פינחס

Недельная глава Пинхас. Пинхас, Надав и Авиу

No Comments
"И говорил Вс-вышний Моше, и сказал: "Пинхас, сын Элазара, сын Аарона-коэна, отвратил гнев Мой от сынов Израиля тем, что он возревновал Моей ревностью в среде их. И не уничтожил Я сыновей Израиля Своей ревностью. Поэтому скажи: "Вот Я даю ему Мой союз мира и будет ему и потомству его после него союзом коэнов вечным за то, что ревновал за Б-га его и искупил сынов Израиля". В момент, когда Пинхас поражает Зимри, к нему спускаются две души, которые становятся его вечными спутницами, стражами и помощниками: это души сыновей Аарона Надава и Авиу, двух величайших праведников, которым нет равных среди сыновей Израиля, совершивших ошибку в день, когда был установлен Мишкан и погибших в тот момент, когда они поспешили принести воскурения. Они сопровождают его повсюду и реализуют союз, дарованный Пинхасу Вс-вышним, сообщая ему все те необыкновенные качества, которыми он обладал. Ведь союз - связь со Вс-вышним. Дополнительный личный союз, которого, кроме общего союза, заключенного со всем народом, удостоились Пинхас и Давид (каждый по-своему), указывает на возникновение особой, дополнительной связи со Вс-вышним, которая как сильный луч света пронизывает и напрямую соединяет Источник всех сил и сосуд, оказавшийся настолько чистым, что он в состоянии вместить этот мощный луч света. Прямая связь усиливается. Нить связи - это душа. Она является тем лучом света, который напрямую связан с Источником и устремлен к сосуду. Было бы странно, если бы луч, несущий жизнь из мира вечной и абсолютной жизни, не был бы сам живым. Поэтому вся связь проходит через живые души, каждая из которых является выражением жизни и сообщает жизнь. Поэтому говорится, что в субботу, которая называется союзом еврейского народа с Тв-рцом, у каждого, кто только имеет знак союза на теле и соблюдает субботние ограничения, появляется дополнительная душа, как более прямая и непосредственная связь (союз), проявляющаяся в этот день. Душа эта неабстрактна - это душа конкретного праведника, того, кто когда-то жил, озаряя мир светом и продвигая к лучшему, оставил его и теперь возвращается для того, чтобы продолжать помогать другим так же, как он помогал при жизни. Появляясь в субботу, эта душа расширяет возможности еврея, наделяет его большими способностями при изучении Торы и обостряет его чувствительность, расширяя весь спектр восприятия мира, позволяя осознать и почувствовать то, что находится за пределами его границ. Такая помощь душ не является подавлением личности: напротив, союз со Вс-вышним заключается в том, чтобы, озаряясь Его душой-светом-союзом и помощником, имеющими свое конкретное выражение, человек оставался бы сам собой: неповторимым, единственным, уникальным и в то же время открытым для всего мира и не замкнутым на себе. Помощь дополнительной души заключается в том, что она способствует раскрытию собственного потенциала. И когда потенциал раскрывается настолько, что человек и сам превращается в чистый луч, те, кто помогал ему, становятся помощниками для других, а вместе с ними и сама возвысившаяся душа, ранее нуждавшаяся в помощи, становится лучом помощи для других. Так, Пинхас, достигнув совершенства на высочайшем уровне, передает эти души своему ученику Элише. Элиша - ученик Элияу а-Нави, который появляется и действует во времена правления царя северного царства Ахава. События происходят через 530 лет после того, как Пинхас своим подвигом остановил надвигавшуюся гибель всего народа. Элияу а-Нави - это и есть Пинхас, получивший союз мира от Вс-вышнего, а следовательно, бессмертие, ибо то, что даровано Вс-вышним, - абсолютно и распространяется на все аспекты существующего: мир, дарованный Вс-вышним, прекратил борьбу тела и души Пинхаса, постоянное желание души отделиться и желание тела забыть о душе и сделал их совместное существование вечным. Элияу а-Нави не умер. Все, что его душа отбросила, - это талит, который подобрал Элиша. "И было, когда поднял (перед тем как поднял) Вс-вышний Элияу в буре на небо, пошли Элиша и Элияу из Гилгаля... Элияу сказал Элише: "Проси, что сделать мне для тебя, прежде чем я буду взят от тебя". И сказал Элиша: "Пусть двойное, что в духе твоем, будет на мне". И сказал он: "Трудного ты попросил". Элиша попросил, чтобы души Надава и Авиу, которые всегда неразлучны и неразделимы, перешли бы к нему и стали бы помогать ему. Не так просто иметь такую помощь! Малейшая оплошность - и эти души оставят человека, так как они не выносят никакой испорченности, отклонения от идеала. "Если ты увидишь, как я буду взят от тебя, то сбудется для тебя это, а если нет - не сбудется". И было когда они шли и в дороге разговаривали - колесница огненная и кони огненные и отделили они одного от другого, и вознесли Элияу в небо. Элиша же, увидев это, вскричал: "Отец мой, отец мой, колесница Израиля и воины его..." И поднял он плащ Элияу, который упал с него". Элиша получил эти удивительные души в постоянную помощь и поддержку, потому что оказался готов к восприятию мира на таком уровне, когда тело - как колесница, несущая воина, и душа - как воин, управляющий ею, слиты в единое целое: он смог увидеть и воспринять в пророческом видении, что происходило с душой и телом Элияу, носителя союза мира, в момент, когда он достиг уровня, который не может восприниматься большинством живущих людей, и, тем не менее, не ушел из мира живых. Тело осталось вместе с душой. Его переход в другое состояние не носил характер прекращения предыдущего состояния, окончания какого-то этапа и начала совершенно иного времени бытия. Поскольку не было разрыва двух состояний и не было необходимости переходить границу, которая называется смерть, то Элияу а-Нави легко переходит из одного мира в другой и предстает перед глазами людей в разных обличиях: душа в гармонии с материей делает материю средством самовыражения, и в зависимости оттого, зачем раскрывается Элияу а-Нави, он раскрывается в том обличии, которое более всего способствует тому, чтобы было понято послание, с которым он пришел. Он пронизал все поколения и установил между ними связь, приходя, помогая и спасая тех, кто хранит союз Авраама со Вс-вышним. Он поддерживает и союз Торы, в каждом поколении помогая Мудрецам постигать ее тайны. Упоминанием о его будущем раскрытии заканчиваются книги пророков: "Вот Я посылаю вам Элияу а-Нави перед тем, как наступит день великий и страшный, и вернет он сердце отцов к сыновьям, а сердце сыновей - к отцам". Кто установит мир, взаимопонимание и любовь, когда начнется воскрешение из мертвых и поднимутся из праха сыны Израиля всех поколений? Кто соединит сердца, бившиеся в разные исторические эпохи? Тот, кто жил во всех поколениях - от выхода из Египта и до конца времен. Но почему души именно Надава и Авиу стали лучом, реализующим союз мира, который Вс-вышний заключил с Пинхасом? Истории Торы повторяются, но каждый раз повествование выходит на новый уровень. Любой из эпизодов загадочен, но он служит расшифровкой кода другого рассказа и сам становится понятен, когда уже правильно прочитан текст, ключом к пониманию которого он являлся. Вс-вышний бескомпромиссно ведет творение к совершенству через непрекращающееся исправление. Но иногда мир падает вертикально вниз, чтобы затем долго выбираться на прежний уровень по спирали. Основа всех заслуг человека - стремление ко Вс-вышнему, а все преступления являются выражением желания скрыться от Него и остаться одному. Отдаление человека от Всевышнего отражается в характере его детей, их склонностях и способностях, чтобы найти исправление в их жизни. А иначе как можно объяснить: " ...и родила (Хава) Каина и сказала: "Приобрела я человека с Б-гом и еще родила брата его Эвеля. И был Эвель пастухом, а Каин - земледельцем". Каин и Эвель родились взрослыми и сформировавшимися. Почему же от самого рождения один - пастух, а другой - земледелец? Только потому, что что-то вложено в каждого из них от рождения. Но дети не всегда справляются с той задачей, ради выполнения которой они появились на свет, и их души возвращаются в мир вновь и вновь. Душу, как нечто совершенно чистое и прекрасное, как свет, наполняющий сосуд, Вс-вышний дает Сам. Душа всегда чиста, но сила опускающейся в мир души, ее уровень и "размеры" зависят от того, насколько родители научились использовать свои чувства для восприятия духовного мира, наполняться восторгом и радостью от раскрывающейся духовности, а не возбуждать нервные окончания для того, чтобы получать материальные удовольствия. Недостатки наследуются и должны быть исправлены. Сильная душа быстро переворачивает недостатки в способности для изучения Торы, силу восприятия духовной составляющей. Дети, отражая сущностную сторону родителей, являются в основном выражением их мыслительной деятельности и умения управлять своими чувствами. Недаром говорят, что капля выходит из "окончания" мозга человека и несет в себе облик будущего ребенка. Адам, совершив преступление, 130 лет не мог рождать детей "по образу и подобию своему". Мидраш Раба говорит, что после греха у него рождались духи или обезьяны, и когда на пятидесятый день творения Каин убил Эвеля, Адам устранился от Хавы, через 130 лет он вернулся к ней - и у него родился Шет "по образу и подобию его". Совмещение в себе всех миров, духовного и материального начал являются отличительной чертой человека как творения и определяют его "образ". Рождение духов и человекоподобных тел отражает преступление Адама, отделившего материальный мир от мира духа. Начало преступления Адама заключено в его вопросе "Кто я?" (если повсюду раскрывается воля Вс-вышнего и у меня нет свободы выбора, то существую ли я или только Он существует?). "Возьму ли крылья утренней зари, поселюсь ли на краю моря - и там рука Твоя поведет меня, и сдерживать будет десница Твоя" (Псалом 139). Когда человеку хорошо и он преисполнен радости, и душа его поет в восторге от всего сотворенного, раскрывающего замысел Тв-рца, у него не возникает вопросов "Кто я?", "Зачем я нужен?". Он доволен своим существованием перед лицом Вс-вышнего. Дети Адама явились разверткой в материальном мире той проблемы, которую носил в себе первый человек. Они представляли собой разум и чувственный мир, отделившиеся друг от друга, потому что только разум, лишенный ощущения Присутствия Вс-вышнего, может задавать вопрос "Кто я? Существую ли я?". Отделенность разума от чувственного мира привела к вопросу, который несли в себе братья и который являлся выражением вопроса Адам а-Ришон (первого человека) на другом уровне - каждый из них спрашивал себя: "А кто такой мой брат - другой человек? Зачем Вс-вышнему нужен второй?" Собственное существование не вызывает вопроса, но отсутствие ощущения ближнего, сопереживание его проблемам и желание помочь породило вопрос "зачем же нужен другой"? Каждый из них не найдя ответа, решает проблему существования второго по-своему: Эвель смотрит в небо и не замечает брата, получая удовольствие от своей большей близости к Тв-рцу, а Каин, деятель и преобразователь, устраняет из мира то, что он не может осознать - своего брата. Моше и Аарон пришли в мир, чтобы исправить грех Каина и Эвеля. Это - два брата, любящих и понимающих друг друга. Один из них приближает весь мир к Источнику путем восприятия Вс-вышнего через разум, а другой - через служение (т.е. исправление чувственного мира человека). Естественно, что дети, которых они должны были привести в мир, должны были исправить следующую, более высокую ступень - грех Адама - и закончить исправление мира. Аарон смог привести в мир души столь высокого уровня, что их называют "две части одного целого". Они были способны восстановить связь чувственного мира и мира мысли человека так, чтобы и то и другое вместе служило для восприятия Присутствия Вс-вышнего. Однако ошибка, допущенная ими в стремлении к мгновенному соединению духовного и материального миров, когда в день начала служения в Мишкане они поторопились принести воскурения, привела их к гибели. Пинхас, вернувший еврейскому народу восприятие Присутствия Вс-вышнего на уровне чувств и ощущений (т.е. сделавший чувства разумными) и приблизивший мир к состоянию совершенства, двигаясь со стороны чувственного, так же как Моше, двигавшийся со стороны разумного, удостоился помощи этих душ, которые способны слить в единое целое все времена и все пространство, и позволить мгновенно перемещаться из одного места в другое, и пройти через все поколения. Души эти никогда не расстаются друг с другом и похожи как две половины одного целого. Они - мысль, заставившая понять чувства и чувства, заставившие разум ощущать. ...
Читать далее...
exodus

“Это Б-г мой…”

No Comments
   Это Бог мой..." - пели сыны Израиля, после того, как расступились воды моря и народ прошел между стенами застывшей воды, а фараон и колесницы его погибли в пучинах.   Когда расступились воды, расступились и небеса - и всем, пересекающим море были открыты пророческие видения. Но  люди, большинство из которых оставило изучение Торы и долгое время находились под влиянием идолопоклонников, их идей, представлений о мире и о богах, оказались не готовы к восприятию пророческих видений высокого уровня.   И даже, если они не решили, что им было дано видеть Б-га, который вывел их из Египта и провел через море и утопил врагов, они подумали, что через образы, известные человеку из его знакомства с материальным миром, можно постичь сущность Творца. Стремление человека постичь Всевышнего через материальные образы, кажется незначительной ошибкой, но оно становится причиной многих неправильных действий и преступлений. Чем полнее разум осознает гармонию сотворенного, тем отчетливее человек ощущает общее начало всего сущего. В его сердце пропадает страх перед неведомым и рождается стремление найти точку соприкосновения с источником, подерживающим существование мира и дающим жизнь всему живому. ...
Читать далее...
В помощь изучающим Талмуд. Рабби Йеуда

В помощь изучающим Талмуд. Рабби Йеуда

No Comments
"И сказал Б-г Моше: "Простри руку твою к небу - и будет тьма на земле египетской, осязаемая тьма". И простер руку свою Моше к небу - и была тьма густая по всей земле египетской три дня. Не видели друг друга, и не встал никто с места своего три дня, у всех же сынов Израиля был свет в жилищах их" (Шмот, 10:21-23). Раби Йе'уда и Рабби Нехемия спорили о том, какова была природа темноты, окутавшей Египет. Рабби Йе'уда утверждал, что Вс-вышний открыл первозданный свет и еврейские души оказались способны воспринимать его, а душам египтян он не был знаком. Как слишком сильный свет слепит глаза, так и первозданный свет представлялся египтянам тьмою. И когда этот свет стал реальностью, он проявился повсюду, и обволок египтян, и сковал их движения. Такова его природа: он не знает границ и проникает повсюду. Если человек рад ему - он озаряет все вокруг и человек движется вместе с ним, а если человек отказывается от него - он становится непроницаемой стеною и сковывает все движения, лишая человека всех возможностей. Это не происходит каждый день только потому, что Вс-вышний скрывает его, не дает ему проявиться в нашем мире. Рабби Нехемия утверждал, что пар поднялся из ада и застлал глаза египтянам. Причина их разногласия в разном понимании одной и той же фразы Торы: "А у евреев был свет во всех жилищах их". Рабби Йе'уда понимал ее так: "Добавленный суффикс "их" (на иврите это местоимение сливается с предыдущим словом и становится суффиксом) указывает на дома египтян ("их" - египтян), он добавлен к слову, чтобы нам было ясно, куда бы ни зашел еврей - даже в их (египтян) дома - повсюду вместе с ним шел свет". А рабби Нехемия считал, что суффикс "их" указывает на жилища евреев и призван разъяснить нам, что в земле Гошен, там где проживали евреи, не было темноты. Как и любой спор мудрецов, этот спор о темноте отражает их разные, непримиримые мировоззренческие позиции. Рабби Йе’уда считал, что свет предшествует миру, а рабби Нехемия считал, что мир сотворен раньше и лишь затем сотворен свет. Из этого спора видно, что Рабби Йе'уда говорит о бесконечном свете, существовавшем вечно, а Рабби Нехемия - о свете, берущем свое начало в бесконечном свете, но ограниченном в процессе творения так, чтобы мы были в состоянии воспринимать его, как сказано: "ограничивающий свет...". Рабби Нехемия отказывается рассматривать бесконечный свет; по его мнению, он не проявляется в этом мире и, даже если оказывает влияние какими-то своими путями, не стоит о нем говорить, так как он не воспринимается чувствами человека и непостижим разумом. Рабби Йе'уда считал, что иногда бесконечный свет вторгается в нашу жизнь и воспринимается еврейскими сердцами, а потому является реальностью, которую необходимо включить в рассмотрение. Так, например, в момент египетских наказаний евреи отчетливо воспринимали его. ...
Читать далее...
Неудачи в воспитании

Неудачи в воспитании

No Comments
В деле воспитания главным для нас должны являться не результаты, а старание, приложение усилий. Запрещено относиться к проблемам воспитания халатно, но нет обязанности добиться успеха. Этот принцип распространяется на все Учение в целом и в частности на область воспитания. Откуда это известно? В Торе господствует правило: награде подлежит старание и усилие. Даже тогда, когда приложенные усилия не приносят результатов, полагается человеку вознаграждение, соответствующее его стараниям, ибо сказано: "Собирался человек выполнить заповедь, однако в силу обстоятельств не выполнил, говорит о нем писание, как будто выполнил" (Брахот, 6а). В отношении воспитания это правило еще более верно, ибо человек не может управлять душой ближнего: "Нет человека властного над ветром, чтобы удержать ветер" (Коэлет, 8:8). Более того: никто не знает, что спрятано в сердце другого. "Семь вещей скрыты от человека... то, что в сердце его товарища" (Псахим, 50а). Духовный мир и мир чувств детей закрыты и от родителей. Кто может утверждать, что он понимает или чувствует весь спектр их ощущений и переживаний?! Кто может привести доказательства того, что он проник в него?! Именно отсюда проистекает самая большая трудность дать воспитание каждому подростку в соответствии с его собственной "дорогой". Кто может с уверенностью утверждать, что он знает эту "дорогу". В этой связи хочется привести замечательные слова Рабби Моше Файнштейна ("Шээлот у тшувот, Игрот Моше):"Что касается успешного воспитания детей - не существует четкого ответа и единого правила, как себя вести. Все зависит от особенностей ребенка: в некоторых случаях предпочтительнее проявлять требовательность и строгость, а в других - нежность и доброжелательность. Трудно определить необходимое соотношение между ними, трудно выбрать соответствующие воспитательные меры: больше строгости или меньше, больше внушений и разъяснений или меньше, больше свободы или меньше, больше внимания или меньше, больше поощрений и поддержки или меньше, больше самостоятельности или меньше. ...
Читать далее...
Куда пропали раввины

Куда пропали раввины

No Comments
Вопрос. В одной из газет журналист сетовал на то, что в наше время нет раввинов, которые помогали бы людям нерелигиозным. Он писал, что ему хотелось бы зайти к раву, который просто поздоровался бы с вошедшим и был готов беседовать на любые темы (в том числе, и о любви), не навязывая собеседнику готовое решение, а лишь открывая возможность посмотреть на вещи с разных сторон. Газетчик жаловался на то, что раввин всегда давит на человека, стараясь убедить его начать соблюдать заповеди Торы, и утверждал, что и от религиозного авторитета не дождешься теплого рукопожатия и не услышишь на прощание фразы: "Вы можете приходить ко мне в любое время". По словам журналиста, раввины основную часть своего времени заняты рассмотрением запутанных и не имеющих отношения к реальной жизни законов и обязывают людей соблюдать странные постановления. Ответ. Подобный вопрос мог быть задан только человеком, который не знаком близко ни с одним раввином, а составил свое представление о людях этой "профессии" по газетам или другим средствам информации, которые выставляют современных авторитетов Торы в карикатурном свете и искажают образы великих людей недавнего и далекого прошлого. Если бы этот журналист пришел к одному из раввинов сионистского или харедимного направления, к сефарду или ашкеназу, он бы убедился, что его мечта найти человека, сведущего в Торе, с которым можно поговорить по душам, легко осуществима. Более того, он нашел бы гораздо больше, чем предполагал. Он убедился бы в том, что большую часть времени раввин занимается решением личных проблем людей. Он умеет выслушать того, кто говорит много, и понять, того, кто скуп на слова. С одинаковым вниманием он относится и к соблюдающему заповеди Торы, и к человеку нерелигиозному. Журналист мог бы услышать, с какой ответственностью раввин отвечает на вопросы по телефону, поступающие от неизвестных ему людей, не пожелавших назвать себя, он стал бы свидетелем, что вся раввинская деятельность направлена на то, чтобы восстановить добрые отношения между людьми, поддержать человека в трудную минуту и найти для него такой путь, который не приведет его к конфликту с обществом, приблизить тех, кто отдалился от духовной жизни из-за неудач и невзгод, примирить детей и родителей, возродить угасающую любовь, поддержать детей, попавших в ситуацию, которая ввергла их в депрессию и отчаяние, а также примирить человека с самим собой, а часто и с Тв-рцом. Недаром сказано: "Мудрецы умножают мир в мире". Любой психолог сказал бы, что журналист, критикующий раввинов за оторванность от жизни и занятия вопросами не из мира сего, на самом деле прекрасно знает о духовном величии людей, о которых он пишет. В глубине его души живет искреннее уважение к религиозным авторитетам, но по тем или иным причинам он боится признаться в этом. Человек нерелигиозный, придя к раввину, не чувствует, что ему навязывают какую-то определенную идеологию, а находит собеседника. Он начинает задумываться над тем, всегда ли пишут в газетах правду. Но собеседник - это только внешняя оболочка мудреца Торы. Если заглянуть глубже и попытаться проникнуть в его внутренний мир, то откроется человек, для которого главное - духовность и излишнее приближение к материальному миру вызывает у него чувство настороженности и желание отдалиться. Но есть еще более глубокий уровень, который поднимается над уровнем человека, изучающего Тору, - когда раскрывается личность, превратившаяся в живую Тору. На этом уровне и мысль и эмоции - воплощения Торы. Поднявшийся на такую духовную высоту дышит Торой и любит Тору больше, чем самого себя. Этот уровень находится за пределами времени и пространства и скрыт от любого человека, который мыслит пространственно-временными категориями. Но даже тем, кто предпочитает оставаться в общении с раввином на первом уровне, я рекомендую помнить, что внутри улыбающегося и приятного для всех собеседника бушует огонь духовного мира, искры которого время от времени прорываются во внешний мир. ...
Читать далее...
Высказывания мудрецов Талмуда. Рабби Йоханан

Высказывания мудрецов Талмуда. Рабби Йоханан

No Comments
Сказал Рабби Йоханан: "Сердца тех мудрецов, которые жили давно, похожи на врата входного зала Храма, а сердца тех мудрецов, которые жили недавно, - как вход в сам Храм, а наши сердца - как угольное ушко самой маленькой иголки. "Те мудрецы, которые жили давно" - имеется в виду Рабби Акива, а "те, которые жили недавно" - имеется в виду Рабби Элазар бен Шамуа (Эрувин 53а). Мудрость Торы зависит от открытости сердца: и если нет в нем чистоты и любви, нет и мудрости Торы. Сердца должно быть похоже на вход в Храм, т.е. Б-жественное Присутствие должно раскрываться в сердце, как в Храме. Мудрец должен ощущать повсеместное Присутствие Тв-рца. "Трепет перед Б-гом - начало мудрости" (Мишлей). Но даже сердце, похожее на угольное ушко, может позволить обрести мудрость Торы. Лишь бы только оно не было совершенно закрыто. "Рабби Иса сказал: "Откройте мне щелочку, как угольное ушко, - обратился Вс-вышний к еврейскому народу в Египте, - и я открою вам ворота, через которые проедут повозки" (Шир а-Ширим раба 5).. ...
Читать далее...
В помощь изучающим Талмуд

В помощь изучающим Талмуд

No Comments
Первые пленные, угнанные царем Невухаднецаром (432г до н.э.), создали в Вавилоне целую сеть учебных заведений и. в том числе, академию, которая просуществовала почти тысячу лет. Ее основателями были великие мудрецы и пророки и среди них - член Сан'эдрина Мордехай, владевший семьюдесятью языками, и пророк Йехезкель. Деятельность людей духа спасла огромное число изгнанников (появившихся в Вавилонской империи после разрушения Первого Храма) от неминуемой ассимиляции и бесследного исчезновения среди халдеев. Как мудрецы, так и пророки были преисполнены любовью к Земле Израиля. Но, по всей видимости, они не смогли передать ее последующим поколениям, и только немногие вернулись на родину, когда через два года после падения Вавилона и превращения его в одну из областей Персидской империи царь Кореш издал декрет, разрешающий евреям переселяться за Иордан и восстанавливать города и Храм. Йешива в городе Не'ардея, расположенном на берегу реки Прат, действовала непрерывно со времени изгнанников, прибывших в Вавилон с царем Йехонией (первое изгнание). Пумбедита также была известна своими мудрецами, которые досконально знали закон и скрупулезно соблюдали все заповеди. И хотя земля Вавилона не была легким местом для проживания, мудрецы всегда были глазами общины и люди проявляли уважение к ним. "Спросил как-то Рабби Йе'уда а-Наси рабби Ишмаэля, сына рабби Йосей: "Благодаря чему люди приобретают богатство в Вавилоне?" Рабби, как и другие мудрецы, полагал что только Земля Израиля дает благословение и благо, и если люди живут благополучно за ее пределами, то это только благодаря особым их заслугам". Ответил рабби Ишмаэль: "Их особая заслуга в том, что они относятся с уважением к Торе" (Шабат, 119а). А рабби Йоханан удивлялся тому, что в Вавилоне есть мудрые люди: "Сказали рабби Йоханану: "Есть старики в Вавилоне". Удивился он и сказал: "Ведь написано: "...чтобы продлились ваши дни и дни детей ваших на этой земле..." А за пределами Израиля нет продления жизни". Тогда сказали ему, что те, кто достигает преклонного возраста в Вавилоне, рано встает, чтобы прийти в бейт-кнесет пораньше, и уходит из дома молитвы позже других. Сказал Рабби Йоханан: "Вот почему им даются долгие годы" (Брахот, 8а). ...
Читать далее...
Young leadership seminar 15-17-th of October, 2004,Kiev

Young leadership seminar 15-17-th of October, 2004,Kiev

No Comments
Ведущая семинара Юлия Резник ...
Читать далее...
Понятия “время” и “пространство” в еврейской традиции (историофилософский анализ)

Понятия “время” и “пространство” в еврейской традиции (историофилософский анализ)

No Comments
Лекция в обработке рава Зеева Мешкова Почти все ученые, занимавшиеся историософским анализом, отмечали - независимо от принятых ими концепций и используемых методов исследования - особенность системы мировоззрения, лежащей в основе еврейской традиции. Наибольшее удивление в научном мире всегда вызывал тот факт, что понятие времени у народа Израиля является активным и полным: предполагает не только стороннее наблюдение за каким-либо процессом изменения форм материальных объектов или их перемещения в пространстве, но и отводит человеку активную роль в установлении момента начала месячного и годичного периодов, а следовательно, и их длительности. Как следствие, праздничные дни, которые, казалось бы, связаны с некоторым определенным природным циклом и потому должны быть неизменны, смещаются на день-два при добавлении дня к месяцу или на целый месяц при добавлении месяца к году. И хотя еврейский календарь строится на сочетании солнечного и лунного циклов и начало месяца должно устанавливаться по свидетельству людей, видевших новую луну, или на основании астрономического расчета, и расхождение солнечного и лунного годичных циклов регулируется путем добавления (с определенной периодичностью) месяца к году, представители Верховного суда обладали правом по разным соображениям и в силу многих обстоятельств продлять месяц на день или год на месяц по своему усмотрению. Более того, закон гласит, что решение о начале нового месяца является действительным и имеет полную силу, даже если оно было принято в результате ошибки членов Верховного суда в астрономических расчетах или при опросе свидетелей (которые, могли, например, принять облака за новую луну). Более того, даже если суд или глава суда приняли решение, касающееся регулирования календаря, исходя из совершенно посторонних сооброжений (т.е. фактически вопреки закону), то и в данном случае закон Торы запрещает оспаривать это решение и признает его действительным в полной мере. (Эти законы подробно рассматриваются в трактате Талмуда Рош а-Шана - "Начало года", 25а). Таким образом, при определении ключевых точек временного цикла объективная реальность отодвигается на задний план и преимущество отдается субъективному восприятию человеком параметра времени, независимо от того, основывается оно на зрительном восприятии, на результатах мыслительной деятельности или на проявлении собственной воли, продиктованной соображениями, изначально не предусмотренными и не принимаемыми законом в качестве аргумента для принятия решения. Следовательно, еврейская традиция в достаточно большой степени ставит все временные циклы и все, что связано с ними, в зависимость от наблюдателя, и понятие времени в еврейской традиции является гораздо более полным по сравнению с любой другой мирвоззренческой системой, будь то греческая мифология, греческая философия или взгляды других народов, претендовавших в тот или иной исторический период на абсолютное превоосходство и универсальность своей культуры: зороастризм, индуизм, буддизм и порожденные им течения. Эммануил Кант (1724-1804) в своей работе "Критика чистого разума", написанной с целью доказать, что человек не обладает способностью познать объективную реальность и исходит исключительно из субъективного восприятия, включил в список тех категорий, которые подчиняются этому правилу, также и время. Как философ, он сделал грандиозный шаг вперед. Но нашей традиции этот принцип известен со времен дарования Торы. Его разъясняет Маарал (1525-1609) в своей книге "Гвурот а-Шем", написанной примерно за двести лет до "Критики чистого разума" Канта. Маарал обращает внимание на то, что именно человеку велено дать имена животным, как сказано: "И сотворил Бог Всесильный всякое животное полевое и всякую птицу небесную, и привел к Адаму посмотреть, как назовет он ее. И как назовет ее Адам, душа живая, так и будет имя ему" (Берешит, 2:19). Мир определяется восприятием человека, и те имена (т.е. то понимание сути объектов), которые он присваивает животным, являются реальностью. Всевышний не поручил эту работу ангелам, потому что их видение мира не является реальностью. По Мааралу, именно сознание человека формирует все аспекты окружающей действительности. Творец создает, а человек воспринимает сотворенное. Объекты не обладают в полной мере реальной формой, ни духовной ни материальной, пока они не воспринимаются человеком, задача которого - научиться воспринимать мир в соответствии с желанием Творца. В правильном видении вещей, соответствующих Божественному замыслу, - исправление мира и завершение творения. Несмотря на общность исходной модели (как для Канта, так и для Маарала в основе восприятия лежит поиск соответствия внутреннего мира человека окружающей действительности) мировоззренческая позиция Маарала отличается от положения Канта. Для Канта объективная реальность оказывается недостижимой, а для Маарала человек - это микромир и именно ему отводится роль воспринимающего, а не ангелам, которые по своей сути не что иное, как частные силы. Кроме того, по Мааралу человек обладает душой, непосредственно связанной с Творцом, и потому способен приблизиться к объективному восприятию вещей - увидеть мир глазами его создателя. Другим интересным доказательством зависимости времени от субъективного восприятия человеком является не философская, а физическая концепция времени, вытекающая из выкладок специальной и общей теории относительности Альберта Эйнштейна. Экспериментально подтвержденный факт неизменности скорости света и ее независимости от скорости движения источника света привел к выводу, что зависимой величиной, изменяющейся с нарастанием скорости объектов, является время. Эйнштейн показал, что время является относительной величиной, зависящей от скорости перемещения наблюдателей относительно друг друга. Примечательным является также тот факт, что понятие времени в его законченной и строго определенной форме рождается в тот же момент, когда рождается сам еврейский народ. В Египте за пятнадцать дней до исхода Моше получает повеление "Месяц этот будет вам началом всех месяцев" (Шмот, 12:2), в котором содержится вся совокупность законов об установлении и регулировании календаря, объявлении начала месяца и праздников. Без обретения этого свойства - способности вмешиваться во временной цикл - не может произойти освобождение: если оно отсутствует или не находит своего выражения, еврейский народ не обретает той степени духовного превосходства над своими поработителями, которое может привести к освобождению. Как создатели древних мифов, так и философы старались оставить понятие времени в стороне, не уточняя и не употребляя его в качестве рабочего термина. Примером могут служить древнегреческие мифы, где Хронус - олицетворение времени - пожирает своих детей до тех пор, пока не оказывается свергнутым и изгнанным из реальной жизни. Вавилонский эпос, описывающий бездну -Тиомат и хаос - Апсу, отражает представления людей о возникновении пространства, но не говорит ни слова о времени и не создает какого-либо мифического образа, соответствующего ему. Точно так же Аристотель, описывая действительность в целом и отдельные объекты состоящими из сущностной стороны и случайных свойств и проявлений, фактически уходит от проблемы описания времени как явления. Ибо понятие времени, как это ни странно, можно ввести только тогда, когда мы допускаем наличие глобального процесса, ведущего к какой-то определенной цели. В случае же хаотичного движения или бессмысленного разрушения и возникновения новых форм время становится бессмысленной и ненужной характеристикой. И в системе Аристотеля, где все изменения случайны, не имеют смысла и не преследуют никакой цели, а все связанное с сущностной стороной объектов всегда остается вечным и неизменным, неизменно, для времени просто нет места не остается места. А если все же ученые и пытались ввести понятие времени, то им удавалось связать его лишь со случайными процессами - что мешало философскому поиску, всегда направленному на выявление вечных и неизменных истин и стремившемуся к введению вечных и стабильных определений. И поэтому все связанное со временем признавалось случайным и отодвигалось в сторону, чтобы изменения, раз и навсегда признанные случайными, не мешали заниматься выяснением сути объектов, которая, по определению Аристотеля, неизменна. Такое подсознательное желание уйти от любых проблем, связанных со временем, объясняется отсутствием у народов мира и у выразителей их идей и мировоззренческих концепций понятия о целеноправленном процессе, ведущем к достижению мирозданием совершенства, которое не является изначальной данностью. Тора в отличие от мифологических описаний мира и всех философских систем вводит понятие времени с самого начала: ее первое слово берешит ("вначале"). А начало предполагает продолжение, а также, вне всякого сомнения, указывает на существование цели. И следовательно, все описываемые в дальнейшем процессы направлены на ее достижение. По мере того, как в ходе повествования раскрываются идеи Торы, понятие времени становится все более доминантным. Если в мифах отсутствует течение времени и события в них не связаны ни с какими временными рамками, если в философских трудах время, как правило, не занимает определенного места в логической системе, то в Торе глобальные, вечные и неизменные принципы сочетаются с сюжетом, развертывающимся в определенных временных рамках. Это совмещение идеи вечности и времени отражено и в языке Торы, который справедливо называют святым - отражающим суть вещей. Мироздание с его незыблемыми основами называется на иврите олам, и максимальный период времени, за который творение должно прийти к совершенству или иными словами за который должна раскрыться Божественная цель, выражается тем же словом олам. Но для того, чтобы правильно понять значение слова олам нужно учесть, что время с точки зрения еврейской философской системы является активным элементом и само раскрывает Божественную цель и приближает к ней мироздание. Таким образом понятие "мир" преломляется через призму понятия времени: сущность пространственных форм проявляется с приближением вселенной и всего, что наполняет ее к цели, а цель раскрывается через время. Эту отличительную черту еврейского мировоззрения отметил в предисловии к капитальному труду по национальной истории профессор Шалом Барон. Введение понятия времени стало не только своеобразной декларацией того, что мир не бессмысленен и не зависит от прихоти случая, но и раскрыло возможность увидеть творение как сочетание универсальной идеи и самых разных ее проявлений и выражений или, иными словами, динамики сочетания общего и частностей. И это также указывает на принципиальное отличие еврейской мировоззренческой системы от нееврейских концепций строения мира. Стремление мировых культур к единству и универсализму сделало раскрытие неизменной сути целью, а все индивидуальные особенности объектов незначительными и не заслуживающими большого внимания. Индивидуальное было принесено в жертву глобальному. Но в таком случае возникает вопрос о правомерности разделения сути и случайностей, общего и частного, неизменного и подверженного изменениям. Не следует ли признать все индивидуальные особенности каждого из объектов проявлением неизменной сути, общей для всего существующего? Можно ли разграничить между сутью и ее проявлением? Приведет ли такое разделение к постижению явлений в окружающем мире и во внутреннем мире человека во всей их полноте? Приверженцы современных философских течений, объединенных общим названием "Экзистенциализм", признавали неправомерность разделительной черты между сутью и проявлениями этой сути в конкретных случаях. Более того, большинство экзистенциалистов сделало вывод, что та неподдающаяся описанию и какому-либо словесному или иному выражению абстракция, к которой мы неизбежно придем после того, как отметем все случайное, все конкретное, все единственное в своем роде и неповторяющееся, не приведет нас к познанию сути. Наоборот, полнота жизни, а вместе с ней и полнота существования проявляются только в одноразовых особых конкретных ситуациях и через неповторимые индивидуальности объектов. А при таком рассмотрении соотношения неизменного и изменяющегося понятие времени обретает первостепенную важность. Не подлежит сомнению, что время должно выступать в роли одного из основных понятий и при рассмотрении исторических процессов. И здесь оно становится не только следствием происходящих изменений, но и и активным фактором, воздействующим на ход событий. Т.е. принципиальные повороты в судьбах отдельных стран и целых континентов происходят в некоторый определенный момент - когда в мир вливаются новые идеи, мысли, возникают новые религии, появляются личности, способные увлечь за собой массы и т.п. В совпадении по времени целого ряда событий, без которых невозможен был бы новый этап развития человечества, ощущается активная роль времени. Те мировоззренческие системы, которые не считаются с понятием времени, приходят к модели круга, отражающей циклически повторяющиеся процессы, никогда не приводящие к принципиальным изменениям. И неслучайно астрономические, астрологические и физические модели мира, которыми пользовались античные и средневековые ученые, изображались графически при помощи сфер и кругов. Круг в круге - символ проявления вечного закона. Но такие модели не являются единственно возможными. Их альтернатива - линейные модели динамики мироздания. Их графическим представлением является прямая, каждая точка которой особая и неповторимая и возвращение к ней на том же уровне исключено. Точки на прямой похожи, но само их расположение делает каждую из них новым и особым объектом. Еврейская мировоззренческая система пользуется преимущественно линейной моделью. Однако правильнее эту модель назвать лучевой, так как у прочерченной прямой, представляющей время, в нашей традиции есть начало. И в этом проявляется еще одна особенность еврейской традиционной мысли: материальный мир не существовал всегда - он имеет начало. И, следовательно, причина его возникновения и существования не содержится в нем самом - он порождение. Как философы, так и составители мифов рассматривали материю как нечто изначальное и вечное. И следовательно, осознанно или неосознанно, они связывали понятие сущности с материей. Вынеся причину существования мира за материальные рамки, еврейская традиция лишает материю свойства самодостаточности и разумности, способности определять собственные пути развития и конечные цели. Слово берешит ("вначале") формирует у всех, кто читает первые строки Торы, представление о материи как о вторичной, а не первичной субстанции. Особенно четко это воспринимается людьми, знающими разницу между синонимами решит и атхала. И то и другое слово переводится на русский язык как "начало". Но слово атхала образовано от корня халь, что означает "распространение общего правила на тот или иной частный объект или аспект". Например: "закон распространяется на меня" или "праздник приходится на такой-то день (т.е. законы праздника распространяются на такой-то день)". Иными словами, атхала указывает на начало того или иного процесса, определяющее общие черты или качества всех затронутых им объектов. Слово решит образовано от рош (что означает "голова") и, прежде всего, указывает на обособленность и качественное отличие начала от того, что является его продолжением (подобно тому, как голова качественно отличается от тела, которое нельзя назвать ее продолжением). Кроме того, в этом слове подчеркивается предшествие начала тому, что вытекает из него. Это можно проиллюстрировать с помощью однокоренного слова ришон, значение которого - "первый" или "предшествующий другим". В последнем значении это слово используется как в Торе, так и в книгах пророков. В Торе (Шмот, 12:15) сказано: "Точно к первому дню устраните квасное из домов ваших". Речь идет о дне, предшествующем празднику Песах (т.к. в сам праздник в домах уже не должно быть квасного). А в книгах пророков Вс-вышний говорит о Себе: "Я первый и Я последний", что служит явным указанием на предшествие всему существующему. Кроме того, как голова - сосредоточие мыслей и идей, так и начало, выраженное словом решит, предполагает существование некоторого плана, предшествовавшего началу действия, и желание претворить возникшие мысли в жизнь. Таким образом, само понятие решит отрицает как самодостаточность происходящего процесса, так и его случайность. И, значит, в таком понимании начало не может определяться бессмысленным, случайным импульсом - оно связано с мыслью и планом, предшествовавшими материи, приведшими к ее возникновению и продолжающими постоянно воздействовать на нее на протяжении долгой истории, чтобы привести все существующее к определенной цели. Отсюда легко прийти к заключению, что если понятие "начало", связанное с понятием "время", описывает активный фактор, то и само понятие времени, являющееся как бы его разверткой, также должно означать активное воздействие на мир. После всего сказанного время можно определить как "проявление задуманного". С точки зрения еврейского мировоззрения, время также является творением - процессом, созданным в самом начале для реализации замысла. Подтверждение этому мы находим в определнном прочтении первого стиха Торы "Берешит бара Элоким..." Если перевести эту фразу в соответствии с простым смыслом, мы получим следующее предложение: "Вначале сотворил Вс-сильный..." Однако существует и другое, может быть, несколько натянутое, прочтение этой фразы: "Вс-сильный сотворил то, что называется "вначале". И следовательно, в Торе содержится намек на то, что решит - начало само по себе является первым творением, предшествующим возникновению материи в простом понимании этого слова. Это положение о предшествии времени, как первого следствия глобальной идеи и того процесса, который должен ее реализовать, также указывает на принципиальное отличие еврейской мировоззренческой системы от любых научных и ненаучных взглядов на мир. Ни одна другая система, призванная описать мироздание, не говорит о предшествии времени. Все они без исключения (это относится и к греческой мифологии) определяют время как неизбежное следствие существования материи, подверженной изменениям. При попытке дать определение пространству должно было бы возникнуть множество проблем. Но таких попыток практически не делалось, и древний мир относился к пространству как к чему-то интуитивно понятному. Оно представлялось ограниченным сводом небес сверху и земной твердью снизу и потому конечным. Попытки расширить рамки представлений и мысленно проникнуть за свод небес не предпринималось. Человеческое воображение отвело сверхъестественным силам, управляющим миром, место не за пределами небес, а на вершине горы. И тем не менее, понятие "бесконечно" нельзя было исключить полностью. Главные божества-прародители, по всей видимости, также благодаря интуиции, связывались с чем-то огромным или даже бесконечным. Но ни у создателей мифов, ни у философов не хватило сил разработать мировоззренческую систему, учитывающую постоянное влияние бесконечности на мир. Поэтому все божества-прародители в самом начале повествования оставались вне сюжетной линии и забывались, а философы (Зенон), выдвинув положение о том, что все непостижимое не существует, надолго исключили бесконечность из рассмотрения. Удивление вызывали не столько свойства пространства, сколько возникновение конечных аспектов из бесконечных. Когда не удавалось найти ответ, его подменяли легендой. Так в вавилонском эпосе Мардук, порожденный бездной и хаосом, вступил в войну со своей матерью (отца-хаос ему и другим божествам-порождениям удалось привлечь на свою сторону): он накинул на бесконечную бездну сеть и разбил ее на мелкие части ударом кулака. Подобное же затушевывание проблемы соотношения бесконечного порождающего начала с порожденными им конечными величинами и подмена ее решения легендой характерны и для древнегреческих мифов. Общей чертой как для составителей мифов разных народов, так и для философов является неумение совместить бесконечное и конечное. Отсюда вытекает неизбежное сходство всех мифов - восстание конечных субстанций против своих бесконечных родителей. Что же касается развития научной мысли, то оно постепенно перешло от представлений о неограниченном пространстве и времени к безоговорочному принятию концепции ограниченной вселенной, имеющей определенный возраст. Решающую роль сыграла в этом теория большого взрыва, выдвинутая в ... году... Она основывалась на смещении спектров излучения всех наблюдаемых звезд в сторону красного цвета, что в соответствии с эффектом Доплера должно свидетельствовать об их удалении от глаза наблюдателя, а следовательно, об их удалении от единого центра. Делался вывод, согласно которому существующий мир является результатом взрыва, произошедшего в одной точке, где концентрировалась вся существующая ныне масса вселенной. Теория большого взрыва была подтверждена многими наблюдениями за космосом и его прослушиванием. Альтернативные теории о постоянно рождающейся массе и постоянно происходящих взрывах или о пульсирующей (периодически сжимающейся и взрывающейся) массе вселенной были опровергнуты математическими расчетами. На сегодняшний день осталась только одна общепринятая картина рождения вселенной - взрыв и распространение массы из одной точки без перспектив возвращения в нее. И тут, казалось бы, можно было вздохнуть с облегчением - наконец-то мир пришел к пониманию еврейской концепции. Но подсознательная боязнь правды и правильных выводов, которые налагают на человека и человечество большие обязанности, не позволяют народам признать, что сведения, содержащиеся в Торе, и глобальный взгляд на важнейшие аспекты мироздания не были известны ни древнему, ни средневековому, ни (до последнего времени) современному миру. Попытаемся дать определение пространству, с точки зрения еврейской мировоззренческой концепции. Оговорившись, что любое лаконичное определение проблематично и требует уточнений, скажем, что пространство - это развертка времени или реализация врмени. Прежде всего подтверждение такому положению мы находим в лексической особенности языка, отмеченной выше: понятие максимального пространства - мир или вселенная и понятие максимального предела времени - вечность выражаются одним и тем же слововом. Далее, воспользуемся описанием творения, приведенным в Торе, и обратим внимание на то, что появление объектов или субстанций, определяющих пространственные рамки (такие, как небо и земля), является раскрытием временной единицы: "И был вечер, и было утро - день один" (Берешит, 1:5). Первый день нашел свое воплощение в небе и земле, а также в свете и темноте, возникших на начальном этапе творения. Вечер и ночь соответствуют миру мысли, а утро и день - воплощению замыслов Тв-рца. Аналогичное описание очередного этапа творения приводится и для всех последующих дней. Таким образом, пространство и все наполняющее его и занимающее в нем место возникает как развертка времени - каждый из этапов творения раскрывается как истекшая временная единица, полностью раскрывшая свой потенциал, и ее имя - сутки. Время продолжает разворачивать в пространственных образах ту картину, которая возникла в мире мысли. Рамбан, комментируя слова Торы "ибо в этот седьмой день прекратил всю работу Свою, которую сотворил Вс-сильный, чтобы делать", пишет: "Ибо шесть дней творения - это шесть тысяч лет истории мира... Первые два дня весь мир был покрыт водою и не было в это время ничего завершенного. Это намекает на первые две тысячи лет истории человечества, когда никто не взывал к Б-гу. Так и назвали это время "две тысячи лет хаоса". Но в первый же день был сотворен свет. И он соответствует тысяче лет жизни Адама, который знал своего Тв-рца. И пока он был жив, ни один человек не поклонялся идолам (первая тысяча из двух тысяч лет хаоса была в значительной степени освещена светом разума Адама и его приверженностью Тв-рцу). Во второй день свод небес разделил между верхними и нижними водами. Так и Ноах и дети его были отделены от злодеев, которые погибли в воде. В третий день появилась растительность и деревья дали плоды. Когда Аврааму исполнилось 48 лет (2000 год, начало третьего тысячелетия истории), он начал открыто провозглашать имя Вс-вышнего. И были ростки и плоды этой деятельности праведника, потому что многим он дал понятие о Тв-рце. Впоследствии именно его потомство приняло Тору у горы Синай и построило Храм. И тогда как осуществление цели и одновременно как возникновение потенциала обновления были исполнены все заповеди, которые похожи на плоды деревьев. И следует тебе знать, что время сумерек (после захода солнца и до выхода звезд) относится к следующему дню. И поэтому мы видим, что сила, раскрывающаяся в каждый последующий день, рождается в предшествующий ему. В четвертый день были сотворены большое и малое светила, которые соответствуют Первому и Второму Храмам. Поэтому четвертое тысячелетие истории начинается через 72 года после возведения Первого Храма и заканчивается через 172 после разрушения Второго Храма. И в этот день (тысячелетие) был для всего дома Израиля свет, потому что слава Всевышнего наполняла дом Б-га. И зашли оба светила к вечеру (концу четвертого тысячелетия истории) - и были разрушены оба Храма. В пятый день воскишела вода душою живою, и птица полетела над землею - это намек на пятое тысячелетие, начавшееся через 172 года после разрушения Второго Храма, когда народы мира получили власть над миром и жизнь человеческая стала подобна жизни рыб (которых в огромных количествах вылавливают сетями)... и нет того, кто бы искал Б-га. Утром шестого дня земля выпустила душу живую. А затем был сотворен человек по образу Вс-сильного... И это соответствует шестому тысячелетию. Ибо в начале этого тысячелетия будут править животные - правители, не знающие Б-га, а затем в час восхода начнется освобождение... И это относится к сыну Давида". Этот развернутый комментарий разъясняет, что первичная стадия творения содержит в себе потенциал будущего развития и формы, определяющие пространство и наполняющие его: небо, земля, светила, рыбы, животные - являются выразителями процесса творения и в то же время содержат в себе потенциал дальнейшего раскрытия аспекта времени как событий, происходящих во вселенной и меняющих ее духовный облик настолько, что можно говорить об изменении всего мира. Соотношение пространства и времени можно также представить как соотношение сосуда и того, что его наполняет. Наполнение - некая идея, развертывающаяся во времени, которое само по себе наделено творящей силой и создает формы-сосуды для постепенного выражения глобальной цели или, иными словами, наполнения сосуда содержанием. Одна из принципиальных философских проблем, возникших еще в древние времена, - это проблема определения существования как понятия. Аристотель в своей работе "Метафизика" вводит два основных и самых общих понятия: "существование" и "несуществование", которые присущи всем объектам. Время, пространство и постоянное изменение формы, по его мнению, - лишь производные от какой-то неведомой силы, создающей и разрушающей все объекты. Однако само понятие "существование", принятое за основу, осталось неопределенным. Платон, разрабатывая основы своей философии, сталкивается с необходимостью ответить на вопрос, что человек называет реально существующим. И хотя он не может справиться с этой задачи, он намечает пути ее решения. Чтобы объяснить свою мировоззренческую систему, он рисует следующую картину: люди, сидящие в пещере, видят на ее стенах тени от костра, и они представляются им чем-то реальным и обладающим собственной силой. Но вот один из них встает и, найдя выход из темной пещеры, вырывается на свет. Его глазам открывается красочный и объемный мир, о существовании которого он и не подозревал. Эта аллегория служит доказательством того, что Платон связывал понятие существования с восприятием и сознанием человека. Однако совершенно пассивным. И лишь еврейская система мировоззрения отводит сознанию человека активную роль, считая его элементом, определяющим формы существования и, более того, являющимся одной из причин существования мира. Человек наделен сознанием, которое формируется на основе его чувственного восприятия и постоянной мыслительной деятельности. И в этом плане сознание является пассивным элементом, а окружающий мир - определяющей и формирующей его силой. Но, если человек формирует понятие о Вс-вышнем, о законах прямого управления миром, если он преисполняется духовности, его сознание качественно меняется, вырывается из плена окружающей действительности, перестает формироваться ею, и, более того, само начинает определять пространственно-временные формы существования. Маарал определяет существование как столкновение противоположностей. Горячее воспринимается как горячее только потому, что существует холодное, сладкое - благодаря существованию горького, белое - по отношению к черному и т.д. Из этого определения легко понять, что должен постоянно действовать активный элемент, сравнивающий противоположности и разные величины. Этот элемент, фактически дающий или, по крайне мере, раскрывающий силу существования всех объектов и аспектов окружающего мира, - сознание человека. И оно должно быть некоторой общей, изначальной величиной, позволяющей воспринимать окружающий мир. Существование определяется как источником бытия, излучающим и поддерживающим все сотворенное, так и сознанием человека, воспринимающим на том или ином уровне эту данность. И поэтому можно сказать, что существование - это восприятие человеком творимого Вс-вышним. Неслучайно в Торе рассказ о сотворении мира повторяется дважды: Первый рассказ определяет начало раскрытия замысла Вс-вышнего, находящего свое выражение в тех или иных силах неживого, растительного и животного мира и полностью определяющего его формы, но лишь до момента появления человек, которому отводится важное место: он - венец творения, получивший заповедь плодиться и властвовать над всем сотворенным. Но активное участие человека в завершении творения не описывается. Второй рассказ концентрируется на творении человека. Мидраш говорит о том, что Адам дает имена не только животным, но и всем элементам творения, и себе самому, а также и Вс-вышнему. Присвоение имени фиксирует определенное восприятие действительности. От Адама требовалось восприятие не внешней ее стороны, а сущностного аспекта бытия каждого творения. Свое восприятие он должен был выразить в имени, отражающем сущность объекта. И он справляется с этой задачей. Животные, земля небеса - пространственные категории, и их форма в большой степени зависит от восприятия человека. Можно ли то же самое сказать о времени. Несмотря на то, что время также не существует в отрыве от сознания человека, на первый взгляд, его активная роль значительно меньше. Человек не в состоянии перемещаться во времени по своему усмотрению (подобно тому, как он перемещается в пространстве). Однако каждый данный момент времени, связанный с вхождением в мир новых потенциалов, призванных полнее претворить в пространственных формах замысел Творца, может быть воспринят человеком по-разному. Его можно пропустить или превратить в более сильную способность понять и осмыслить окружающее. Но поскольку ничто не может воспрепятствовать реализации замысла Тв-рца, то растраченный потенциал найдет свое выражение в той или иной форме в пространственных категориях и вернется к человеку или ко всему человечеству, требуя осознания и изменения восприятия или сознания. Именно на эту активную воспринимающую роль человека указывает еврейский закон, позволяющий устанавливать начало месяца и года и заранее признающий действительным любое решение суда, даже если оно основано на ошибке. Вне всякого сомнения, активная роль человека как соучастника творения заключается не только в развитии своего сознания и способности воспринимать, но и в способности совершать действие и собственным усилием преобразовывать мир. Любое совершенное действие - будь то созидательная деятельность в обычном смысле слова или исполнение заповеди, как духовного действия, заповеданного Тв-рцом, - все это зависит от сознания и способности конкретного человека и общества в целом воспринять действительность на том или ином духовном уровне. Итак, мир создан для выражения замысла Тв-рца и воплощения его в конкретных образах. Человек - тот, кто призван понять, осмыслить, осознать и даже прочувствовать идею Тв-рца. Время - последовательные этапы претворения мысли в жизнь. Пространство - конкретные формы, выражающие эту идею. Начало - абстрактная идея. Цель - конкретное ее выражение. Роль человека в мире похожа на функцию моста, соединяющего два берега, или, если воспользоваться образом Торы, - на функцию лестницы, которую видел Яаков во сне. Она соединяет небо и землю - идею и пространство, как форму, призванную выразить ее. ...
Читать далее...
Новое в палестинской медицине

Новое в палестинской медицине

No Comments
Наши палестинские соседи изобрели секрет вечной жизни. У них Арафат и после смерти живее всех живых. Некоторые говорят, что даже видели его идущим. Представляете себе – ночью сталкиваетесь в темном коридоре со жмуриком, а! Жаль, Берия не знал этого секрета. Мог держать Сталина в живом состоянии еще лет двадцать. В закрытой палате. ”Врачи не позволяют входить”. Мог издавать собственноручные приказы о децимации. Но, конечно, сейчас век XXI. Все по науке. Подключили его ко всему искусственному – будет вечно живым. Особенно ценен здесь вклад французской медицины, как они поняли внутренний дух палестинской революции. И все держат в секрете, никому палестинской тайны не открывают – по указанию их президента Ширака, отца французской демократии. Все это сильно поможет в борьбе с сионизмом. Теперь только мы начинаем понимать великий секрет этого народца. Впервые только у них мертвый лидер зажил загробной жизнью. И пошло–поехало. Только святая Суха допущена к телу и передает его указания. Иногда даже можно посылать факсы за личной подписью. Здорово придумано, аж жуть берет. Надо представить их всех к Нобелевской премии. ...
Читать далее...