Миф: "Израиль – это искусственное образование, не имеющее права на существование".
Факт: Экстремистская арабская риторика неизменно начинается с заявления, что Израиль не имеет право на существование как суверенное еврейское государство. На самом деле историческое происхождение Израиля не менее внушительно, чем у любого другого государства. Его международное “свидетельство о рождении” получило юридическую силу в соответствии с древним обетом Библии; Британской Декларацией Бальфура 1917-го; Мандатом Лиги Наций, в который вошла Декларация Бальфура; Резолюцией ООН о разделе Палестины от 1947 года; принятием Израиля в состав ООН в 1949 году; признанием Израиля множеством других государств, – и благодаря преуспевающему обществу, созданному израильтянами за 28 лет динамичного национального развития. Еврейский народ хранит связь со своей исторической Родиной более 3000 лет, со времен Авраама. Евреи говорят на родном языке и представляют собой совершенно особенную, отличную от иных, цивилизацию. Возвращение в Землю Израиля происходит веками, и 78 лет строительства нации, начиная с 1870 года, привели к образованию Еврейского государства, которое, наконец, было признано ООH в 1948 году.
Миф: "Сионизм – это расизм".
Факт: Сионизм – национально-освободительное движение еврейского народа. Это современное воплощение его 1900-летней мечты: отстроить еврейское государство Израиль после разрушения Второго Храма и изгнания евреев. Уроки истории убедительно доказали, что собственная страна необходима евреям, как гарантия безопасности. Сионизм определяет еврейство, как общность веры, культуры, истории. Самые разные евреи, более чем из ста стран представлены в населении Израиля. Кроме того, в число граждан Израиля входят полмиллиона мусульман и арабов, исповедующих христианство, друзы, бахайцы, черкессы и другие этнические группы. Многие христиане поддержали цели и идеалы сионизма. Открытый и демократичный характер Израиля и скрупулезное соблюдение религиозных и политических прав христиан и мусульман опровергают обвинения израильского общества в замкнутости. Права каждой религиозной общины гарантируются израильским законом. В противоположность этому, каждое арабское государство, за исключением Ливана, установило Ислам государственной религией, и религиозные меньшинства подвергаются гонениям или притеснению. Евреи более чем из ста стран, представители каждой расы обрели Родину в Израиле. Наряду с тем, что Закон о Возвращении гарантирует немедленное получение гражданства всем евреям, израильское законодательство о гражданстве и для неевреев тоже более либерально по сравнению с аналогичными законами Соединенных Штатов и большинства западных стран. Арабские государства устанавливают гражданство строго для уроженцев этих стран. Почти невозможно стать полноправным гражданином во многих арабских государствах, особенно в Алжире, Саудовской Аравии и Арабских Эмиратах.
Миф: "Сионистские поселенцы могли бы выбрать любую другую страну (кроме Палестины)".
Факт: В конце 19-го века рост религиозного и расистского антисемитизма привел к возобновлению погромов в России и Восточной Европе, вдребезги разбивших прежние чаяния равенства и веротерпимости. Это породило иммиграцию евреев из Европы в Палестину. В это же время возникла параллельная волна еврейской иммиграции в Палестину из Йемена, Марокко, Ирака и Турции. Эти евреи не имели ни малейшего представления о политическом сионизме доктора Герцля, или погромах в Европе. Их подвигла многовековая религиозная мечта о "возвращении в Сион", и услышав о том, что ворота Палестины открыты, они смело отправились навстречу трудностям пути и устремились в "Землю Израиля". В 1897 еврейские лидеры официально учредили Сионистское движение, призывая к восстановлению еврейского Национального очага, где евреи получили бы убежище, возможность самоопределения и возрождения своей цивилизации и культуры. Идеал сионизма о возвращении в Израиль имеет глубокие религиозные корни. Многие еврейские молитвы упоминают о Сионе, Иерусалиме, и Земле Израиля. Завет не забывать Иерусалим – одна из основ Иудаизма. Только в Израиле может быть восстановлено общественное благополучие евреев – это религиозный, культурный, исторический императив.
Миф: “Декларация Бальфура была британским планом подавления арабского стремления к национальной независимости”.
Факт: Сионистские лидеры обращались к правительству Турции с просьбой о содействии еврейским поселениям в Палестине. Но тщетно. Во время Первой Мировой войны многие евреи были вынуждены покинуть Турцию из-за жестокости Оттоманского режима. В 1917 году Британия издала Декларацию Бальфура: “Правительство Ее Величества приветствует создание в Палестине еврейского национального очага, и будет всемерно содействовать достижению этой цели. Само собой разумеется, не следует допускать ущемления гражданских и религиозных прав существующих нееврейских общин Палестины, равно, как прав и политического статуса евреев в любой другой стране”. Декларация Бальфура завоевала одобрение в Соединенных Штатах и других западных странах.
Поначалу можно было предположить, что и арабские страны примут ее. Эмир Фейсал, сын общепризнанного арабского лидера, меккского шерифа Хусейна, встречался с доктором Хаимом Вейцманом и другими сионистскими лидерами в ходе парижской мирной конференции 1919 года. Они подписали соглашение, которое с позиций национальной близости и расовой общности, существующих между арабским и еврейским народами, провозглашало, что “наиболее надежное средство разработки путей достижения национальных устремлений – максимально возможное тесное сотрудничество в построении арабского государства и Палестины”. Соглашение выглядело, как воплощение декларации Бальфура и также призывало принять “все необходимые меры для содействия и поощрения иммиграции евреев в Палестину в больших масштабах, быстрейшего расселения еврейских иммигрантов в многочисленных поселениях и для экстенсивного освоения земель". 3-его марта 1919 года, через день после представления Дела Сионизма участникам мирной конференции, Фейсал в письме, адресованному Феликсу Франкфуртеру писал: “ Арабы, особенно просвещенные, относятся к Сионистскому движению с глубочайшей симпатией. Мы сердечно приглашаем евреев на Родину. Мы трудимся вместе над преобразованием и возрождением Ближнего Востока, и оба наших движения дополняют друг друга. Еврейское движение националистическое, но не империалистическое. Наше движение националистическое, но не империалистическое. И для нас обоих найдется место в Сирии (под турецким правлением Сирия включала часть Палестины). Поистине, ни один из нас не достигнет реальных успехов без другого”.
Т.-Е. Лоуренс, борец за национальную независимость арабов, который организовал встречу, предсказал в 1920 году, что успех Сионистского Ишува неминуемо приведет к росту материального благосостояния арабского населения, живущего рядом, до уровня еврейского лишь с очень незначительным запаздыванием, и последствия этого могут быть чрезвычайно существенны для арабского мира. Фейсал возлагал надежды на то, что англичане выполнят свои обещания времен войны и предоставят независимость значительной части Оттоманской империи. Однако эти надежды, казалось, рухнули, когда Франция получила мандат над Сирией, изгнав Фейсала, провозглашенного королем. В утешение британцы объявили его королем Ирака.
Стремясь еще сильнее угодить арабам, Уинстон Черчилль, возглавлявший Министерство Колоний, “отрезал” почти четыре пятых территории Палестины (примерно 35 тыс. кв. миль) и создал совершенно новое арабское государство – Трансиорданию, “возведя на трон” брата Фейсала – эмира Абдуллу. Британия управляла Трансиорданией до 1946 года, когда ей была “дарована” независимость. Распределение территории в такой пропорции – первый раздел Палестины и обещанного Национального очага – было сокрушительным ударом для сионистов, но большинство было вынуждено смириться с этим, так как в это же время (в 1922 году) Британия получила Мандат Лиги Наций на управление Палестиной. Следует подчеркнуть, что с этих пор мечта арабов о “великой империи” осуществилась. В 1976 году Арабская Лига насчитывала уже 20 самостоятельных государств, занимающих площадь более пяти млн кв. миль с населением, превышающим 137 млн человек.
Миф: "Израиль был создан для обслуживания Западного империализма и колониализма".
Факт: Израиль создали евреи всего мира, начав в 19 веке возвращаться на свою историческую родину. Как правило, Британия и Франция стремились воспрепятствовать расселению евреев в Палестине, руководствуясь империалистическими интересами. Британцы вели проарабскую политику, стремясь не допустить появление еврейской государственности. Британцы расположили свои военные базы в арабских государствах, а не на Родине евреев. Арабы отреагировали на иммиграцию евреев террором и насилием в 1920 и 1929. Евреи пытались защищаться, но внезапные нападения арабов на новых еврейских поселенцев достигли своей цели – вынудить англичан ограничить еврейскую иммиграцию и покупку землевладений.
Миф: "Британцы помогли евреям захватить Палестину".
Факт: Британское правительство последовательно сокращало еврейскую иммиграцию на территорию Мандата в 1921, 1929 и, наконец, в 1939. Британцы жестко ограничивали приобретение землевладений в больших масштабах, даже по непомерным ценам. Тем не менее, в то же самое время арабы из Египта и Сирии свободно въезжали на территории мандата, чтобы воспользоваться преимуществами высокого уровня жизни и высокой оплаты труда, появившимися благодаря еврейскому ишуву. Согласно данным Британской переписи, арабское население возросло на 72,5% по сравнению с 25% прироста в плодородном Египте. Между Первой и Второй мировыми войнами еврейское население палестины выросло на 375 тыс., нееврейское – на 380 тыс.
Обращает на себя внимание тот факт, что прирост арабского населения был наибольшим в местах интенсивного еврейского развития. Арабское население выросло на 216% в Хайфе, на 134% – в Яффо и на 90% в Иерусалиме. В противоположность этому – арабское население росло значительно медленнее в отсутствие еврейского освоения Палестины: на 42% в Наблусе (Шхеме), на 40% в Дженине, на 32% в Бейт-Лехеме1. Арабская иммиграция несомненно превышала официальную статистику, так как нигде не был учтен приток арабов, проникавших на территорию Палестины без каких бы то ни было иммиграционных формальностей.
Британцы встречали в штыки появление еврейской государственности в Палестине, т.к. воспринимали ее как угрозу своим империалистическим интересам и своим взаимоотношениям с арабами. Британские антиеврейские тенденции достигли кульминации в позорной Британской Белой книге, которая предполагала ограничить будущую еврейскую иммиграцию десятью тысячами ежегодно в течение пяти лет, и в дополнение к этому 25-ю тыс. беженцев от нацизма – 75-ю тыс., в общей сложности. Евреям разрешалась покупка земли, площадью не более 5% территории страны. Через 10 лет это было бы независимое государство. Арабское! Таким образом, образом, когда евреи более всего нуждались в убежище, в то время, когда Гитлер угрожал истреблением евреям Европы, и по всему миру перед евреями захлопнулись двери, британское правительство провозгласило политику, которая была не чем иным, как закрытием дверей Палестины и крушением всех планов создания еврейского государства. Когда британские войска покидали Палестину в канун объявления независимости Израиля, все стратегически важные позиции и войсковое снаряжение они передали арабам.
Миф: "Палестина всегда была Арабской страной".
Факт: Палестина никогда не была исключительно арабской страной, несмотря на то, что после арабского нашествия седьмого века большинство населения постепенно заговорило на арабском языке. В Палестине никогда не было арабского государства и никогда не существовало отдельного палестинского арабского народа. Палестинский национализм – поствоенный феномен Первой мировой. Палестинские арабы за все время своего существования не создали собственной самодостаточной государственности, или любой другой формы политической и национальной идентификации. Они никогда не были автономны.
Миф: "Запад поселил евреев в Палестине за счет арабов, чтобы загладить вину за то, что демократическим правительствам не удалось предотвратить гитлеровское истребление евреев".
Факт: Декларация Бальфура 1917-го и другие официальные и неофициальные проявления поддержки Западными странами идеи Еврейского Государства намного предшествовали появлению Гитлера. Именно арабы терроризировали еврейских поселенцев в Палестине, а не наоборот. Это именно они оказывали давление на британцев, чтобы те "не подпускали" евреев к Палестине. И когда Гитлер захватил власть, именно арабские государства выразили ему поддержку. Муфтий Иерусалима Амин эль Хусейни, открыто сотрудничавший с Гитлером и ездивший в Берлин во время Второй Мировой войны, возглавил продолжительную антиеврейскую арабскую кампанию. Президент Египта Садат также был приверженцем Гитлера, сотрудничая с наци во время Второй Мировой и публично восхваляя фюрера в египетской прессе даже в начале 50-х. "Немцы", – говорил восхищенно Эль Хусейни во время ноябрьского ралли (съезда) 1943 года в Берлине, – "знают, как избавляться от евреев". В соответствии с этим, муфтий послал несколько писем высшим нацистским чинам, одно из них – Генриху Гиммлеру – 27 июля 1944 года, содержащего настойчивую просьбу к Германии сделать все, что необходимо, чтобы не допустить эмиграции евреев в Палестину". Документы, представленные в 1946 году на Нюрнбергском Процессе подтвердили соучастие Муфтия в нацистских преступлениях. Таким образом, на арабах лежит тяжкая ответственность за гибель множества евреев от рук наци.
Миф: "Иерусалиму не обязательно быть столицей Израиля".
Факт: В политической и религиозной жизни евреев Иерусалим всегда играл важную роль. На протяжении трех тысяч лет, с тех пор, как царь Давид превратил укрепленный город йевусеев в свою столицу, в Иерусалиме всегда жили евреи. Западная Стена в Иерусалиме – часть еврейского Храмового комплекса, построенного Иродом свыше 2000 лет тому – объект благоговения и почитания для каждого еврея, и средоточие еврейской молитвы. Иерусалим в еврейской молитве отождествляется с Израилем.
Миф: "Иорданцы надлежащим образом заботились о еврейских святынях".
Факт: Иорданцы осквернили еврейские святые для евреев места. Заботясь о развитии туризма, Хусейн разрешил проложить дорогу к новому отелю "Интерконтиненталь" через кладбище на Масличной горе. Сотни еврейских надгробий были разрушены при строительстве этого "хайвэя", который успешно мог быть проведен в любом дргом месте. Камни, увековечившие память раввинов и мудрецов, использовались инженерными войсками арабского легиона для сооружения фундаментов, стен, мостовых и "отхожих мест" военного лагеря. Надписи на камнях все еще видны. Некоторые из них использовались для постройки террас в саду отеля. Подобному осквернению подверглось еврейское кладбище в Хевроне. Оно было разрушено и превращено в поле. Древний еврейский квартал Иерусалима был разорен. 34 синагоги (некоторые, как Хурва, пережившие века) были разрушены. Из Хеврона пришли арабские поселенцы, и квартал "утонул" в трущобах. Стена была осквернена трущобными жилищами и отхожими местами. Два значительных комплекса зданий: Госпиталь Хадаса и Еврейский Университет, – пустовали на вершине холма Скопус в течение двадцати лет.
Миф: "Соединенные Штаты единолично ответственны за создание государства Израиль".
Факт: США вовсе не были инициатором "распределительной" резолюции. Они даже не вошли в 11 наций, составивших Совет Безопасности, который и внес на рассмотрение предложение о разделе Палестины. США всего только были одной из 33-х стран, которые одобрили это предложение. Недавно рассекреченные документы Госдепартамента США, содержащиеся в томе 5-ом "Внешние сношения Соединенных Штатов, 1947, Ближний Восток", недвусмысленно доказывают, что нет ни единого свидетельства в пользу расхожего мнения, что Госдепартамент, или президент Трумэн оказывали давление на какую-нибудь из стран-участниц в процессе голосования за раздел. Однако арабы враждебно настроены именно по отношению к США за их позицию в 1947 году. С другой стороны, арабы выказывают свое расположение к СССР, несмотря на то, что он также поддержал раздел и немедленно признал Государство Израиль.
Чтобы "примирить противоречие", следует заметить, что арабы всегда относились пренебрежительно к Объединенному Королевству, которое возражало против раздела Палестины и поддерживало арабов в дебатах ООН. Напомним также, что США в 1948 году отказались от поддержки резолюции о разделе и вернулись к идее "попечительства, опекунства, мандата", тогда как русские продолжали защищать раздел.
Миф: "Соединенные Штаты отдавали предпочтение Израилю перед арабами в 1948 году под давлением американского сионистского меньшинства".
Факт: Большинство американцев одобряли создание Государства Израиль, хотя Госдепартамент возражал и не хотел поддерживать его. Поддержка идеи "спасения Сиона" в американском обществе возникла много поколений назад среди ранних колонистов под воздействием Библии, задолго до появления сколько-нибудь заметного еврейского населения США. Президент Джон Адамс писал в 1818 году: "Я действительно желал бы, чтобы евреи снова стали независимым народом Иудеи, поскольку верю, что наиболее просвещенные из них способствовали улучшению нравов нашего века".
Истребление евреев в Европе сосредоточило внимание всего мира на необходимости существования их собственного Отечества. Современное Сионистское движение не было оформлено официально до 1897 года. Тем не менее, шестью годами раньше – 5 марта 1897 года – преподобный Уильям Е. Блэкстон представил петицию президента Бенджамена Гаррисона, призывающую международное сообщество "признать Израильские притязания на Палестину, как на дом, принадлежащий им издревле". Эта петиция, в частности гласила: "Почему бы не вернуть им Палестину?" По Б-жественному распределению народов – это их дом – неотторжимые владения, откуда они были изгнаны силой". Ее подписали многие влиятельные общественные деятели, деятели церкви, представители прессы и делового мира. Созвучные мнения были выражены президентами Мак-Кинли, Рузвельтом и Тафтом. Президент Вудро Вильсон "подписался" под Декларацией Артура Джеймса Бальфура. "Аналитическая служба" американской делегации на Парижской мирной конференции 1919-го рекомендовала: "Евреев следует пригласить вернуться в Палестину и поселиться там. Политика Лиги Наций должна быть такова: признать Палестину еврейским государством, коль скоро это в действительности Еврейское государство".
В 1922 году Конгресс США принял резолюцию, одобряющую декларацию Бальфура. Обе национальные политические партии (демократы и республиканцы) призвали к восстановлению Еврейского Государства в 1944 году, и подобная же резолюция была принята Конгрессом в 1945. Это не означает, что американская политика всегда пребывала в одном и том же русле. Временами противоположные интересы отклоняли и разворачивали ее течение. Традиционный изоляционизм США препятствовал появлению любой позитивной инициативы после "экстравагантного" поступка Вильсона. США рассматривали Средний Восток, как сферу британского влияния. После Второй Мировой Войны Вашингтон стал ареной острой борьбы взглядов на проблему разделения. Но когда дебаты завершились, Президент Трумэн признал Израиль в 1948, сделав то, что пришлось по душе большинству американцев. Нельзя отрицать, что американские евреи возглавили кампанию в поддержку создания еврейского государства. Но правда и то, что многие американские чиновники высокого ранга были в оппозиции к этой идее, и заверяли арабов в том, что еврейского государства не будет. Действительно, в своих воспоминания Трумэн писал, что "дипломатов больше заботит реакция арабов, чем страдания евреев". Но опрос общественного мнения и мнения историков, произведенный в 1948, подтвердил, что преобладающее большинство американцев: христиан и евреев; сионистов и не сионистов, – поддержало Дело Израиля. Опрос после Шестидневной Войны и Войны Йом Кипур подтвердил, что общественное мнение американцев остается на стороне Израиля. Тот же опрос выявил поддержку продолжающимся поставкам оружия в Израиль, поскольку совершенно очевидно, что причиной войны Судного Дня была арабская агрессия.