Стихи

Стихи

No Comments
Хаим-Нахман Бялик – великий еврейский поэт, общепризнанный классик литературы на иврите. Юность Бялика прошла в Житомире, в доме деда-талмудиста, позже он учился в знаменитой Воложинской йешиве. В 19 лет уехал в Одессу, где активно участвовал в движении "Еврейского литературного возрождения". Писал на идиш и иврите. В 1924 переехал в Палестину, жил в Тель-Авиве. Бялик – автор многочисленных стихотворений, поэм, учебных пособий для еврейских школ. Подготовил к печати и издал антологию Агады, сборник "Еврейские легенды", поэзию средневековых еврейских поэтов. В наши дни премия Бялика – самая престижная награда за вклад в развитие израильской литературы. ...
Читать далее...
palestin_2

“Очень удобно быть многомиллионным Гарлемом на попечении международного сообщества”

No Comments
- В ходе переговоров по урегулированию ситуации вот уже 60 лет речь идет о палестинских беженцах. Что произошло в Палестине в 1948 году? - Давайте начнем с начала - с VIII века н.э., когда эта страна была захвачена арабами. Европейцы вслед за римлянами называли эту страну Палестиной по имени давно вымершего народа филистимлян. Евреи называли ее Эрец-Исраэль, то есть Земля Израиля. После завоевания здесь поселилось несколько немногочисленных арабских племен. Евреи к тому времени, хоть и уменьшились численно, окончательно ее никогда не покидали. ...
Читать далее...
army

ЭЦЕЛЬ и ЛЕХИ в первые месяцы после создания ЦАХАЛя

No Comments
 Основой формирующихся вооруженных сил Израиля стала Хагана, название которой вошло в состав официального названия армии. На командные посты в Армии обороны Израиля также были назначены командиры этой организации. Численность Хаганы достигла к тому времени сорока пяти тысяч человек, три тысячи из которых состояли в ударных ротах (на иврите: Плугот махац, акроним – ПАЛЬМАХ). После образования государства и создания временного правительства во главе с Давидом Бен-Гурионом, командир ЭЦЕЛя Менахем Бегин объявил, что Национальная военная организация выходит из подполья. В своей речи, обращенной к нации, он сказал: "В государстве Израиль мы будем солдатами и строителями. Его законам мы будем повиноваться, так как это – наши законы, и его правительство мы будем уважать, так как это – наше правительство". 1 июня 1948 года Исраэль Галили от имени правительства и Менахем Бегин от имени ЭЦЕЛя подписали соглашение о вступлении бойцов ЭЦЕЛя в Армию обороны Израиля. Из них были сформированы два батальона: 35-й батальон под командованием Элияѓу Каца в составе бригады "Александрони" и 57-й батальон под командованием Эйтана Ливни в составе бригады "Гивъати". Были также бойцы ЭЦЕЛя, которые мобилизовались в армию не в рамках отдельных подразделений; всего в ЦАХАЛ вступили около 7000 бойцов Национальной военной организации. В Иерусалиме, который не был включен в состав государства Израиль, ЭЦЕЛь продолжал действовать самостоятельно, сотрудничая с Хаганой. Бойцы ЭЦЕЛя в Иерусалиме участвовали в героической обороне Рамат-Рахель и еврейского квартала в Старом городе, который не удалось отстоять. Интересно упомянуть об отношении Бен-Гуриона к бойцам ЭЦЕЛя, вступившим в ЦАХАЛ, в первые дни после образования государства. После того, как одиннадцать бойцов ЭЦЕЛя погибли в бою с иракскими войсками под Рош а-Аином, Бен-Гурион написал в своем дневнике: "Люди ЭЦЕЛя сразу бежали и оставили 20 винтовок, 3-4 пулемета…". А после того, как в другом тяжелом бою погибли двенадцать бойцов ЭЦЕЛя, Бен-Гурион написал в дневнике: "Был там ЭЦЕЛь, и он бежал".   ...
Читать далее...
sionizm_1

Мифы и факты о сионизме.Международное положение

No Comments
Международное положение Миф: "Без ООН не было бы создано государство Израиль". ...
Читать далее...
polard

Акция “Евреи СНГ за Йонатана Полларда”

No Comments
Дорогие друзья! Мы продолжаем вести сбор подписей под обращением к правительству Государства Израиль и премьер-министру Эхуду Ольмерту с призывом и требованием немедленно приложить все возможные усилия для освобождения Йонатана Полларда, израильского разведчика и героя еврейского народа, который уже более 21 года находится в заключении в США. Мы призываем Вас организовать сбор подписей в том городе, где Вы находитесь. Для этого следует распечатать приведенное ниже обращение и собрать подписи в соответствии с графами таблицы, приложенной на следующей странице.   ...
Читать далее...
Государство Израиль – благодаря или вопреки Катастрофе?

Государство Израиль – благодаря или вопреки Катастрофе?

No Comments
Какая связь существует между Катастрофой и основанием государства Израиля? Непосредственная - обычно отвечают люди. После ужаса Катастрофы народы мира сжалились и проголосовали за раздел Земли Израиля на два государства, одно из которых еврейское. Таким образом определяется связь между состраданием мира и еврейской независимостью - уравнение, на самом деле, настолько же исторически неверное, насколько и морально опасное. Начнем с истории. В феврале 1896 г. вышла в свет книга Биньямина Зеева Герцля "Еврейское Государство", и в августе следующего года в Базеле состоялся Первый сионистский Конгресс - олицетворение 1800-летнего стремления еврейского народа вернуться на Землю отцов. Его целью было основание еврейского национального очага в Эрец Исраэль. Слово "государство" не упоминалось, чтобы не настораживать народы мира и не затруднять переговоры с Османской Империей, чья власть распространялась тогда на Землю Обетованную. Султан и главы европейских государств воспринимали Герцля как представителя всего еврейского народа. 2 ноября 1917 года английское правительство обнародовало Декларацию Бальфура, названную по имени тогдашнего министра иностранных дел Великобритании, в которой оно выражало свою поддержку основанию еврейского национального очага в Палестине. В апреле 1920 г. на конференции в Сан-Ремо Лига Наций (предшественник ООН) вручила Великобритании мандат на Палестину для последующей реализации Декларации Бальфура. ...
Читать далее...
211kontorer2

Этапы большого пути

No Comments
Первые выстрелы войны прозвучали утром 30 ноября 1947 года, через несколько часов после принятия Организацией Объединенных Наций резолюции номер 181 - об основании на Земле Израиля двух государств, одно из которых – еврейское. Чуть южнее перекрестка Сиркин, между Петах-Тиквой и нынешним аэропортом Бен-Гурион, банда арабских террористов напала на пассажирский автобус Нетания – Иерусалим. Пять евреев были убиты. Английский офицер, проезжавший мимо во главе подразделения солдат Иорданского легиона, предпочел не сообщать о теракте. Раненым пришлось добираться до больницы Бейлинсон в Петах-Тикве собственными силами. Последние выстрелы войны прозвучали в несколько иных обстоятельствах. 8 января 1949 года израильские ВВС сбили пять английских самолетов с египетской стороны израильско-египетской границы – погиб один английский летчик, двое были взяты в плен. “На удивление прекрасный день”, - записал Бен-Гурион в дневнике, - “неужели сегодня закончилась война?” Оба происшествия весьма символичны. Эти выстрелы определяют не только временные границы первой арабо-израильской войны, они также олицетворяют невероятный прыжок, сделанный молодым государством за 13 с хвостиком месяцев войны. От состояния общества, чьи руки связаны все еще властвующими англичанами, чьи граждане - постоянные жертвы арабских террористов, пораженные в самом сердце страны, – к состоянию, когда израильтяне победили в воздушном бою, за пределами израильских границ, британских летчиков – тех самых, которые одержали еще в 1941 г. первую победу союзников над нацистской Германией (в “битве за Великобританию”), а теперь отчаянно пытались предотвратить окончательное поражение Египта – их союзника... Между этими двумя выстрелами, отражая сперва атаки арабских банд, а затем вторжение армий пяти арабских государств, Израиль выстоял и победил. На первом этапе войны, до провозглашения Независимости и последовашего за ним вторжения пяти регулярных арабских армий, военные силы Ишува освободили большинство территорий, выделенных будущему еврейскому государству ООН. В «битве за Кастель» силы Аганы пробили фактическую блокаду Иерусалима, захватив древний форт и деревню, доминирующие над главной дорогой в Вечный Город. В Галилее, в городе Цфат, где численное и военное превосходство арабов якобы гарантировало им победу, силы Пальмаха во главе с Игалем Алоном одержали победу и повергли в бегство арабское население. От угрозы арабского Яффо еврейский Тель-Авив освободили войны организации «Эцель». ...
Читать далее...
degel

Сионизм, пост-сионизм и дальше…

No Comments
Израиль переживает кризис. Кризис есть тот период, когда старые ответы на новые вызовы уже не годны, а новые еще не появились. На иврите кризис называется словом машбер, что означает также родильное ложе. Кризис есть рождение чего-то совершенно нового. Действительно - Израиль переживает сегодня родовые схватки, с естественными им болью, криками, кровью, слезами и вместе с тем твердой уверенностью, что из всего этого что-то несомненно родится. В данной статье я предлагаю произвести схематический анализ процессов, потрясших Израиль в последнем поколении и спроецировать возможное дальнейшее развитие событий. Нынешний период, когда в израильском обществе распространились ценности, существенно отличающиеся от ценностей сионизма, а порой и прямо противоположные им, принято называть “пост-сионистским”. Расцвет пост-сионизма произошел не столько из-за провала сионизма, сколько от успехов последнего, ибо успехи эти превзошли все ожидания: наличие государства с прочным еврейским большинством, говорящим на иврите, в границах, обеспечивающих беспрецедентную за последние два тысячелетия безопасность, с процветающей экономикой, силами обороны, прославившимися по всему свету, и с уровнем жизни, не уступающим Великобритании или Италии. Сионизм настолько преуспел, что некоторые подумали, что Запад и в самом деле не за горами, не хватает только одного - мира. А как раз в достижении мира сионизм не преуспел. Даже наоборот - все его достижения доставались ценой войны. И к концу 20-го века, под влиянием либеральных, пост-национальных, пост-модернистских веяний глобального мира, глаза, в течение 2000 лет устремленные к Циону, устремились из Циона к миру. Предлагаемым рецептом для его достижения стала идеология и политика пост-сионизма: слово вместо силы, переговоры вместо противостояния, права человека вместо прав еврейского народа должны были привести к новому Ближнему Востоку. Свыше 1500 евреев, погибших от рук террористов, две войны и фактическое превращение Газы в террористическое государство показали крах пост-сионистского рецепта. Новая концепция пока не пришла на смену, но, по крайней мере, начала вырисовываться. Посредством следующей таблицы постараюсь проиллюстрировать эти процессы перехода от сионизма к пост-сионизму и дальше. ...
Читать далее...
Первые сионисты

Первые сионисты

No Comments
С д-ром Арье Моргенштерном беседует Шмуэль Лерман Иерусалим 19-го века. Читателю, который перелистывает случайные книги и альбомы, Иерусалим тех времен представляется через призму зарисовок углем, изображающих стены Старого города, или фотографий, на которых видны убогие евреи, пробирающиеся по темным обшарпанным переулкам. Все это навевает мысли о загнивающем обществе, живущем за счет денег "халуки"[1]. Это впечатление не меняется и тогда, когда мы читаем о попытках выбраться из тесноты Старого города и основать новые жилые районы вне его стен. Сионизм? Он начался с Герцля или, на худой конец, с Ховевей Цион. Менахем-Мендл из Шклова? Йеошуа Ривлин? Йоэль-Моше Саломон? Погодите-погодите, Саломон? А, это тот самый, из песни про Петах-Тикву? Какое он имеет отношение к сионизму? ...
Читать далее...
День рождения Рава Калонимус-Калмиш Шапира

День рождения Рава Калонимус-Калмиш Шапира

No Comments
Адмор из Пясечной родился в городке Гродзиск, в семье известного хасидского цадика раби Элимелеха из Гродзиска. В 1913 г. он стал раввином местечка Пясечна недалеко от Варшавы. Там он создал свой хасидский двор. В 1923 году Ребе из Пясечной создал в Варшаве иешиву «Даат Моше», где использовал собственные уникальные методики преподавания. Когда началась Вторая мировая война, Ребе из Пясечной оказался в оккупированной нацистами Варшаве. В течение месяца он потерял дочь, невестку, дядю и мать. Среди полумиллиона узников Варшавского гетто оказалась и вся община Пясечной. Рав Шапира категорически отверг предложения организовать ему побег, заявив, что он останется со своими хасидами до конца и разделит их судьбу. Рав Шапира приложил огромные усилия, чтобы сделать возможным для евреев гетто соблюдение заповедей и изучение Торы. Он организовывал работу микв, проведение праздников и выпечку мацы, проводил обряд обрезания. Каждую субботу, с сентября 1939 по июль 1942 г., Ребе из Пясечной давал уроки по недельным главам Торы перед своими хасидами. В этих беседах он пытается дать ответ на неразрешимые вопросы: как может Всевышний допустить массовое уничтожение своего народа, как остаться человеком и евреем перед лицом ужасных испытаний? После восстания в Варшавском гетто, в апреле 1943 года, рав Шапира спрятал конспекты своих уроков в бидоне и закопал его в подвале одного из домов Варшавы. Конспекты были чудом найдены после войны и переправлены хасидам Пясечной в Израиль, где и увидели свет в 1960 году под названием «Эш Кодеш» — «Священный огонь». Эта книга стала одним из столпов мировоззрения послевоенного еврейства. Сам Ребе из Пясечной в начале 1943 года погиб в лагере уничтожения Травники под Люблином, сохранив до конца гордое имя человека и освятив Имя Всевышнего. ...
Читать далее...