Государство Израиль – благодаря или вопреки Катастрофе?

Государство Израиль – благодаря или вопреки Катастрофе?

April 30, 2008 Автор: Мидраша Ционит - No Comments

Какая связь существует между Катастрофой и основанием государства Израиля? Непосредственная – обычно отвечают люди. После ужаса Катастрофы народы мира сжалились и проголосовали за раздел Земли Израиля на два государства, одно из которых еврейское. Таким образом определяется связь между состраданием мира и еврейской независимостью – уравнение, на самом деле, настолько же исторически неверное, насколько и морально опасное.

Начнем с истории. В феврале 1896 г. вышла в свет книга Биньямина Зеева Герцля "Еврейское Государство", и в августе следующего года в Базеле состоялся Первый сионистский Конгресс – олицетворение 1800-летнего стремления еврейского народа вернуться на Землю отцов. Его целью было основание еврейского национального очага в Эрец Исраэль. Слово "государство" не упоминалось, чтобы не настораживать народы мира и не затруднять переговоры с Османской Империей, чья власть распространялась тогда на Землю Обетованную. Султан и главы европейских государств воспринимали Герцля как представителя всего еврейского народа. 2 ноября 1917 года английское правительство обнародовало Декларацию Бальфура, названную по имени тогдашнего министра иностранных дел Великобритании, в которой оно выражало свою поддержку основанию еврейского национального очага в Палестине. В апреле 1920 г. на конференции в Сан-Ремо Лига Наций (предшественник ООН) вручила Великобритании мандат на Палестину для последующей реализации Декларации Бальфура.

В 1939 г. в Эрец Исраэль уже проживает 490000 евреев, действуют полноценные экономические и политические структуры – институты власти, строительные компании, системы образования, соцобеспечения, военные организации, уже существуют процветающие города и сельскохозяйственные поселения. В 1937 г. Комиссия Пиля, созванная в результате волны арабского террора, разразившейся в апреле 1936 г., порекомендовала разделить Землю на два государства. Иными словами, за два года до начала Второй Мировой войны еврейский народ находился фактически на пороге Государства. В то же время сотни тысяч евреев из Восточной и Центральной Европы стремились попасть на Землю Обетованную, и только иммиграционные квоты властей Мандата помешали им осуществить свое желание. 9-го ноября 1938 года, за несколько часов до того, как в Германии разразилась Хрустальная ночь, правительство Чемберлена отменило решение, предложенное комиссией Пиля. Таким образом, в один и тот же день была запущена машина уничтожения евреев Европы и закрыты ворота спасения. Весной 1939-го Англия в печально известной Белой Книге, созданной Мак-Дональдом, ограничила количество еврейских репатриантов 75 тысячами на ближайшие пять лет, запретила евреям приобретать земли в Эрец Исраэль, с тем, чтобы через 10 лет в Палестине было основано только одно государство – арабское. В самый страшный период своей истории народ Израиля был отрезан железной стеной английских кораблей от своей Земли. Евреи Ишува боролись против этого указа, но когда выбор встал между сопротивлением Англии из-за Белой Книги и сопротивлением Германии на стороне Англии – они пошли по второму пути. Меньше тысячи бойцов организации "ЛЕХИ" во главе с Авраамом Штерном решили в 1941-м  году бороться в одиночку с Британской империей. В январе 1944 года к восстанию присоединились и бойцы "Эцеля", а весной 1945-го, когда большинство евреев Земли Израиля убедилось в том, что новое английское правительство еще больше ужесточило антисионистскую политику, – силы Аганы присоединились к борьбе, возглавив общее "движение сопротивления".

Политика Великобритании конца 30-х и вплоть до позорного ухода из Эрец Исраэль привела ишув к пониманию, что Государство не будет подано народу на серебряном блюде английского великодушия. Евреев Европы те же десять лет привели к выводу о несовместимости старого континента и древнего народа Б-га. Сомневавшихся, которые, выйдя из лагерей, все-таки попытались вернуться на прежние места, убедили погромы, прогремевшие в Польше, Венгрии, на Украине в послевоенные годы. Сотни тысяч евреев, в абсолютно беспрецедентном со времен Исхода из Египта потоке детей, матерей, отцов и стариков, пересекали пешком, на телегах и поездах оскверненные пространства Европы, направляясь в Италию, к берегам Средиземного моря, чтобы сесть на корабль, которому, если повезет, удастся перехитрить английский патруль и довести свой драгоценный груз до берегов Земли Обетованной.

Катастрофа не убедила евреев – она завершила процесс убеждения, "доубедила" их. Доубедила в невозможности рассчитывать в беде даже на самые просвещенные из народов, доубедила в необходимости собственного государства.

А как же насчет народов мира? Несколько примеров покажут, насколько их поддержка основанию еврейского Государства проистекала из соображений, никак не связанных с Шестью Миллионами. После того, как Англия вернула Генеральному секретарю ООН свой мандат, в Эрец Исраэль отправилась комиссия с целью решить, кому отдать эту страну. Члены комиссии находились в хайфском порту как раз в то время, когда там разворачивалась эпопея с кораблем "Эксодус". Английские войска силой перетаскивали 4500 еврейских беженцев с "Эксодуса" на три военных судна, которые должны были их возвратить обратно в Европу. После подобной сцены представитель Югославии заявил, что нет большего доказательства необходимости независимого еврейского Государства. Однако 29-го ноября 1947 года Югославия воздержалась. Видимо, собственное мусульманское меньшинство и нежелание ссориться с арабами имели больше веса в глазах маршала Тито. Так же трудно поверить, что решение Сталина проголосовать "за", в беспрецедентном согласии с США, было продиктовано великодушием диктатора. Ведь он начинал одновременно приводить в исполнение план уничтожения остатков еврейской жизни в СССР – вплоть до проекта физического истребления советских евреев после "дела врачей" в начале 1953 г.

Но допустим даже, что сострадание сыграло какую-то роль в решении некоторых других государств. С чего ему было воплощаться в виде поддержки основания еврейского Государства? Ведь в июле 1938 на конференции по еврейским беженцам в Эвиане представители 32 государств были весьма преисполнены сострадания, но ни одна страна, за исключением Доминиканской Республики, не согласилась принять ни одного еврея. Голда Меир говорила об этом событии, что она "надеется дожить до момента, когда еврейский народ больше не будет нуждаться в выражениях мирового сочувствия".

Разница между 1938 и 1947 годом одна – в 1947 году перед миром была конкретная еврейская политическая опция. К этой опции пришел народ Израиля – пришел сам, и привел к ней за собой, своими усилиями, молитвами и самоотверженностью, свыше двух третей голосов, необходимых для принятия плана о разделе. Не из-за жалости народов пал Иерусалим, и не благодаря их состраданию он будет восстановлен. Это – относительно истории. А теперь – несколько слов относительно духовного содержания утверждения о том, что Катастрофа привела к еврейской независимости.

Об этом писал рав Авраам Ливни в книге "Возвращение Израиля – знамя для народов": "Восстановление Государства Израиля было событием, которого ждали 2000 лет, со времен падения Иерусалима и разрушения Храма римскими войсками Тита. Это событие есть выражение тысячелетней исторической необходимости, вечной закономерности еврейского существования, пророческого видения истории, требующей, чтобы из Иерусалима, отстроенного народом Израиля, происходило Учение, освещающее весь мир. Единственный подходящий вопрос, который следовало бы задать – это почему восстановление так задержалось? (…) Освенцим, с другой стороны, не выражает никакую историческую необходимость. (…) Освенцим был событием, зависящим от обстоятельств, осуществлением возможности, которой можно было, которой нужно было избежать.

Создание Государства Израиль было неизбежно. Следовательно, нельзя ставить на один уровень и рассматривать сквозь одну историческую перспективу два столь непохожих по своей сути события. Превращать Израиль в ответ на Освенцим – это все равно, что представить Израиль как нечто случайное, произвольное, нечто, чего могло не быть, а может, чего и не должно было быть. Нет ничего более ошибочного, более ослепляющего относительно истинной сути Государства Израиля, которое на самом деле является наименее случайным и наиболее обоснованным историческим фактом".

Не Освенцим породил Израиль, и не сострадание народов мира породило еврейскую независимость. Взгляды и действия, устремленные к Циону, породили Израиль. Израиль был спасением от Освенцима. Он опоздал на девять лет. Катастрофа отняла 6 миллионов потенциальных граждан еврейского Государства. Оставшимся в живых она лишь напомнила, где им не место и где находится единственная Земля, которая по ним плачет, единственная, чье сострадание к своим сыновьям истинно.