707

Сто один – больше ста…

No Comments
  Сто первый номер. Поздравляю вас, дорогие читатели, и нас, редакцию, и авторов тоже. Спасибо вам за доброе отношение и умение прощать «очепятки». Но если вам бывает не просто с нами или без нас (наедине с нашим листком), поверьте, — мы тоже часто не спим ночами. Иногда не до сна, потому что работы много, иногда — совесть мучает, думаешь: «Такое понаписал, что никто не поймет». В одну из таких бессонных ночей я написал стихотворение: ...
Читать далее...
Старые грабли на новый лад

Старые грабли на новый лад

No Comments
3 февраля 2004 года министерство внутренних дел Израиля официально зарегистрировало организацию "Русский информационно-культурный центр в государстве Израиль". Свою главную цель организация видит в том, чтобы (цитируем официальный документ) "помочь гражданам страны русской национальности занять в израильском обществе достойное положение, интегрироваться в общество и сохранить свою национальную идентификацию, свои корни, язык, культуру, традиции, религию". При этом членами своей общины они видят "как граждан государства Израиль русской национальности, так и всех тех, кому близка и дорога Россия". Итак, русские патриоты вновь ставят на повестку дня вопрос о борьбе с еврейским характером государства Израиль. По мнению обиженных борцов за права славян, "злобные шовинисты" и "религиозные мракобесы" настойчиво мешают их детям учить в школах стихи Есенина на русском языке, ходить в косоворотках по иерусалимским улицам, распевать "Поле, русское поле" и готовить кутью для праздничного пасхального застолья. Газета "Труд" (Россия) на днях опубликовала пропитанную праведным гневом статью, где перечисляются все мытарства и беды русского человека в Израиле. Например, журналист пишет, что для русских в Израиле закрыты более 80 профессий. Я не сомневаюсь, что подобный факт должен возмутить любого цивилизованного читателя. И меня тоже. Как же это так - 80 профессий, запрещенных по национальному признаку? Неужели русским запрещают быть врачами, ювелирами, политиками или бизнесменами? Но тут наступает прозрение. Хотите, дорогие читатели, узнать список запрещенных профессий? Хотите знать, какого хлеба евреи лишили русских в Израиле? Итак, вот он, список, найденный после долгих поисков через знакомых израильских юристов. "Следующие должности может занимать только гражданин Израиля еврейской национальности: Главный раввин Израиля, главный раввин армии обороны Израиля, раввин города, раввин квартала, шойхет (специалист по кошерному забою скота), моэль (специалист по обрезанию), сойфер (писец священных текстов), хазан (ведущий молитвы в синагоге), машгиях кашрута, работник ритуальной похоронной службы, смотритель миквы, даян - работник раввинского суда..." И так далее. Так вот что не дает покоя русскому человеку - страсть как хочется сделать обрезание еврейскому младенцу! Или "Кол Нидрей" спеть на закате Судного Дня... Сами собой возникают несколько вопросов. Вопрос первый. Пока что русские служат в израильской армии, идут в боевые части и постоянно подчеркивают этот факт. Но не поймут ли на каком-то этапе "русские патриоты", что в качестве потенциальных союзников и "собратьев по несчастью" им намного ближе арабы, и не пойдут ли они отстаивать свои права единым фронтом? Ответ на этот вопрос уже получен: на последние выборы в Кнессет партия "Славянский союз" пошла единым списком с арабской партией "Хадаш". Вопрос второй. О чем думали эти люди, уезжая в Израиль, если они испытывают такую аллергию на все еврейское? Здесь ответ тоже очевиден: не думали, не знали, не предполагали. Бежали от экономических невзгод и верили, что Израиль - нечто вроде Канады и Штатов, только поменьше и летом жарко. Значит, еврейское сообщество допустило ошибку: не донесло до широких масс знание о том, ЧТО ТАКОЕ ИЗРАИЛЬ. Исправить сделанное трудно - но можно не повторять ошибки впредь. И наконец, третий вопрос - риторический, на который нет готового ответа: когда, наконец, мы, евреи, научимся устанавливать границу между толерантностью и мазохизмом? Газета "Труд" сообщает, что главной мечтой русского культурного центра является создание "Русской деревни" в центральной части Израиля. Эта воображаемая деревня будет построена в традиционно русском стиле, иметь русские рестораны, маленькую гостиницу, принимающую местных и зарубежных туристов. Школу, где будут преподаваться русская история и Новый Завет. И, конечно же, "русскую православную церковь, которой так не хватает в центре страны" (конец цитаты). Не хватает нам, евреи, церквей в центре страны. Ну что ж, в этом утверждении есть зерно истины: зато в других районах страны церквей хватает. Ох, как их хватает! Хватает в Иерусалиме, где посреди города Давида батюшка в Пасху вещает о евреях - проклятом народе, убившем Бога. Хватает в Бет-Лехеме, где двести убийц прячутся в церкви, а мировое сообщество предает проклятию... израильских солдат, пытавшихся нейтрализовать террористов и не получивших даже разрешения войти внутрь! Араб, который гадит под иконы, оказался миру милее и дороже, чем еврей, который борется со злодеями. В начале прошлого века евреи бежали в Палестину от русских погромщиков. Едва ли им приходило в голову, что русские погромщики, не в силах жить без евреев, пустятся за ними в дальний путь. Тоже соберут чемоданы, тоже купят билет на самолет... А то и получат его бесплатно. ...
Читать далее...
Б-жественная демократия

Б-жественная демократия

No Comments
Недавно в партии Ликуд прошел внутрипартийный референдум по вопросу "А не отдать ли арабам Гуш Катиф и другие территории". Благодаря стараниям многих людей-активистов, ведших работу с членами партии Ликуд и разъяснявших каждому из них страшные последствия ухода из сектора Аза и других мест, план отступления не прошел. А если бы прошел - что тогда? Обязала бы нас "воля народа" молчать и не препятствовать претворению в жизнь всех замыслов политиков? Как Тора относится к принятию решений демократическим путем, когда все решает большинство голосов? На первый взгляд такой путь управления представляется приемлемым. В Санэдрине все вопросы решались голосованием. Это учится из фразы "Не следуй за большинством во зло и не высказывайся о тяжбе, искажая закон, лишь бы склониться к большинству" (Шмот, Мишпатим). Отсюда вытекает, что "во зло, искажая закон", не надо идти за большинством, а не искажая закон - следует. Таков галахический вывод. Но из этого не следует, что демократия хороша везде: в Санэдрине сидят люди мудрые и знающие, и они принимают решения, касающиеся судьбы всего народа (как например, выходить на войну или нет), исходя из закона Торы, который им хорошо известен, и взвесив все обстоятельства. Это не похоже на народное вече, хотя никто не гарантировал, что мнения совпадут, не будет споров и обойдется без крика. При принятии решения мудрецы стремятся понять волю Всевышнего и следовать ей. Они не основываются на своих личных интересах. Понятие демократии - власти народа - прочно вошло в мир после французской революции. Но если толпа способна разрушить Бастилию, это не значит, что она может что-либо построить. С точки зрения Торы, "общее народа Израиля (клаль Исраэль)" не определяется количеством людей. В это общее входят только люди, верующие и соблюдающие закон. (Когда Моше поднялся на гору Синай, Йеошуа ждал его внизу; в тот момент, когда был изготовлен золотой телец, весь ман выпал возле него - ведь ман отдалялся от людей, совершивших преступление, и приближался к праведникам. Вот Йеошуа и был клаль исраэль - общее народа Израиля, которое не определяется по большинству и включает всех, кто способен сохранить идеи и идеалы Торы и передать их следующим поколениям. Когда Моше спустился с горы Синай и крикнул: "Кто за Всевышнего - ко мне!", к нему бросилось все колено Леви. В тот момент они были клаль Исраэль. Хашмонаи в начале восстания были меньшинством, это никому не помешало считать их клаль Исраэль.) Демократическим путем могут решаться только вопросы, как лучше исполнить волю Всевышнего, но не вопросы, как пойти против нее. Мидраш (Берешит раба) рассказывает, что Всевышний, создав ангелов, спросил их: "Сделаем человека?" Они отказались, и Он сжег их и сотворил других. "Сделаем человека?" спросил Всевышний свои новые творения. А те (видимо, почуяв, что пахнет паленным) спросили, а был ли кто-нибудь до них. "Были," - ответил Всевышний. - "Ты спрашивал их, хотят ли они создания человека?" - "Спрашивал". - "Что же они ответили?" - "Что не хотят". - "И что же с ними случилось?" - "Они сгорели". - "Ну, тогда мы, конечно, хотим. Все хотим, чтобы был создан человек". Это пример еврейской демократии. И это правильно. Чтобы что-то решать, нужно знать, к чему приведет твое решение. И если Всевышний намекает тебе, что надо было бы сделать так-то и так-то, то зачем же перечить Ему? Постарайся понять и исполнить, и это приведет тебя к успеху и счастью. ...
Читать далее...
705

Недельная глава Насо: Глобальная идея

No Comments
В центре Мишкана (Переносного Храма) — свиток Торы, в которой с помощью слов и имен выражено все, что только было, есть и будет. Свиток хранится в Ковчеге Завета. Как любая форма отражает содержание, кратко и сжато выражая идею, так и Ковчег, вмещающий Тору, является образом глобальной ее идеи: он деревянный, но покрыт золотом снаружи и изнутри. ...
Читать далее...
702

Поиск истины

No Comments
 Тема прихода к вере несомненно представляет значительный аналитический интерес. Что должно произойти с человеком для того, чтобы из атеиста он превратился в верующего? Этот вопрос не стоит задавать социологам или психологам, ибо они сведут ответ к описанию социопсихологических процессов, которые, как известно, аксиоматично построены на непризнании духовного. Поэтому нам придется говорить о конкретных случаях. ...
Читать далее...
699

Страна говорит с тобой

No Comments
     В городе Дубно, на Украине, родился в 1937 г. в еврейской семье мальчик, которого назвали Тувья. Заметим, что это было за два года до соглашения между Россией и Германией о разделе Европы. Родители мальчика (папа—часовой мастер) по какому-то внутреннему наитию увезли годовалого ребенка подальше от Молотовых и Риббентропов... В Аргентину, в которой в конце XIX века известный миллионер барон Гирш, намереваясь создать убежище для гонимого еврейского народа, купил обширные земли. Правда, Коэны (так звали эту семью) поселилось не в аргентинских гасьендах, а в столице — Буэнос-Айресе.Там приезжие евреи продолжали жить примерно так же, как и в Дубно — еврейское местечко в чреве большого города.     Так же, как и на Украине, продолжали в Аргентине мечтать о свободе, равенстве, братстве — еврейском утопическом социализме. Вторая мировая война прошла как-то мимо. Хотя в Дубно погибли близкие, весть о Катастрофе пришла только к концу войны. Но зато известие о создании еврейского государства задело за живое.     Земли барона Гирша не помогли — евреи и здесь чувствовали себя в изгнании, особенно после прибытия в Латинскую Америку беглых нацистов. Община размежевалась — часть ушла в троцкизм, революционное переустройство общества, ассимиляцию, а часть — в сионизм. Подросток Тувья оказался на перекрестке — стал членом крайне левой молодежной сионистской организации.     Однако самым главным в его жизни была живопись. В Аргентине сложилась неплохая художественная школа, пополненная европейскими беженцами. Парнишка оказался очень способным. Он окончил Академию искусств. Потом Париж, Сорбонна, Монмартр... Короче говоря, к середине 50-х гг. это был типичный представитель творческой богемы с суперавангардистскими идеями абстрактного искусства. Но тут — снова вспышка национальных чувств: атаки арабского террора и в ответ — Синайская кампания 1956 г. Сионист Тувья вместе с молодой женой решают совершить алию и строить социализм в одном из левых киббуцев в Галилейских горах. ...
Читать далее...
100 aktualia05

Скоро все вернемся…

No Comments
Сотый номер, дорогие читатели, это вам не фунт изюма — наверняка написал бы Исаак Бабель. И действительно, большой труд и много душевных сил вложено в наше скромное издание. Если честно, то нам не верилось, что протянем боль несколько месяцев. Но с лы продолжить писать издавать приходят именно от вас, дорогой читатель. Знаете ли вы, как по являлись на свет рубрики? Я расскажу... Как правило, после очередного черновика, за три часа до того, как номер нужно сдать в печать, наша доблестная редколлегия устраивает диспут. Диспут о том, что, с одной стороны, немыслимо опубликовать тот или иной материал, а с другой, как вы сами можете догадаться, номер именно без этой статьи — не стоит и печатать — дешевле захоронить его в компьютерной урне, чем рассылать бесполезный тираж, не содержащий этого шедевра. И так — дым столбом — после нескольких часов спора рождается идея новой темы или новой рубрики. А если бы вы видели лицо редактора, обнаружившего в сигнальном экземпляре статью, уже однажды видевшую свет на страницах «Земли...», ваше чувство юмора слилось бы с верой в человечество, и полученная смесь исчезла бы из поднебесья без следа. Но вам хорошо — вы всего этого не видите, а читаете газету, пишете нам письма, звоните нам, откликаетесь во время очных встреч и даете нам силы продолжать. Иногда раздается телефонный звонок, и равЗеев Мешков рассказывает мне о письме, полученном только что и поющем газете дифирамбы. И хочется писать еще ради таких читателей. А иногда письмо критическое, с требованием прекратить рассылку наших бездарных страниц. И тогда хочется писать еще больше ради таких читателей — ведь не равнодушны: прочитали — откликнулись... Я долго думал, о чем можно написать в юбилейный номер. С одной стороны, с юбилеем принято поздравлять — и я поздравляю всех читателей, всех авторов, всех, кто выпускает номер в свет и придает ему особый характер — это и редколлегия, и дизайнеры, и верстальщики с корректорами, и, наконец, полиграфисты. Все это труд многих людей, которых позволю себе поздравить и поблагодарить и от вашего имени, дорогой читатель! Но поздравления — это не все... Хотелось бы вспомнить, как мы начинали и какие цели ставили перед собой. Это позволит проанализировать сделанное и подумать о будущем. Позвольте же мне недозволенное: процитировать самого себя в первом номере: «...Проект «Еврейское самосознание» (Еврейского агентства «Сохнут») поставил для себя две задачи: Первая — широкая и срочная — «еврейский ликбез» перед Восхождением в Страну или, другими словами, подготовка к «духовной» и «общинной» абсорбции. И вторая — фундаментальная и долгосрочная: просветительская работа среди остающихся для «поддержания настроения». Я бы сформулировал это как настройку— настройку на «Голос Израиля». «Мидраша Ционит» станет одним из способов решения этой, второй задачи. «Голос Израиля» в данном случае не радиостанция, вещающая извне, но Голос, звучащий внутри каждого еврейского сердца. Где бы ни находился еврей, чем бы ни занимался, в каком бы состоянии ни пребывал, — в его душе присутствует голос, иногда тихий, зачастую еле различимый. Этот голос — голос Израиля — связывает его со «своими» и со «своим», с Цио-ном и Страной Израиля даже на подсознатель-юм уровне. На страницах «Земли под нога-мы не раз вернемся к этой теме, посколь-цель этого издания, как, впрочем, и самой Мидраши», — настроиться на волну — волну «Голоса Израиля». «Мидраша» — не новая организация, это даже не новые люди — речь идет о попытке найти новую форму творчества. Учиться и учить — вечное еврейское занятие. Это нелегко делать в изгнании, но во имя завершения этого изгнания мы должны вновь и вновь возвращаться к осмыслению нашей традиции и истории и выработать у себя еврейское видение мира. С Б-жьей помощью, этим и займемся...» — вот так два года назад все хорошо начиналось. Нет сомнения, что задача, поставленная нами тогда, доказала свою актуальность и состоятельность. Также нет сомнения, что нельзя говорить о достигнутом, но требуется говорить о досягаемости этой задачи. Невозможно измерить то, что было сделано, но нужно выверить для себя не только необходимость, но и неизбежность того, чем мы занимаемся. Нет полноценной еврейской жизни за пределами страны Израиля — повторяем мы не раз со страниц «Земли...». И это не заклинание и не самоубеждение. Речь идет о глубокой внутренней вере, черпающей свое начало сотни поколений назад. Страна Израиля служила нам во все годы изгнания магнитом, объединяющим разрозненных. Представьте массу иголок в стогу сена — потерянных и разрозненных. Сильный магнит выделит и отделит металл от всего остального. Мы знали и помнили о существовании друг друга в «стогу сена», поскольку существовала внешняя сила, неустанно напоминающая нам об общей природе и свойствах, несмотря на внешнюю разницу. Всеобщее стремление к магниту напоминало нам, что мы один народ. Но у магнита есть еще одно свойство — он не только объединяет, но и притягивает к себе. Волей судьбы это свойство не работало почти две тысячи лет, но, как обещали Пророки, заработало! Процесс пошел. Мы не только один народ с общим прошлым, но мы еще и единый народ с общим будущим. Наше будущее в нашей стране — кто раньше, а кто, к, сожалению, позже. «Голос Израиля» звучит все сильнее и сильнее и, очевидно, что, кто не слышит этот голос или, как минимум, не делает попытки прислушаться — превращается из металла в мягкую пластмассу и, парадоксальным образом исключая себя из будущего, вычеркивает из себя прошлое. Так дай же нам Б-г силы продолжать озвучивать вечную еврейскую идею о единстве Торы, Народа и Страны, а также временную идею о возвращении всех евреев домой! Почему временную? Так ведь скоро все вернемся... ...
Читать далее...
Это работает!

Это работает!

No Comments
Один мой нерелигиозный товарищ, который в этом году провел пасхальный сэдэр у своего верующего друга, рассказал: - У меня было много работы, постоянно одолевали всякие заботы, но все же я решил отозваться на приглашение друга и приехал к нему за день до наступления праздника. Не знаю, как он устраивается с работой - я застал его занятым не обычными трудовыми буднями, а заботами о празднике. Все время куда-то надо было сбегать, что-то купить или устроить. Кроме того, они убирали и даже сами красили свою квартиру к Песаху. Все, включая малых детей, были задействованы в подготовке к празднику. Вся эта беготня создавала праздничное приподнятое настроение. Апогеем стали поиски хамеца, которыми занялись с наступлением темноты. Глава семьи ползал по полу с восковой свечой в руках, изображая этакого пасхального Шерлок Хомса, а дети визжали от восторга - "холодно, тепло" по мере приближения папы к заранее спрятанному кусочку хамеца. После этого всей ватагой отправились в пиццерию есть предпасхальную пиццу - дома-то больше квасного не готовят. "Вот что называется жить, - подумал я про себя. - Не то что я. Если уж хочу покутить - то в ресторан с друзьями, немножко коньячка - и спать. Где тут семья, где радость?" Причем так веселилась не только семья моего друга. Весь религиозный район, в котором он жил, функционировал не так как большая часть планеты. О чем-то вещало радио, писали о том, что произошло, надоевшие всем газеты, люди бегали, озабоченные, по каким-то своим будничным делам - а тут было другое исчисление времени. Только здесь я увидел, что значит готовиться к празднику, что значит радоваться и получать удовольствие от своей принадлежности к еврейству. - До сих пор, - продолжал мой товарищ, - я воспринимал еврейство, иудаизм как какую-то теорию, свод законов какого-то культа. Неплохо, но скучно. А тут я вдруг понял, что ошибался. Жить по-еврейски оказалось - жить на "полную катушку". Тут как бы походя решались самые трудные проблемы, над которыми бьются социологи и педагоги: связь детей с родителями, уважение к взрослым, взаимопонимание между супругами и т.д.. Ведь все давным-давно апробировано предыдущими поколениями, и тот, кто попадал в сферу действия этих законов, незаметно для себя начинал жить иной, доброй и веселой жизнью. - Я уже не говорю про сам сэдэр. Вся семья была как хорошо сыгранный оркестр. Глава семьи был действительно главой. Он знал больше всех, задавал тон, и все его слушались. Вот бы мне такой авторитет у детей! А дети? Веселились от всей души, задавали вопросы, пели своими тоненькими голосками и пытались стащить афикоман. - Когда я вернулся в русло обычной жизни, вес вокруг вдруг показалось каким то пресным, лишенным подлинной радости, и я подумал, что, наверно, надо что то менять в своей жизни, - так закончил мой друг рассказ о проведенном Песахе. А я вспомнил рассказ другого своего знакомого - активиста борьбы за свободу выезда в 80-е годы. Тогда советская власть строго карала за увлечение верой. Но не это отпугивало моего знакомого. Тюрьмы он не боялся: участие в нелегальном сионистском движении, с точки зрения КГБ, само по себе было серьезным преступлением. Иудаизм был для него просто еще одной теорией, и ему, как националисту, вполне хватало секулярного сионизма. Поэтому он, как правило, отказывался от приглашения людей, соблюдающих заповеди, погостить у них в субботу - слушать эти бесконечные проповеди. Но однажды, как говорят, судьба заставила: привез сионистскую литературу в какой-то город, а поезда назад не было до воскресенья. Пришлось заночевать на квартире у одного "религиозника". Был канун субботы, и хозяева пригласили его к субботнему столу. "Я уж не говорю о волнующей праздничной атмосфере вокруг стола, - рассказывал мой знакомый. - Это было что-то гораздо большее. Я увидел, что иудаизм работает. Это не теория и не философия, это образ жизни. И жизни добротной и веселой. Какой только и следует жить. Поэтому я решил начать жить как еврей, и не жалею об этом". Мне остается только добавить, что у наших мудрецов есть известная воспитательная формула, которая гласит: "Сердце следует за поступками". Это случилось и с моими знакомыми. Все сомнения и теоретизирование по поводу иудаизма - "за и против" - как-то сами по себе отпали после встречи с мудростью еврейского образа жизни, нашей национальной цивилизацией. Советую попробовать! ...
Читать далее...
692

Природа талмудического спора

No Comments
     Не только текст Торы, но и его понимание были даны Моше свыше. Он разъяснял смысл строк Учения Аарону, тот передавал своим сыновьям, те в свою очередь обучали старейшин, а старейшины — весь народ. Так возникла устная Тора, запись которой в любой форме долгое время запрещалась полностью.   После разрушения Второго Храма в 68 году н.э. мудрецы стали искать пути сохранения Торы, так как в новых условиях рассеяния и преследования всех изучающих ее и соблюдающих ее заповеди стало невозможно передавать учение из поколения в поколение в той форме, как это делалось раньше. ...
Читать далее...
696

Недельная глава Бемидбар: Знамена колен Израиля

No Comments
  После сооружения Мишкана сыны Израиля выстроились вокруг него подобно военному лагерю. В центре — переносной Храм, вокруг него — семейства левитов, семьи Моше и Аарона, а далее, окружая стан левитов, — колена Израиля, над станом каждого из которых возвышается знамя. Изображения-символы на полотнах знамен строго соответствуют указаниям Всевышнего, данным Моше. Символика, указывающая на духовные задачи, делает стан сынов Израиля похожим на стан ангелов, окружающих Престол Славы, который открылся им в момент Дарования Торы, а не на стан народа, вышедшего захватить чужие земли или защитить свои границы. Те же благословения, которые выражены символикой знамен, находят свое выражение в уникальной силе драгоценных камней, украшавших нагрудник первосвященника. Каждый из этих двенадцати камней соответствует свойствам одного из колен. РЕУВЕН. Реувен — первенец. Смысл имени: «Смотрите, сын» — «Чудо рождения». Начало всех начал. Эмблема на знамени: мандрагоры на красном фоне. По форме корень растения напоминает человека, он помогает от бесплодия. Камень — одем («красный») — помогает беременной женщине выносить ребенка. ...
Читать далее...