gdrt230-1

Последний царь Химьяра

January 4, 2011 Автор: Хагай Мазуз - No Comments

Перевела и подготовила к печати Хана Ар-Шалом.
 
В центре Иерусалима есть улица имени Юсуп Ду-Нуваса. Кто был этот человек? Ответ на этот вопрос скрывается в дебрях истории Аравийского полуострова, в борьбе за власть между религиями и империями и в предании о царе, избравшем веру в еврейского Бога. Юсуп Ду-Нувас (что в переводе означает «кудрявый») был последним царем Химьяра – современный Йемен. Он родился в 460 г. н.э. и умер в 522 г. Фактически, его правление привело к падению суверенного Химьяритского царства. Сохранилось множество легенд о его яркой личности, о том, как он принял еврейскую веру и обратил в еврейство большую часть своих подданных, в период, который был, наверное, одним из самых интересных и драматичных в истории южной части Аравийского полуострова.

 

Крошечные царства и великие империи

Химьяритское царство было основано в 115 г. до н.э., а в 280 г. н.э. ему удалось завоевать древнее царство Саба. Экономика Химьяритского царства была основана на земледелии и на производстве благовоний.

В 4 веке, когда захваты Химьяритского царства в близлежащих областях достигли своего апогея, царство начало переживать закат. У этого были причины как внешнего, так и внутреннего характера. Римляне завоевали Левант и Египет и достигли морского превосходства в этом регионе. Это нанесло ущерб экспорту Химьяритского царства, а следовательно, и его экономике. Гражданская война между многочисленными племенами разрывала царство изнутри.

Война, которую вел Химьяр против царства Саба, привела к массивной эмиграции из районов, где велись бои, в область современной Эритреи и Северной Эфиопии. Так было основано знаменитое Аксумское царство. В 333 г., во времена правления императора Эзаны, в Аксуме было принято христианство как государственная религия, примерно за 50 лет до того, как Аксумское царство официально вошло в Византийскую империю. Так возникло противостояние между южными царствами, принявшими христианство, и Персидской империей Сасанидов, в которой процветал зороастрийский культ огня. Каждая из сторон стремилась присоединить к себе близлежащие государства. Политическое давление сопровождалось и религиозным фанатизмом. Разумеется, жители Аксумского царства воевали на стороне византийцев против персов. Они заключили союз с царством Саба и вместе с его воинами вторглись в Химьяр.

 

Ду-Нувас, еврейский царь

Прежде чем Ду-Нувас взошел на престол, положение в Химьяритском царстве было самым плачевным. Предыдущий царь, не принадлежавший к царской династии, был продажным, и фактическая власть в стране принадлежала аксумскому военному наместнику. Предание гласит, что царь приглашал законных претендентов на престол к себе на пир и убивал их, дабы устранить конкурентов. Однажды царь пригласил к себе на пир Зуру бен Заида – человека деятельного, известного своим умом и мужеством, который впоследствии, приняв иудаизм, прославился как Юсуп Ду-Нувас.

Ду-Нувас понял, что царь задумал убить его, и спрятал у себя в сапоге острый нож. В разгар пира он выхватил нож и убил царя. В знак благодарности за убийство продажного и жестокого диктатора племена Йемена провозгласили Ду-Нуваса своим царем.

В Химьяритском царстве царила анархия: знать была разобщена и всю страну охватили феодальные междоусобицы. Каждый феодал стремился основать свою собственную мелкую автономию. Фактически, царством правила аксумская армия, а в провинции Наджран, расположенной к северо-востоку от Химьяра, проживала большая христианская община, имевшая около 40 тыс. воинов, которая была связана с аксумской церковью и фактически служила пятой колонной в Химьяритском царстве.

 

Гиюр как акт протеста

Как было сказано выше, во времена Ду-Нуваса две империи боролись за гегемонию в этом регионе: Персидская империя Сасанидов и христианская Византия. Византия стремилась завладеть сухопутными и морскими торговыми путями в Индию и Китай. Византийский император Юстиниан планировал атаковать персов одновременно с севера, юга и запада. На южном фронте он заручился помощью Аксумского царства – единственной христианской державы на побережье Красного моря, чтобы завоевать Химьяр, а оттуда атаковать персов с юга. Ду-Нувас понял, какая опасность для его страны заложена в империалистских планах Юстиниана, и взойдя на престол, начал мобилизовать местные и иностранные войска, чтобы дать отпор аксумской армии.

В то время в Йемене жило много евреев. Они считались знатью в Химьяритском царстве. В 4 веке языческие арабские племена, жившие по соседству с евреями, испытали на себе влияние монотеистической еврейской веры. В 6 веке, главным образом, в годы правления Ду-Нуваса, евреи оказывали решающее влияние на царскую династию Химьяра и местную знать. Знатные вельможи Химьяра определяли свою веру как монотеистическую и называли своего Бога «Всемилостивым», подобно евреям. На обелиске, который воздвиг химьяритский царь Асад Абу Кариб в честь починки знаменитой Марибской плотины, выбита надпись: «Господь – Владыка неба и земли». Другая надпись того же периода, вызвавшая живой интерес во всем мире, начинается со слов: «Да будет благословенно имя Всемилостивого, Который на небесах, и народ Израиля, и его Господь!» В еще одной надписи сказано: «При помощи и содействии Всемилостивого, Владыки неба и земли». Все исследователи едины во мнении, что эти надписи созданы евреями или теми, кто принял еврейство, а не христианами.

Исследователи расходятся во мнениях, принял ли Ду-Нувас иудаизм, или же просто был подвержен монотеистическому влиянию йеменских евреев. Согласно одному из мнений, Химьяритское царство не было еврейским, проповедуемый им монотеизм был всего-навсего выражением его политической суверенности и был распространен, главным образом, среди знати. Однако нет никаких сомнений в том, что химьяриты ненавидели христианство, потому что оно представляло в их глазах Византийскую империю и ненавистный Аксум, которые стремились завладеть их страной.

По всей вероятности, химьяриты приблизились к иудаизму – который соответствовал монотеистическому направлению, избранному ими, – в качестве акта протеста против христианства. Это помогло иудаизму превратиться в официальную религию Химьяритского царства и заложило основы религии будущих завоевателей Химьяра – ислама.

 

Антихристианский поход

В 522 г. Ду-Нувас захватил столицу Химьяритского царства – Тафар, уничтожил аксумское войско, располагавшееся там, устроил резню среди христиан, аксумов и химьяритов и сжег все церкви в городе. Войска Ду-Нуваса атаковали византийские торговые караваны, проходившие через Химьяр по пути в Индию. Его действия были согласованы с евреями и с персами – заклятыми врагами византийцев. В тот же период персы захватили Землю Израиля, воспользовавшись восстанием евреев против византийцев. Однако в конце концов персы отступили, и византийцы устроили кровавую резню среди евреев Земли Израиля.

Изгнав военную власть из своей страны, Ду-Нувас пожелал избавиться и от христиан Наджрана. В 523 г. он начал войну с ними. Существуют различные мнения относительно того, что именно послужило поводом к этой войне. Согласно одному из мнений, еврей из Наджрана по имени Дус пожаловался царю, что местные христиане безжалостно убили двоих его сыновей, и Ду-Нувас решил жестоко отомстить тамошней христианской общине. Согласно другому мнению, Ду-Нувас устроил резню среди христиан Наджрана в отместку за резню, которую устроили византийцы среди евреев в Земле Израиля после персидского захвата.

По некоторым источникам, в Наджране было убито 20 тыс. человек. Ду-Нувас убил и царя Наджрана со всеми его приближенными. Христианские источники описывают войну в Наджране как поход против христианской религии и всех ее приверженцев. Христианские хроники значительно завышали число жертв и описывали в многочисленных подробностях зверства Ду-Нуваса. Они хотели потрясти верующих христиан, дабы те вышли в бой и уничтожили мятежное Химьяритское царство.

Христианские источники утверждают, что еврейские мудрецы, особенно те из них, что жили в Тверии, повлияли на Ду-Нуваса. Симеон Бет-Аршамский, епископ города Хирта, писал: «Эти евреи, что живут в Тверии, посылают своих посланников каждый год, дабы возбуждать мятеж против христиан в Химьяре».

Кроме кровавых походов Ду-Нуваса против христиан, были и политические предпосылки, послужившие тому, что правители многих государств региона объединились против него. Слухи о том, что жители Химьяритского царства приняли иудаизм, дошли до христианских государств и вызвали там тревогу. Купцы опасались, что распространение иудаизма может отрицательно сказаться на действии единственного торгового пути в Индию, а священнослужители возгорелись религиозным фанатизмом. Политика и религия объединились и использовали истории о противоборстве с христианством для того, чтобы отправиться на завоевание Химьяритского царства.

 

Исчез средь волн

Несколько беженцев из Наджрана прибыли к императору Аксума и поведали ему о зверствах Ду-Нуваса. В ответ на это император попытался вторгнуться в Химьяр и направил свой флот к берегам Йемена. Ду-Нувас дал отпор завоевателям, построив заграждения вдоль берега. Ду-Нувас даже перешел в наступление и отвоевал себе некоторые территории, принадлежавшие Аксумской империи.

Когда император Аксума убедился, что ему не удастся защитить христиан Наджрана, он направил послание Юстиниану, императору Византии, с просьбой о военной помощи. Юстиниан послал ему многочисленное войско и большую флотилию. В 525 г. аксумский император направил против Химьяра семидесятитысячное войско и приказал своему полководцу разрушить треть мятежного царства, убить треть его жителей-мужчин и взять в плен треть женщин и детей. Ду-Нувас мобилизовал все свои войска, присовокупив к ним и воинов из соседских племен, которые поддерживали его, и вышел на решающий бой, который состоялся на берегу моря. В этом бою победу одержали войска Аксума, в том числе, и благодаря поддержке глав химьяритских племен, которые предали Ду-Нуваса. Химьяриты были разбиты наголову, и Ду-Нувас боролся до последнего, пока не был убит. Арабские источники повествуют, что когда Ду-Нувас увидел, что его ожидает неминуемая смерть, он направил своего коня в море и скакал вперед, пока волны не сомкнулись над его головой.

Победители вступили в страну и стали убивать, грабить, жечь и мародерствовать. Они увели в плен тысячи жителей, чтобы отомстить за христиан, убитых в Наджране. Они захватили весь Йемен и убили многих евреев, особенно в столице – городе Сана.

После поражения Ду-Нуваса жизнь евреев Йемена резко изменилась. Они стали подвергаться унижениям, многие были взяты в рабство. Однако несмотря на гонения, еврейские общины Химьяра продолжали свое существование. В 575 г. персы оттеснили христиан и правили в Химьяре до возникновения ислама. В эти годы еврейские общины Химьяра переживали расцвет, и существовала тесная связь между евреями Химьяра и Вавилонии. С исламским захватом Йемена жизнь евреев вновь резко изменилась к худшему. Однако подавляющее большинство евреев остались верными иудаизму вплоть до их восхождения в Землю Израиля в 20 веке, тогда как многие христиане перешли в ислам. Многие представители бедуинских племен, принявшие иудаизм в период расцвета еврейской общины, также перешли в ислам, и это был один из путей, которыми элементы иудаизма проникли в мусульманскую веру. Наиболее знаменитым йеменским евреем, принявшим ислам, был Кааб Аль-Ахбар, живший в 7 веке. Он перенес в ислам многие мидраши, в том числе, и традицию о святости Иерусалима.

 

Гиюр после «испытания огнем»

В период правления Ду-Нуваса наиболее распространенным культом в Йемене был культ огня. В одном из уголков Йемена находился священный «вечный огонь». Когда требовалось вынести решение в споре, тяждующиеся должны были пройти сквозь языки пламени: виновный сгорал, а победитель выходил невредимым. Этот обычай назывался «испытание огнем».  

 

Йеменское предание

По преданию йеменских евреев, некоторые из еврейских мудрецов Химьяра обратились к Ду-Нувасу с призывом принять иудаизм. Тот согласился, при условии, что евреи сумеют погасить священный огонь. Евреи принесли свиток Торы и стали читать его, и священный огонь начал слабеть. Они не прерывали чтение, пока огонь совсем не затух. Увидев это чудо, Ду-Нувас тотчас же согласился перейти в иудаизм, и повелел всем своим подданным последовать его примеру. Он объявил, что каждый, кто не примет еврейство, будет казнен. Затем он обратился и к христианам Наджрана с требованием перейти в иудаизм, однако они отказались, и он отомстил им за это.

 

Мусульманская версия

Согласно версии Ибн Хашама, биографа Мухаммеда, пророка ислама, иудаизм в Химьяритском царстве распространил отец Ду-Нуваса, царь Асад Абу Кариб, который правил в 385-420 г.г. Ибн Хашам описал победу Абу Кариба над властителем Персии. По дороге домой химьяритский царь узнал о том, что один из его сыновей, бывший правителем города Медины, зверски убит. Асад решил отомстить жителям города и разрушить его до основания. В то время в Медине жили три еврейских клана и два арабских. Жители города днем воевали с Асадом, а ночью принимали его в своих домах и богато угощали. Постепенно гнев Асада угас, и враждующие стороны начали переговоры. Два еврейских мудреца обратились к царю и сказали ему, чтобы он ни в коем случае не разрушал Медину, потому что в будущем она станет убежищем для пророка Мухаммеда.

Им удалось убедить в своей правоте химьяритского царя, и он снял осаду с Медины. Еврейские мудрецы произвели на него глубокое впечатление, и он решил принять их религию. Вышеупомянутые мудрецы отправились вместе с ним в Йемен. Возвратившись в родное царство, Асад Абу Кариб призвал всех своих подданных перейти в иудаизм. Сначала большинство из них отказались. Главы племен сказали царю, что согласятся, чтобы их племена приняли иудаизм, при условии, что еврейские мудрецы прежде выдержат «испытание огнем».

Химьяритские священнослужители вышли со своими идолами в руках, а два еврейских мудреца появились со свитками Торы, висящими на их шеях. Обе стороны сели неподалеку от того места, где разводили огонь. Когда огонь разгорелся, химьярские священнослужители хотели бежать, но толпа подтолкнула их к огню, где они и сгорели со своими идолами. Два еврейских мудреца вошли в огонь со свитками Торы и вышли оттуда целыми и невредимыми. Так химьяритские племена согласились перейти в иудаизм.

 

Древности Химьяра

Во время археологических раскопок в Тафаре, городе Ду-Нуваса, были обнаружены находки, датируемые 2-5 в.в. н.э. Они отражают еврейскую до-талмудическую культуру.

Кольцо с печатью

Кольцо, найденное на раскопках в Тафаре, исследователи относят предположительно ко 2 в. н.э. По всей вероятности, это самое древнее свидетельство еврейского присутствия в Южной Аравии. На печати имеется надпись «Ицхак бар Ханина», разумеется, в зеркальном отображении, а в центре печати изображен Ковчег завета.

Микве – ритуальный бассейн

Под древней мечетью была обнаружена самая типичная еврейская находка, обнаруженная до сего времени в Тафаре: миква – бассейн для ритуального омовения. Предположение, что найденное археологами помещение использовалось именно в качестве миквы, основано на трех фактах:

1.       Форма самого помещения и ступеней, ведущих на его дно, в значительной степени схожа с формой микв в Земле Израиля римско-византийского периода;

2.       Помещение способно вместить в себя около 1 тыс. литров дождевой воды. Именно такое количество воды необходимо для ритуального омовения по всем правилам Ѓалахи.  

3.       На расстоянии примерно 10 метров был обнаружен колодец, датируемый тем же периодом. Напрашивается сравнение между двумя этими водными резервуарами. Значительная разница в их форме свидетельствует о том, что они применялись в различных целях.

 

Еврейские мотивы

Еврейские мотивы, обнаруженные на предметах прикладного искусства при раскопках в Тафаре (например, изображения гранатов – излюбленный еврейский мотив), также свидетельствуют о наличии там еврейской культуры.

Надпись на иврите

Табличка с надписью, найденная на раскопках в Тафаре, указывает на существование там синагоги. Надпись, длина которой составляет 60 см., написана на иврите и украшена тремя изображениями. Она написана человеком, который построил синагогу. Его имя Йеѓуда Якаф. По всей вероятности, он принадлежал к местной знати, принявшей иудаизм.