capture of jerusalem

Недельная глава Дварим: Где ты?

No Comments
Однажды Всевышний искал человека: «Где ты?» - «Айека?» (слово состоит из тех же букв, что и «эйха»). Произошло это в тот момент, когда, совершив преступление, Адам пытался спрятаться от Него. Но прошло время, и теперь уже человек, осознав, что «нехорошо быть одному», начал искать Б-га. Однако Всевышний скрыл Себя, и даже ангелы спрашивают: «Где место величия Его?» Авраам нашел это место. «На этой горе покажется Б-г», - сказал Авраам после «акедат Ицхак» ("связывания Ицхака"). Он знал, что на гору Мория придут его потомки -- многочисленные, как звезды, -- чтобы увидеть Б-га. Но ведь Его нельзя увидеть! ...
Читать далее...
bashnya

Башня Давида

No Comments
  . Однажды Всевышний искал человека: «Где ты?» - «Айека?» (слово состоит из тех же букв, что и «эйха»). Произошло это в тот момент, когда, совершив преступление, Адам пытался спрятаться от Него. Но прошло время, и теперь уже человек, осознав, что «нехорошо быть одному», начал искать Б-га. Однако Всевышний скрыл Себя, и даже ангелы спрашивают: «Где место величия Его?» Авраам нашел это место. ...
Читать далее...
108 aktualia

9 Ава – День поста и траура

No Comments
В этот день поколение, совершившее исход из Египта, было приговорено к сорокалетнему блужданию по пустыне, и ему не было дано войти в Землю. В этот же день был разрушен Первый Храм, в этот же день был разрушен Второй Храм, в этот же день был захвачен Бейтар (последний оплот сопротивления Бар Кохбы), в этот же день римлянами был распахан город (Йерушалаим в знак того, что никогда не будет восстановлен)" (Таанит, 26:2). А что дальше? Можно ли представить себе будущее Израиля? ...
Читать далее...
За субботним столом

За субботним столом

No Comments
Общее и частное Грех Адама состоял в том, что он оторвался от общего и устремился к частному (раби Ашлаг, Паним меирот). Но что же такое общее и что представляет собой частное? Общее - душа, которая дает жизнь всем органам тела и определяет все способности и возможности человека. Как и все общее, она не подвержена изменениям, всегда остается чистой и не ограничена ни временными, ни пространственными рамками. Частности - это тело, которое, оставшись без души, мгновенно начинает распадаться на отдельные клетки и химические элементы. ...
Читать далее...
grinberg

Четыре катастрофы в судьбе пророка

No Comments
  Было бы неверным утверждать, что имя Ури-Цви Гринберга относится к наиболее громким именам в еврейской литературе 20-го века. По количеству переводов, хвалебным одам в свой адрес и тиражам книг он уступает многим поэтам и прозаикам – как творившим до него, так и жившим позднее. Тем не менее, именно Гринберг смог стать символом, знаковой фигурой не только в еврейской и израильской литературе, но, прежде всего, в сегодняшнем израильском общественном сознании. Гринберг удостоился того, чтобы его называли аббревиатурой – АЦАГ, подобно тому, как называют великих еврейских мудрецов и мыслителей прошлого: Раши, Рамбама, Аризаля, БЕШТа... «Гринберг – наш последний шанс» - написал один из современных израильских публицистов, говоря о перспективах выхода израильского общества из политического и культурного кризиса. Волна публикаций и переводов, создание в Иерусалиме «Дома наследия Гринберга» - все это свидетельствует о том, что поэт все больше воспринимается многими как наставник и лидер поколения, причем не столько своего, сколько нынешнего, нашего. Ведь поколение Гринберга оказалось не готово принять и понять его по многим причинам... ...
Читать далее...
В первый день следующей недели 7 ава (25 июля)

В первый день следующей недели 7 ава (25 июля)

No Comments
Продолжение существования еврейского государства стоит сегодня перед серьезным испытанием. В конечном итоге, это записит не от арабов и не от американцев, а от нас. Правительство Шарона сейчас ведет страну в очень опасную сторону. Попытка ликвидировать еврейские поселения Газы привидет к ослаблению государства Израиль. Нам не важно, что движет политическими деятелями. Важно, что то, что ими движет - движет всех нас к последствиям, которые очень трудно будет исправить. Почему? А) Проигрыш внешнеполитический Одностороннее, еще до всякого давления, отступление однозначно будет растолковано мировым сообществом как признак слабости. Если Израиль с такой легкостью покидает самые старые, самые развитые свои поселения, то что стоит "уговорить" его освободить все территории, на которые претендуют арабы? Еще пару решений международного трибунала, еще три заседания ООН - и дело в шляпе. Ну надоело мировому сообществу воевать с арабами. А если Израиль предлагает свою территорию в виде добровольной жертвы арабам - чего же лучше-то? Поэтому, очевидно, что отступление приведет не к ослаблению, а к усилению международного давления. Б) Проигрыш в борьбе с террором Четыре года назад мы добровольно и в одностороннем порядке вышли из Ливана. В результате: Хизбалла имеет возможность обстрела нашей территории вплоть до Хайфы, Хизбалла осуществляет террористические акты, включая захват заложников на нашей территории и поддерживает всеми средствами палестинский террор. Но ведь это не самое главное. Для Хизбаллы наше бегство из Ливана - это однозначная победа над сионистским врагом, а для всего арабского мира - наука: как побеждать Израиль. Три месяца всего прошло с того момента, когда мы ушли из Ливана и до того сентябрьского дня, когда Арафат сделал для себя правильный вывод и развязал нынешнюю войну на истощение. Разве можно не обратить внимание на явную связь между этими событиями?!!! "Вы любите жить, а мы любим умирать. Поэтому мы победим"- так выразился один из боевиков в той же самой Газе в интервью израильскому корреспонденту". Разве так сложно представить, что при отсутствии других достижений в течении всех четырех лет интифады, наше отступление будет Арафатом использовано как пропагандисткий довод номер один в пользу еще более масивного террора? В) И тут мы добираемся до самого главного проигрыша Каковы бы не были решения правительства, восемь тысяч еврейских поселенцев Гуш Катифа совершенно однозначно заявили, что они со своих мест не уйдут ни за какие коврижки. А им уже предлагали по два-три миллиона шекелей компенсаций на семью. Мы все были свидетелями как тем ликвидациям поселений, которые были осуществлены, так и тем, которые были предотвращены. В любом случае, когда это происходит с помощью силы, то сила требуется очень большая даже для ликвидации трех караванов, которым от силы два-три года( в подобных операциях участвует, как правило, несколько сот солдат и полицейских). Раны, которые оставляет такая операция, не заживают очень долго. Какие же последствия могут быть при попытки ликвидации силой поселений, в котоых живут три поколения евреев, для которых Гуш Катиф стал еще тридцать лет назад родным домом? И которые представляют себе, что успех ликвидаторов наносит непоправимый ущерб Израилю. Масштаб этических проблем (участие солдат в действиях против своих родственников, друзей, учителей) трудно даже себе представить. Что будет с людьми, которых их государство выкинуло, с болью и унижением, из своего дома, тоже, мне лично, представить не удается. В любом случае, видимо, речь пойдет о совершенно беспрецедентной национальной конфронтации. Но. И это очень важно. Ничего необратимого, слава Б-гу, еще не произошло. Больше того, единственный демократически проведенный референдум показал однозначно, что даже правящая партия против. Нужно взять в вашу руку руку стоящего рядом с вами ... и стоящему с другой стороны, тоже. И это все? Да. Это называется "людская цепь". Цепь еврейской солидарности. Если все, кого волнует то, что с нами происходит, возьмутся за руки, то цепочка эта протянется от поселения Газы и до Йерушалаима. И этим можно что- то изменить? И это будет иметь какой-то эффект? Не наивно ли? Если бы эти вопросы были заданы сто лет назад, то, наверное, ответ был бы однозначным. Но времена меняются. И оказывается, что настоящая сила проявляется не насилием. Махатма Ганди с помощью ненасильственных, но очень активных и последовательных действий, в довольно короткий период заставил Англию отказаться от Индии (жемчужины британской короны, между прочим). В конце 80-х рухнули коммунистические режимы Восточной Европы под напором мирных, но очень массовых демонстраций. Как карточный домик. Патент здесь довольно простой: уверенность в своей правоте, массовость и... нестандартный подход. Сейчас речь идет о демократических, но необычных средствах влияния. Таких, как "шаршерет", например. Не подходят нам и такие методы воздействия, которые увеличивают взаимную ненависть в народе. Наше общество и так страдает от противоречий и избытка насилия. Да и вообще, ненависть, обоснованная и необоснованная, - это не то, что еврейский народ может себе позволить. Цепочка же не разъединяет, а, наоборот, соединяет. А поэтому. Если вам не безразлична судьба нашей страны. Если вы понимаете, как важно сохранить единство народа. То и для вас найдется место в живой цепи от Газы до Йерушалаима. Мы можем многое изменить. Насколько - не знает никто. Но если сегодня мы не попробуем, то завтра - как посмотрим в глаза своим детям? ...
Читать далее...
Цепь поколений

Цепь поколений

No Comments
Перед 9 ава, днем поста и траура, когда мы вспоминаем о разрушении Храма, стараемся преодолеть разрозненность в еврейском народе (ставшей причиной его разрушения) и устранить корень всех бед - пренебрежение к Земле Израиля, не могло быть более важного действия - взяться за руки, защищая своими телами Землю, заботясь о единстве народа и о судьбе каждого еврея. Цепочка протянулась до Стены плача, и в нее была вложена записка. Но при этом трубили трубы, изготовленные в Институте Храма рава Исраэля Ариэля, провозглашая, что мы не остановимся там, куда приходили молиться евреи на протяжении 2000 летнего изгнания. Защищая завоеванное, сохраняя достигнутое, мы смотрим вперед и вверх. Наши взоры устремлены не к стене слез, а к месту Храма, и мы молим Вс-вышнего о его восстановлении. Про цепочку можно сказать, воспользовавшись стихами из главы "Нецавим": "Вы стоите все сегодня перед Б-гом Всесильным вашим: главы колен ваших, старейшины ваши и надсмотрщики ваши, каждый человек в Израиле. Дети ваши, жены ваши и пришелец твой, который в среде стана твоего, от дровосека твоего до черпающего воду для тебя... И не с вами одними Я заключаю союз этот и строгое заклятие это, но и с теми, кто с нами стоит здесь сегодня перед Б-гом Всесильным нашим, и с теми, кого нет здесь с нами сегодня... (Дварим, 29:9-15). Кто же с нами сегодня? Прежде всего - народ. Он решает все, без него не соединить юг с центром страны, без него не заселить эту землю и не преобразовать ее. С нами мудрецы Торы. Рав Авраам Шапиро, глава йешивы Мерказ а-рав, пришел и занял свое место напротив Шаарей Цедек а-яшан, недалеко от телевизионного центра. С нами политики и общественные деятели, не утратившие своего еврейства: в последних звеньях цепи, недалеко от Котеля, - Председатель Кнессета Рэувен Ривлин. Кого же нет здесь с нами сегодня? Тора имеет в виду, что в тот момент, когда собрались сыновья Израиля для принятия клятвы перед Б-гом, в общем собрании находились и все души - даже те, которые еще не пришли в мир и должны появиться только в будущем. А, мы, произнося эти стихи из книги Дварим, прежде всего вспоминаем о Йонатане Поларде, которого представляла его жена, и обо всех солдатах Израиля, пропадающих во вражеском плену. Но, может быть, их можно отнести к тем, кто навсегда уехал из страны и поселился в Нью-Йорке, Париже или Берлине? Не думаю. Они отсекли себя от общества Израиля, не захотели взяться за руки со своими братьями, не хотят устраниться от нарушения запрета "не стой на крови ближнего твоего" - предотврати трагедию, нависшую над жителями Гуш Катифа и всем народом. Не нужны их деньги, не нужна их забота о нас, нужны их братские руки... А их нет. Какой маленькой становится Земля Израиля, когда ее нужно защитить, и какая она огромная, когда цветет, наполняется красивыми домами и детскими садами! Это напоминает тот момент, когда Всевышний свернул всю Землю под Яаковом, заснувшим на Храмовой горе, и сказал ему: "Землю, на которой ты лежишь, - тебе отдам ее и потомству твоему" (Берешит, 14:13). Когда говорят о важности единства народа, о взаимной любви, истреблении из нашей среды ненависти и разобщенности, нужно помнить, что единство не строится на пустом месте. Людей должна объединять общая идея, которую они все вместе претворяют в жизнь. Любовь может быть беспричинной, но она похожа на тоску и страдания, пока рука не протягивается к руке, не чувствует взаимопонимание, забота друг о друге и устремленность к общей цели. Что бы там ни произошло в дальнейшем, подобное действие имеет самостоятельную ценность, так же как молитва - был ли на нее ответ, или нет - в любом случае она услышана и похожа на драгоценную жемчужину перед глазами Вс-вышнего. Сыновья Израиля, отказавшиеся войти в Землю Израиля, произнесли страшные слова: "Зачем Б-г ведет нас в страну эту? Чтобы пали мы от меча, чтобы жены наши и малые дети наши стали добычей?" (Бемидбар, 14:3); "по ненависти Б-га к нам вывел Он нас из страны египетской, чтобы предать нас в руки эморейцев на истребление" (Дварим, 1:27). Отголоски этих слов слышны и сегодня, когда некоторые евреи говорят: "В Израиле опасно, в Израиле нужно служить в армии, посылать в армию детей... в Израиле не тот уровень жизни". Какой смысл всех этих высказываний? Только один: "Б-г нам велел жить в месте, не пригодном для проживания, где мы должны постоянно рисковать и тяжело зарабатывать кусок хлеба!" Иными словами: "Не любит Он нас, потому что хочет забрать из удобных для проживания безопасных мест и привести в самое пекло мировых конфликтов. Ну а мы, естественно, против и никуда не поедем". Этому греху есть только одно исправление: приехать, взяться за руки, вместе со всем народом составить живую цепь, которая соединит нас друг с другом, с Землей Израиля и с Б-гом. Другого единства не бывает. У кого нет связи с Землей, нет связи с Б-гом, а любовь к еврейскому народу без Б-га - абсурд: нет еврея без Б-га. Круг замкнулся. ...
Читать далее...
15 Ава

15 Ава

No Comments
"Не было у сынов Израиля более приятных дней, чем 15 Ава и Йом Кипур. В эти дни девушки Иерусалима выходили в белых одеждах, которые все они (даже дочери богатых родителей) одалживали одна у другой, чтобы та, у которой нет подходящего наряда, не стеснялась попросить" (Таанит, 27б). Чем же 15 Ава, не выделенное Торой, заслужило такое особое отношение и было отмечено еврейским народом целым рядом красивых обычаев? Когда через год и два месяца после Исхода из Египта Вс-вышний подвел сынов Израиля к границам Святой Земли, они отказались войти в нее и 9 числа месяца Ав плакали и говорили, что лучше им умереть в пустыне, чем быть убитыми и порабощенными кнаанскими народами. Те, кому исполнилось к этому моменту двадцать лет, были наказаны за свое неверие в Тв-рца сорокалетним блужданием и смертью в пустыне. В Землю Израиля вошли только их дети. 9 Ава стало страшным днем для вышедших из Египта: тех, кто достигал 60 лет, оставляла в этот день душа - и они заканчивали свой жизненный путь. Так продолжалось 39 лет, а на сороковой год, когда 9 Ава все были готовы к очередному трауру, никто не умер. До 14 числа месяца люди опасались, что Вс-вышний по какой-либо причине отложил наказание, но утром 15 Ава они поняли, что время страшной беды истекло. В этот день к Моше вернулось пророчество прежней силы, которое оставило его, когда народ отказался войти в Землю. Дальнейшая история подтвердила, что 15 Ава - особая дата, избранная Б-жественным Провидением как день отмены тяжелых постановлений и приказов. В этот день (в 573 г. до н.э.) царь Израиля Ошеа бен Эла снял охрану на границе с Иудеей, существовавшую со времен Иаравама (с 796 г. до н.э.) и не позволявшую жителям Северного царства ходить в Иерусалим на праздники. В этот день (в 155 г.) император Антоний Пий разрешил похоронить участников восстания Бар Кохбы, погибших при падении города-крепости Бейтар во времена правления его предшественника Адриана. Останки воинов и мудрецов Торы на протяжении 20 лет были привязаны к шестам, расположенным вокруг города, для устрашения тех, кто помышляет о сопротивлении римским властям. В Риме никогда не отменяли постановления предыдущих императоров, и это событие было воспринято как чудо, указывающее на то, что в ближайшем будущем прекратятся жестокие преследования и пролитие невинной крови, а также будут отменены законы, запрещающие соблюдать субботу и обрезание. Мудрецы Торы в связи с этим событием ввели особое благословение и включили его в молитву благодарности, произносимую после трапезы. Во времена Храма 15 Ава прекращали рубить деревья на дрова для жертвенника и пользовались только старыми запасами. Этот обычай был связан с годовым циклом роста деревьев. Но кроме простой рациональной стороны в нем также можно увидеть намек на то, что этот день связан с проявлением глобальной милости Небес, распространяющейся даже на деревья. Но можем ли мы, живущие в то время, когда разрушен Храм, объявить эту дату днем веселья, песен и хороводов? Что нам мешает? Разрушенный Храм - свидетельство того, что Присутствие Вс-вышнего не находится среди нас столь явно, как раньше и невозможно сказать, что мы полностью прощены и изгнание нашего народа закончилось. Причина, не позволяющая объявить день прощения за грех отказа войти в Землю праздничной датой, в нашем недостаточном желании вернуться ко Вс-вышнему, в недостаточной любви к Земле Израиля и в не нашедшем до сих пор своего выражения желании построить Храм. Будем надеяться, что в ближайшем же будущем мы сможем осознать то благо, которое дарует Вс-вышний на Святой Земле, и, встретив наших братьев, до сих пор остающихся в странах рассеяния, с великой любовью, объединить свои усилия, чтобы исполнить миссию, возложенную на нас Вс-вышним: "и будете Мне царством священников и народом святым". ...
Читать далее...
Борьба без ненависти

Борьба без ненависти

No Comments
Когда-то я жил в Тель-Авиве, был состоятельным израильтянином с либеральными взглядами. Помогал своему другу Асину в далекой Киргизии, учился лепить. С тех пор в Иордане утекло много воды. И Кинерет опустошался, и снова наполнился до краев. Мне самому пришлось упасть до самого дна, до ночлежки для бездомных в Яффо, сбежать в сытую Германию на харчи третьего нашего друга, Славки, вернуться в Кирьят-Арба, поголодать, и ощутить на себе еврейскую солидарность, когда хабадник Виктор, подкладывал к моей двери мешочки с едой, узнав, неизвестно каким образом, о моих временных трудностях. Отсутствие телесной пищи привело меня к потребности в пище духовной, и за довольно короткое время я изучил философию Ницше, которая дала мне силы опять подняться. Большая Любовь, графомания, помогли мне найти новых, но старых друзей. Все это время я не прекращал лепить, причем, лучшие, на мой взгляд, свои работы я сделал во время бедствования. И вот сейчас, через шесть лет после падения, я опять встал на ноги. Мне помогли разные люди. Асаф Пери, Хези Лакриа, рав Фишер из Ефрата, Семен из Кирьят-Гата - они даже не знают, что для меня сделали. Низкий им поклон за это. Мне повезло, и однажды я нашел книги Юлия Марголина, узнал о Голде Елин и, самое главное, о Бенционе Тавгере. Этот чистейший ручей сионизма, протекавший в городке, где мне посчастливилось жить, дал мне новые силы, новое ощущение причастности к своему народу, и окончательной выбор места жительства. Его книга "Мой Хеврон" - это не просто воспоминания о том, как профессор физики твердого тела раскапывал древнюю синагогу в Хевроне. Это руководство к действию, это образец борьбы без ненависти. А потом я познакомился с книгами раввинов Зеева Мешкова и Йосефа Менделевича и "не раввина" Моше Фейглина, с книгами Барри Хамиша и Ури Мильштейна. С тех пор, по мере сил, пытаюсь распространить эти книги среди русскоязычных читателей. Ю. Марголин "Путешествие в Страну Зе-Ка". Б. Тавгер "Мой Хеврон". З. Мешков "Силой своего сердца" и "Теория парадокса". Й. Менделевич "Операция "Свадьба". Б. Хамиш "Кто убил Рабина". У. Мильштейн "Рабин. Рождение мифа". М. Фейглин "Там, где нет людей". Это список книг, после прочтения которых, Ваш взгляд на события, непосредственными участниками которых мы являемся, приобретет необходимую ясность. В них нет пропаганды, и все авторы, может, за исключением Мильштейна, бывшего "маарахника", дают только факты. Мне посчастливилось познакомиться с тремя авторами, Мешковым, Менделевичем и Фейглиным. и вот что, на мой взгляд, их объединяет - искренняя Вера, скромность, и борьба без ненависти. Теперь, когда большинству людей, живущих в Израиле, продажными политиками набита оскомина, и фраза "Никому не верю!" - самое распространенное суждение, приходит время Фейглина и Менделевича, Эли Йосефа и Зеева Мешкова, Нади Матар и многих других, скромных евреев, умеющих бороться без ненависти. Мне возразят, что как только эти люди пробьются во власть - станут такими же, как Шарон. Как ответить скептикам? Статьи Вадима Ротенберга, известного психиатра с мировым именем, "Исчезновение загадочной улыбки" и "АРИЕЛЬ ШАРОН - ПРОСТАЯ И СКУЧНАЯ ИСТОРИЯ" http://rjews.net/v_rotenberg/book1.html ответят намного лучше меня. Не изменился наш премьер. И не изменятся люди, о которых я говорил выше. 13.08.04. Кирьят-Арба ...
Читать далее...
“Мидраша Ционит”:  урок еврейского самосознания продолжается

“Мидраша Ционит”: урок еврейского самосознания продолжается

No Comments
   Образовательный центр "Мидраша Ционит" - учебное заведение, при окончании которого все выпускники единодушно испытывают одно и то же чувство: чувство грусти при расставании с любимыми учителями, с уроками, которые уже пройдены, с сокурсниками, которых успел полюбить: В Киеве, в недавно восстановленной Галицкой синагоге, состоялось торжественное событие: выпуск слушателей образовательного центра "Мидраша Ционит" за 2003 - 2004 учебный год. Ученики, расставаясь с любимыми учителями, подарили им карту Киева, наклеив на нее свои имена и адреса, и пожелали, чтобы преподаватели не забывали своих учеников. Они, в свою очередь, пообещали на всю жизнь сохранить в памяти полученные здесь неповторимые уроки. Прозвучало много поздравлений и теплых слов. Поздравил слушателей с окончанием учебного года, а преподавателей - с выпуском директор Всеукраинского еврейского конгресса Марк Тальянский. Пожелав "мидрашистам" успехов в учебе, настойчивости и доброжелательности, Марк Ильич выразил уверенность, что именно проект "Мидраша Ционит" стал той ласточкой, которая принесла в Украину весну еврейского образования и традиции: На праздничном прощальном занятии собрались преподаватели "Мидраши": Лиат и Алон Лембрицкие, Макс (Элиезер) Лесовой и, конечно же, человек, который стал духовным наставником "Мидраши" - рав Зеев Мешков: Что ж, "Мидраша Ционит" год за годом преодолевает рубежи, ставя себе все более и более высокие цели.   Рав Зеев Мешков в интервью нашему еженедельнику рассказал о "Мидраша Ционит": - ...
Читать далее...