Авраам, поставил своей целью преобразовать весь мир: научить людей вере в единого Б-га, любви, справедливости. Но не все его потомки были готовы взять на себя такую ответственность. Ишмаэль ушел в пустыню и занялся разбоем, дети Ктуры, которую Авраам взял в жены после смерти Сары, ушли на восток, так как не были в состоянии понять учение своего отца. Эсав, сын Ицхака, встал на путь преступлений и взял в жены идолопоклонниц. И только Яаков размышлял о судьбах мира и думал, как привнести в него добро, и именно он смог воспитать двенадцать сыновей, ни один из которых не оставил веру в единого Б-га. Путь, выбранный Яаковом, был сопряжен со многими страданиями. Он знал о предсказании, полученном Авраамом, что тот, кто станет продолжателем его дела, окажется в рабстве на четыреста лет. Наш праотец знал, что и дальнейшая история народа, который возьмет на себя ответственность за весь мир, будет нелегкой. Видимо, для того, чтобы исправить зло, его надо как следует почувствовать на себе. Земля Израиля должна была достаться тому, кто станет продолжателем дела Авраама. Создание справедливого общества и его развитие изначально были возложены на Эсава, а Яаков должен был дать миру учение о едином Б-ге. Но нашему праотцу пришлось взвалить на свои плечи не только привнесение в мир духовности, но и преобразование материального мира. И хотя на протяжении истории потомки Яакова нередко поступали подобно Эсаву, оставившему традиции отца: покидали еврейский мир и прокладывали свой путь в нееврейскую культуру – они никогда не могли сбросить со своих плеч обязанность продвигать весь мир вперед, привнося в него новые идеи, новое видение, новые методы управления и технологии развития. После заключения союза с Вс-вышним никто не в силах отказаться от выполнения своей роли – и еврей продвигает весь мир вперед либо сознательно, либо не задумываясь над тем, что он делает. Так уж ведет его рука Вс-вышнего: по собственному желанию или против него – еврей движется в одном направлении. Первый путь – путь нормального развития. Второй – тяжелого, сопряженного со многими трудностями и страданиями. Первый путь – это изучение Торы и обращение с молитвой к Вс-вышнему, распространение знаний среди народов мира в том виде, в котором они могут быть поняты ими и применены в жизни. Второй – жизнь среди народов мира, приверженность их культуре и образу жизни, владение их языком, заимствование их образа мышления, и, одновременно, привнесение в их жизнь новых идей, напрямую связанных с Торой. Еврей, даже оторвавшись от Торы, сохраняет на протяжении двух-трех поколений способность смотреть на мир другими – по сравнению с окружающими народами – глазами. У него все еще проявляются способности, полученные Авраамом в тот момент, когда Вс-вышний, заключая союз, поднял его выше звезд. Как и наш праотец, он умеет представить себе вселенную не с точки зрения материального мира, а с точки зрения мира духовного. У него по-прежнему сохраняется повышенная чувствительность к несправедливости, и желание исправить весь мир существует одновременно с интересом ко всем деталям окружающей природы и человеческого общества, с желанием проникнуть в суть вещей. Вот эти-то оторвавшиеся от своего народа сыновья Израиля, занимающиеся материальными структурами, невольно выполняют функцию Эсава, который, отказавшись от духовности, утратил возможность какого-либо развития вообще. (Ведь человечество движется вперед за счет новых идей, а они всегда связаны с духовным миром, с представлением о Б-ге, о роли человека и об окружающей его среде, о перспективах развития и о конечной цели всей истории.) Далеко не всегда евреи оказываются в чужой среде и занимаются чужой работой по своей воле. Причиной этому может стать изгнание, ослабление связи с Землей Израиля, утрата национальных интересов, продуманная деятельность властей, всегда стремящихся воспользоваться еврейскими интеллектом и способностями. Самым ярким примером являются Эйнштейн, Фрейд и Карл Маркс. Три еврея, совершенно разные, разного характера и по-разному относившиеся к своей традиции и народу, изменили мышление людей, дав человечеству абсолютно новые представления об окружающем мире, природе человека и справедливости в обществе. В тот год, когда нееврейский мир стоял на рубеже эпох и заканчивал свое второе тысячелетие, проводилось много исследований и общественных опросов. Одним из моментов, который вызывал постоянный интерес историков и социологов, был вопрос о влиянии на пути развития человечества. Проведенные опросы и исследования привели к выводу, что на общественный и научный прогресс общества наибольшее влияние оказали два человека: Альберт Эйнштейн и Зигмунд Фрейд. Они показали мир и человека так, как это могли показать только евреи. Эйнштейн нарисовал картину вселенной, где все взаимосвязано: скорость влияет на течение времени, а масса искривляет пространство, делая его в конечном итоге замкнутым. Он показал, что фактически любая материя является сгустком энергии. Его теория относительности позволила понять, что субъективное восприятие человека определяет время и пространство, и что время может течь по-разному для разных людей. Эйнштейн начал разработку корпускулярной теории света, представившей лучи состоящими из отдельных фотонов и изменившей представления о самой природе света. Глазам людей открылся новый мир, что подтолкнуло другие исследования и открыло двери технологическому прогрессу. Но за возможность выхода на новые рубежи знаний пришлось дорого заплатить: мир получил атомные и ядерные потенциалы. Эйнштейн научил мир еще одному важному принципу, который также мог привнести в сознание людей только еврей: ученый несет ответственность за последствия, вытекающие из его открытий и изобретений: он очень переживал, когда узнал о взрыве бомб над Хиросимой и Нагасаки. Другой бы сказал: <Я сделал то, что сделал, а злодейство людей повернуло все в дурную сторону>. Другой, но не еврей. Еврей берет на себя ответственность за весь мир. Альберт Эйнштейн обладал религиозным сознанием, был предан своему народу, видел в создании государства Израиль исполнение пророчеств. Но изменил он в основном нееврейский мир, так как жил и работал именно в нем. Зигмунд Фрейд был другим человеком. Он старался разорвать всякую связь с еврейством и отрицал ее при всяком удобном и неудобном случае. Его работы оказали огромное влияние на формирование мышления неевреев. Они также несут на себе отпечаток силы союза Авраама, выведенного Вс-вышним за пределы звезд, позволяющей человеку взглянуть не только на весь мир, но и на себя самого со стороны. Но – в отличие от Эйнштейна – в теориях Фрейда были заложены не только конструктивные, но и вредные для человечества посылки. Фрейд подарил человечеству чисто еврейскую идею: как в мире нет ничего случай-ного, так и в поведении человека отсутствуют случайности. Все ошибки, недоразумения, неудачи, оговорки – все это продиктовано состоянием человека, его мыслями, настроениями и желаниями, возникшими в какие-то предыдущие моменты времени. В <Мишлей> царь Шломо поучает своих потомков и говорит: <Никогда не говори перед ангелом, что совершил ошибку. Зачем тебе, чтобы Вс-вышний прогневался на тебя?> Нет такого понятия <случайное действие>. Корень любого зла – в человеке, и он несет за него ответственность. Жертвы в Храме принимались как раз за ошибочные действия, а не за злодейское преступление. В последнем случае жертва не помогала, а лишь раскаяние и молитва. Таким образом, иудаизм возлагает на человека ответственность за ошибки и требует искупления их жертвой. Фрейд вычленил стремление к женщине, определив его как основной стимул всей деятельности, как творческой, так и разрушительной. Во введении к книге <Зоар> подробно обсуждается эта посылка. Чрезмерное влечение к женщине образно представлено как Лейлит, мифическая женщина, властвующая ночью. Из-за дурных мыслей совершаются ошибки и преступления – они – начало греха. Тора расходится с Фрейдом: великий психоаналитик воспринимал природу человека как неизменную данность, а наше учение заявляет, что у людей есть сила, позволяющая им побороть дурное начало, выйти на уровень ясного виденья мира и совершать правильные, красивые и благородные поступки, продиктованные не инстинктами, а духовными целями. Понятие <подсознание>, введенное в науку Зигмундом Фрейдом, так же подробно обсуждается и исследуется в наших книгах. В подсознании человек хранит все то хорошее и плохое, с чем он не может справиться на сознательном уровне. Задача человека (по теории Аризаля) – вывести на сознательный уровень все, что хранится в его подсознании. Иными словами: осмыслить, понять и реализовать в мире прямую связь с Б-гом, с которой человек не справляется на сознательном уровне, а также осмыслить все плохое, что происходило с ним, извлечь уроки и даже научиться это использовать. Символом такого процесса является расчленение человека на мужчину и женщину при их сотворении (все, что происходило при сотворении, продолжает действовать в той или иной форме на протяжении всей истории). Женщина, которая находилась <за спиной>, оказывается лицом к лицу с Адамом. Так подсознание, инстинкты и все непознанное находится <где-то за спиной>: присутствует, но его невозможно Разглядеть. А если отделить его от себя и посмотреть ему в лицо – оно выйдет на сознательный уровень. Теория снов также подробно разработана в Талмуде (трактат Брахот), в мидрашах и в комментариях (Маарша на трактат Брахот). Карл Маркс происходит из семьи крестившихся евреев. Масштабность его мышления, чувство справедливости, желание преобразовать весь мир можно объяснить только еврейскими генами. Социальные теории, созданные им, можно назвать мессианской мечтой. Они произвели на человечество не меньшее впечатление, чем в свое время христианство. Оно так же было еврейской идеей, доставшейся внешнему миру в искаженном виде из-за евреев, оставивших свой народ. Было бы гораздо лучше и правильнее, если бы народы мира учились у носителей Торы, а не у тех, кто в искаженном виде выплескивает ценнейшую и преобразующую человека информацию во внешний мир. Будем надеяться, что в ближайшем будущем все евреи соберутся на своей земле, перестанут работать на чужие народы и начнут реализовывать себя в Торе. И все станет на свои места. Тогда народы мира придут, чтобы выучить все в правильном и нужном изложении. <И будет впоследствии дней гора дома Б-га выше всех гор, и возвысится она над холмами, и устремятся к ней все народы. И пойдут многие народы, и скажут: <Давайте взойдем на гору Вс-сильного, в дом Б-га Яакова, что-бы Он научил нас путям Своим и чтобы мы пошли стезями его> (Йешаяу, 2:1-3).