо и вышли они из нее живые и невредимые.

В тот час, когда бросил Невухаднецар злодей Хгагия Мишаэля и Азарию в огненную печь, Вс-вышний повелел Йехизкиэлю: Иди оживи мертвых в долине Дура – там Невухаднецар в свое время убил мгожество пленных, пригнанных в Вавилон. И в тот час все воздали Хвалу Вс-вышнему за те чудеса, которые произашли в заслугу Ханания Мишаэль и Азария (Санхедрин 92б). Сказал Рабби Танхум бар Ханилай: в тот час, когда вышли Ханания Мишаэль и Азария из огненной печи пришли все народы мира и дали пощечену евреям. Сказали они им: есть у вас такой Б-г и вы кланяетесь статуе?.

Первое поколение изгнанников нашло в себе силы побороть отчаяние и, признав свою вину, смиренно склонить голову до земли и продолжать исполнять заповеди Торы — быть может, простит Он и вернет в Святую Землю. Но шли годы. Пророки и первые изгнанники, оказавшиеся в Вавилоне за десять лет до разрушения Храма, создали школы и иешивы, в которых воспитывались дети тех, кто пришел позже – с основной волной пленных, пригнанных халдеями после падения Иерусалима. Выросло новое поколение, не ступавшее по Святой Земле и не входившее во дворы Храма.Можно научить читать и писать, заворачиваться в талит и налагать тфилин. Но как объяснить поколению, выросшему в изгнании, что такое Земля Израиля? Как объяснить людям, родившимся после разрушения, что такое Храм? Невозможно рассказать слепому, какого цвета море, или человеку, никогда не пробовавшему финики, каков вкус этих плодов. Знания можно передать, а ощущения, связанные с раскрытием святости, восстановить невозможно.Это проблема любого изгнания. Кажется, что, несмотря на рабское, зависимое положение, обязанность жить по чужим законам, воспитывать детей на примерах чужой культуры и склоняться перед изображением чужих божеств, самое главное можно сохранить. До лучших времен. Но это не так — утрачивается суть учения и самой жизни. Остается только внешняя оболочка.Как избежать такого духовного опустошения? Вернуться. Или хотя бы мечтать о возвращении. Перестать мечтать об этом — грех перед Лицом Всевышнего.

В 370г. до н.э пал Вавилон. Это событие описывается в книге Даниэля: "Царь Бальшацар (в честь победы над персидским и мидийским войском) устроил великий пир для тысячи сановников своих и перед глазами тысячи этой пил вино. Опьяненный вином, Бальшацар приказал принести золотые и серебряные сосуды, вынесенные Невухаднецаром, отцом его, из Храма, что в Иерусалиме, чтобы пили из них царь, и сановники его, и жены его, и наложницы его. Тогда принесли золотые сосуды, которые были взяты из Дома Божьего, что в Иерусалиме, и пили из них царь и сановники его, жены его и наложницы его. Они пили вино и славили богов из золота, серебра, меди, железа, дерева и камня. В это время появились пальцы руки человеческой и стали писать против светильника на выбеленной мелом стене царского дворца. И увидел царь кисть руки, которая писала. Тогда царь изменился в лице, и мысли его испугали его. Суставы бедер его ослабли, а колени стали стучать друг о друга. Закричал царь во весь голос, чтобы привели лекарей, звездочетов и магов" (Даниэль, 5:1-7). Царь обещал подарки и царские почести тому, кто прочтет надпись, начертанную на стене, но никто не мог с ней справиться. Тогда царица подсказала Бальшацару позвать Даниэля. Даниэль сказал царю: "Дары твои пусть будут у тебя и награды твои отдай другому, а надпись я прочту царю и смысл поведаю ему. И вот надпись, которая была начертана: "Мане, мане, такель у фарсина". А вот смысл этих слов: "Отсчитал Вс-сильный царства твоего и завершил его. "Такель" – взвешен ты был на весах и оказался обличенным. "Парес" – рассечено царство твое и отдано персам и мидийцам… В ту же ночь был убит Бальшацар, царь Касдим". Разгромленные под стенами города персы и мидийцы, которых царь не стал преследовать, вернулись и, подкупив стражу, вошли в город. Они подожгли Вавилон, и с тех пор столица больше не восстанавливалась.

Всевышний вспомнил — и с момента падения Вавилонской империи все происходившее приближало освобождение еврейского народа. Итак, в 371 г. до н.э. евреи оказались под властью персов. Царь-победитель Дарий правил меньше двух лет, и после его смерти на престол огромной (теперь уже) Персидской империи поднялся его зять Кореш, о начале правления которого говорил пророк Йешаягу еще до разрушения северного царства Израиль (586 г. до н.э.): "Так сказал Б-г Корешу, Своему Машиаху (царю-освободителю), которого держал Я за правую руку…" (Йешаягу, 45:1). Кореш разрешил евреям переселяться за Иордан, отстраивать Иерусалим и возводить Храм. Но из всего многомиллионного еврейского населения с первым караваном, возглавляемым единственным в то время потомком царя Давида Зерубавелем, вышло всего 42 тысячи человек. Они, начавшие эпоху Второго Храма, вернулись в Святую Землю через 70 лет после первого изгнания (440 г. до н.э.)произошедшего за 18 лет до разрушения Первого Храма (422 г. до н.э.).

Кореш

"От десяти мер мощи человеческой, которые спустились в этот мир, персы взяли девять" (Кидушин 49). И были они страшны видом, грузные, волосатые, похожие на медведей, много пили и ели. Кровь проливали как воду и никто из них не знал, что такое жалость. Кореш – "собака" (Кореш на персидском собака – Седер а дорот). Его мать Астаргис родила его в блуде и царь велел бросить чужого детеныша в пустыне. Но Вс-вышний послал собаку и она выкормила его (Сефер Юхасин). А потому персидские цари почитали собак и сажали их на престоле рядом с собой (Рош аШана 4а). А когда вырос Кореш, убил царя и мать свою и стал править вместо них (до разрушения Вавилона). А Дарий Мидиец дал ему в жены свою единственную дочь. Двести лет готовил Вс-вышний пути истории и нанизывал события одно на другое, чтобы привести в мир Кореша (о нем говорит пророк Йешаяу): под его пяту отдал Вс-вышний народы, чтобы он открыл ворота Вавилона и не дал им закрыться.
И провозгласил Кореш во всех провинциях своего царства «Кто из вас из всего народа его да будет б-г его с ним и да поднимется он в йерушалаим который в Иудее и да построит дом Б-гу Вс-сильному израиля – он Б-г в Йерушалаиме. И велел всем правителям на местах всячески помогать переселенцам и содейсьвовать им в деле строительства Храма.

Большинство евреев Вавилонской империи решило, что разварачивающиеся события -не имеют перспективы и все попытки восстановить Храм Йерушалаим и страну закончатся ничем.Царь Кореш – случайный эпизод и пока не будет явных знаков Свыше, нельзя трогаться с места. Но 42 тысячи изгнанников отправились в путь. И пришли изгнанники из городов, опустошенных Невуходнецаром И смейтва вернулись в те места, откуда они были родом И принесли они родословные записи свои.

Горсточка неграмотных людей, многие из которых были женаты на женщинах, чей гиюр впоследствии не был признан, – они начали эпоху Второго Храма, отмеченную восстанием Маккавеев, обретением независимости и блистательным раскрытием глубин Торы для огромного числа людей. Кто их вырастил, кто их воспитал, кто вселил им в душу трепет перед Вс-вышним? Исходя из всего сказанного, можно представить себе, насколько велико чудо возвращения в Землю в наше время. И оно происходит не столько во внешнем мире, сколько внутри людей и внутри народа. Из ничего раскрывается Присутствие Вс-вышнего, и на этот раз оно принимает форму рождения из измученного и обескровленного физически и духовно народа сильрой нации. "Вот народ, который сотворил Я – о славе Моей раскажут они" (Йешаяу 43:21)..

Радость на пиру

После Кореша, который правил два года, на царский трон поднялся Ахашверош. Как и многие цари до него, он вступил в борьбу со Всевышним за власть на земле – запретил строительство Храма. Зная, что во время правления царя Йехонии (433 г. до н.э.) произошло еще одно изгнание, и считая его главным, Ахашверош на третьем году царствования устроил пир, празднуя свою победу: прошло 70 лет, а Всевышний не вернул еврейский народ в Святую Землю. Ахашверош был уверен, что оказался сильнее: строительство Храма остановлено и еврейский народ по-прежнему находится под властью персов.Он не знал, что через 11 лет он отменит свой приказ, запрещающий строительство Храма и восстановление дома Б-га будет завершено ровно через 70 лет после его разрушения. Но это произойдет на 14-ом году его правления, а на 3-м году евреи, приглашенные на пир в столице Шушан, радовались и веселилисьНа 12-ом году своего правления Ахашверош, под влиянием ненавистника евреев верховного визиря Амана, издал указ, повелевающий через год после написания указа в один день истребить все еврейское население во всех провинциях царства. Евреи целый год жили под страхом уничтожения. По милости Всевышнего, указ был отменен, но само его написание свидетельствует о том, что Б-жественный гнев достиг такой силы, когда ангелам небесным и жителям земли кажется, будто Творец готов уничтожить Своих сыновей.

Духовное опустошение

Спросили ученики Рабби Шимона бар Йохай: "Почему как бы был вынесен смертный приговор сынам Израиля в том поколении?" Сказал им: "Скажите вы". Сказали ему: "Потому, что получали удовольствие от пира, устроенного этим злодеем…" (Мегила, 12а).Удовольствие от пира?.. Человек слаб по своей природе, и Всевышний не поставил бы под угрозу существование народа из-за того, что увлеклись удовольствиями. К тому же мы найдем в комментариях, что Ахашверош, пригласив евреев, позаботился о том, чтобы еда была кашерной, а мужчины и женщины находились в разных помещениях. Никого не принуждали ни есть запрещенную еду, ни пить сверх меры, ни развратничать. Лишь тот, кто очень хотел придаться удовольствиям, пренебрегая запретами Торы, мог слиться с толпой неевреев и пировать на их лад.Евреи, пришедшие на пир, радовались тому, что пророчество не сбылось — и им не надо возвращаться! Радовались, что не придется трогаться с насиженных мест. Неужели недостаточно ревностного соблюдения законов Торы?Всевышнему не нужно соблюдение законов, когда пропадает мечта о возвращении. "У того, кто живет за пределами Земли Израиля, как будто нет Б-га" (Ктубот, 112а). По мнению учеников Рабби Шимона бар Йохая возгорелся гнев Вс-вышнего и задумал Он уничтожить всех евреев. Нет, конечно же Б-г никогда не разрывает союз со своим народом и никогда не погубит его, но может показать, насколько они сбились с пути, отказавшийсь от идеи возвращения и как бы замахнуться, наведя угрозу, но никогда не ударит – не даст беде свершиться. Ведь мир сотворен ради того, чтобы сыны Израиля пребывали на Святой Земле, а когда они забывают о своем предназначении мир становится ненужным и как все ненужное подлежит уничтожению и лишь надежда на исправление и возрождения в еврейских сердцах любви к Земле Израиля поддерживает его существование. Причина забывания о Земле Израиля и Храме заключается в том, что новое поколение, выросшее в изгнании никогда не ощущало сявтости земли и Храма. В изгнании новое поколение можно научить Торе, но передать те ощущения, которые рождаются у человека, когда он входит в Храм – невозможно. Нельзя научить человека тому особому восприятию мира, которое возникает, когда еврей идет по Святой Земле. Поэтому евреи, большинство из которых принадлежало поколению, родившемуся на территории Вавилона, не почувствовали того святотатства, которое заключалось в самой идеи оставить навечно евреев на восточном берегу Иордана и не отреагировали на осквернение сосудов Храма Ахашверошем, хотя ни за что бы не стали есть некашерную пищу даже под угрозой смерти.
После смерти Ахашвероша в … году на престол поднялся Дарий (Дарьявеш) 2й. Во втором году его правления исполнилось семдесят лет с момента разрушения Храма и началось его активное восстановление.