bnei

Тора и Работа

No Comments
  Это крупнейшее движение активно во всем мире и насчитывает более чем 50 тысяч членов. Бней Акива верит, что через соблюдение заповедей и работу на Земле Израиля еврейская молодежь может достигнуть самореализации в этот беспокойный век Как первопроходческое сионистское движение, Бней Акива верит, что важнейшая заповедь иудаизма — возвратиться в Землю Израиля, поэтому важная часть деятельности движения — поддержка патриотического поселенческого движения. Члены движения верят, что защищать Израиль — это важная заповедь, поэтому все воспитанники служат в армии — в основном в боевых войсках. Движение считает, что еврейская молодежь диаспоры должна осознаватъ, что еврейское государство нуждается в них, а они нуждаются в еврейском государстве. Бней Акива как движение образовалось в конце 20-х годов после Первой мировой войны. Лига наций дала Британии мандат на Эрец-Исраэль. Еврейские пионеры, поселенцы в Эрец-Исраэль боролись и прилагали нечеловеческие усилия для создания своей Родины. Это были годы третьей алии в Эрец-Исраэль (1919 —1923). Для этой алии была характерна эволюция социалистов в идеологически сильную группу. Ее основным направлением было стремление создать новое еврейское общество, «нового еврея». По их мнению, для достижения цели надо было оставить «устаревшую» еврейскую традицию с ...
Читать далее...
ХАНУКА. Удержать уходящий свет

ХАНУКА. Удержать уходящий свет

No Comments
Сразу же после того как возникли небо и земля вспыхнул свет. Он прорывался в обычный мир из бесконечности и был создан для того, чтобы в будущем стала возможной прямая связь человека с Б-гом. Но когда Адам согрешил у него был отобран этот прекрасный дар и спрятан в Божественной сокровищнице до будущих времен, а источником света стали светила, созданные в четвертый день творения. Их лучи, не приходят из бесконечности, а появляются, когда при изменении материальных тел высвобождается энергия. В 2448 году евреи подошли к подножию горы Синай и услышали слова: "Я Бог Твой..." Никакие материальные объекты не могли воспрепятствовать раскрытию Божественного Присутствия и в окружающем мире вновь начал распространяться свет прямой связи человека с Творцом. И когда Моше, проведя сорок дней на горе Синай, спустился к людям, лицо его излучало свет! Но сыны Израиля, удостоившиеся сначала такой же духовной высоты, утратили этот уровень, так как не дождавшись возвращения Моше они сделали литое изображения тельца и стали поклоняться ему. Что же толкнуло народ на нарушение второй из тех десяти заповедей, которые он слышал из уст Творца всего лишь сорок дней назад ? Египтяне, вышедшие вместе с евреями из страны фараонов, стали уговаривать их сделать изображение живого существа, не с целью отвергнуть Всевышнего, а лишь затем, чтобы заменить Моше, который, как они полагали, погиб. Пусть Бог вдохнет жизненные силы в изваяние и оно пойдет перед нами, указывая путь в пустыне - говорили они. Сын Мирьям Хур пытался предотвратить преступление, но был убит. Все обступили Аарона. Кто, как не брат Моше, человек духа, может сделать некоего посредника, который будет соединять еврейский народ и Вс-вышнего? Аарон не стал возражать им, так как понял, что его отказ не остановит народ, оставшийся без руководителя и потерявший самообладание из-за страха умереть в пустыни. Он потребовал принести золотые женские украшения, надеясь, что женщины не захотят отдать их, и будет выиграно время до возвращения Моше. Но мужчины силой отняли у своих жен браслеты, серьги и кольца. Аарон собрал это золото и бросил его в огонь, надеясь, что оно сгорит, однако египетские колдуны сделали так, что из огня вышел золотой телец. Люди стали кружиться вокруг него и объявили божеством. Моше, спускавшийся с горы, увидев еще издалека это празднество идолопоклонников бросил на землю скрижали завета, полученные им от Творца и разбил их. Тора расценивает поведение Аарона как самопожертвование ради того, чтобы спасти народ от тягчайшего греха. Этот великий праведник готов был пожертвовать не только жизнью своего тела, но и жизнью души - уделом в будущем мире. Ведь взявшись за изготовление золотого тельца, он не знал, что Вс-вышний оправдает его. Им руководила лишь любовь к сынам Израиля, не выдержавшим испытания Всевышнего и утратившим надежду на возвращение Моше. После дарования Торы и до момента греха золотого тельца вся земля обладала потенциалом святости. Жертвы можно было приносить в любом месте и это мог делать каждый: "В любом месте Я дал тебе упоминать Имя Мое" (Мишпатим). В момент дарования Торы жилище каждого еврея стало Храмом, и в нем отразился отблеск первозданного света. Но евреи лишили себя этого блага, решив создать идола. Свет начал уходить. Аарон пошел на самопожертвование, чтобы удержать сынов Израиля от изготовления посредника, который станет перегородкой между Всевышним и людьми и сделает невозможным распространение в мире света прямой связи с Ним. Человек обретает то, ради чего он готов пожертвовать собой и Аарону была дарована способность возвращать в этот мир первозданный свет: в награду за его подвиг Всевышний избрал Аарона быть первосвященником, а главной его заповедью стало зажигание меноры в переносном Храме, созданном в пустыне. Ее горение наполняло Храм силой первозданного света, невидного для глаза человека, но дававшего силы маслу в западной лампаде меноры гореть бесконечно долго. Подвиг Аарона не смог сохранить этот свет в каждом еврейском доме и он оставил жилища евреев, сконцентрировавшись в Храме и его дворах. Но давая Аарону заповедь зажигания меноры, Всевышний открыл ему, что настанет время, когда этот свет вновь проникнет в каждый еврейский дом. Он сказал своему первосвященнику, что заповедь зажигания лампад важнее принесения жертв: жертвы приносят только тогда, когда стоит Храм, а менору зажигают всегда (Мидраш Раба). Но ведь известно, что менору зажигают только в Храме!?. Мидраш не имеет простого смысла, а может быть понят лишь как намек на то, что заповедь меноры, дарованная Аарону, зажжет в Храме первозданный свет, который сможет гореть в этом мире только благодаря его подвигу, а самоотверженность его потомков распространит его в еврейских домах, где он сохранится даже после разрушения Храма: первозданный свет пробивается огнями Хануки в каждом еврейском доме восемь дней в году. Это стало возможным лишь благодаря отчаянной борьбе Хашмонаев за освобождение Храма от сирийских захватчиков и возобновления службы в нем. Потомки Аарона, своим подвигом дали возможность первозданному свету вновь распространится в жилищах сынов Израиля."Свечи эти святы ,и нет у нас права пользоваться ими, а только можем мы смотреть на них". Свято то, что нематериально, а значит исполняя заповедь памяти о чуде горения меноры на протяжении восьми дней, мы не только совершаем материальное действие, а привносим в мир вместе с обычным светом и первозданный свет, не признающий завесы и перегородки и связывающий нас с Богом напрямую. Йосеф одерживает решающую духовную победу над царем Египта в тот момент, когда фараон пересказывает встревожившие его сны. Внимательно выслушав фараона, сын Яакова указал на неточности и несоответствия услышанного им тому сну, который приснился ему ночью. Фараон был испуган. У него не осталось сомнений, что этот, извлеченный из темницы, поднятый с самого низа иерархической лестницы, раб заглянул в его ночные видения и увидел их точно и ясно. Но этого не может быть! Фараон, и его приближенные знали, что увидеть чужой сон или узнать его содержание невозможно. Египет был страной колдовства и магии. Удивить здесь кого-то сверхъестественными способностями было трудно. Но колдуны хорошо знают принципиальный предел своих возможностей. Так, им известно, что не в их власти распоряжаться живым существом меньше ячменного зерна: человек не может колдовскими средствами заставить мелких насекомых двигаться в определенном направлении. Также хорошо известно, что никто не может проникнуть в мыслительную деятельность человека и влиять на нее - свобода выбора всегда остается "собственностью" личности. Никому не дано узнать содержание сна, отражающего чувства и переживания человека и раскрывающего через призму прошлого будущее. Сон - сугубо личное дело. Это подтверждает рассказ, приведенный в книге Даниэля, о том, как Невухаднецар, царь Вавилона, потребовал от своих придворных колдунов пересказать приснившийся ему сон. Ни маги, ни звездочеты не могли этого сделать. И объяснили они царю, что даже ангелам нижнего уровня неведомы сны, посылаемые человеку, и только обитатели отдаленных от земли небесных сфер знают сновидения. Можно представить, потрясение и испуг фараона, когда Йосеф начал исправлять весьма и весьма существенные неточности в его рассказе: "Не так видел Его Величество фараон, а вот как... Не так, а вот как..." Какие же неточности допустил фараон, пересказывая сны? Какие детали он изменил, а какие скрыл? Почему? Если сравнить описание приснившегося фараону и его пересказ ночного видения, можно увидеть ряд отличий. "И вот, он стоит на Ниле..." - так он видит во сне. "И вот, я стою на берегу Нила..." - так рассказывает Йосефу. Йосеф и властитель Египта разговаривают в тронном зале, который полон министрами и советниками. Как же фараон может сказать, что он видел себя стоящим на Ниле? Это не соответствует иерархии божеств. Восседающий на троне повелителя Египта считался божеством, порождающим Нил. Реку изображали вытекающей из его живота, а не из-под ног. И разве можно было произнести, что он опирается на Нил, иными словами, Нил поддерживает его существование? Если бы фараон (по представлениям египтян, высшая независимая сила) сказал, что видел себя стоящим на Ниле, для всех, кто его слышит, это означало бы только одно: отказ от власти. Если он не является самодостаточным и не может парить в воздухе, ни на кого не опираясь, а нуждается в поддержке, он не повелитель и господин великого царства! И фараон говорит неправду. Но Йосеф поправляет: "На Ниле, а не на берегу Нила". О чуде, заключавшемся в том, что Йосефу стало доступным даже происходящее в сознании фараона, рассказывает Псалом 81. "Свидетельством сделал Йосефа при появлении его на земле египетской (так как он сказал фараону): "Не знал я, что услышу (от тебя слово) сфат ("берег")..." Фараон вставил всего лишь одно слово и вместо того, чтобы сказать ве'ине ани омед аль а-иор ("и вот я стою на Ниле"), сказал ве'ине ани омед аль сфат а-иор ("и вот я стою на берегу Нила"). Тут же Йосеф поправил его: "Не знал я, что услышу в твоем рассказе слово сфат ("бе-рег")". Правитель Египта в ужасе. Кто стоит перед ним? Человек? Но человек не может видеть сон другого. Ангел? Посланник небес? фараон понимает, что этому "существу", читающему волю Небес, лучше уступить власть. Фараон отдает в руки Йосефа всю страну, формально сохранив за собой лишь престол. ...
Читать далее...
dianna

Мазл тов! В обновленной Галицкой синагоге произошло радостное событие

No Comments
   В Галицкой синагоге в Киеве на улице Жилянская на прошлой неделе состоялось обрезание мальчика на восьмой день после рождения. Ввели своего ребенка в союз с Авраамом, нашим праотцом, Миша и Дианна Гольд, доставив тем самым большую радость всей общине. Ребенка назвали Элиэзер Даниэль сын Михаэля. Это первое обрезание в синагоге за последние 74 года, так как с 1930 года синагога галицианских евреев, построенная рядом с еврейским базаром (небольшая площадь, пересекаемая трамвайными рельсами, до сего дня называется Евбаз), использовалась в качестве столовой завода Транссигнал. Завод изготовлял гудки для паровозов, которые должны были привезти нас в коммунизм. Воодушевленные своей задачей рабочие написали письмо будущим поколениям и замуровали его в стену одного из зданий напротив. Посещающие синагогу могут увидеть табличку: "Рабочим 2025 года". Синагога была возвращена украинским правительством еврейской общине после долгой борьбы. Сегодня в этой синагоге размещается Мидраша Ционит. Трапеза, устроенная в честь обрезания, прошла с хорошим настроением. На ней присутствовало четыре поколения (включая новорожденного) семейства Гольд. Еще раз поздравляем это замечательное семейство и, особенно второе (с конца) его поколение. Ученица Мидраши передала в редакцию сайта маленький подарок. Осень. Мидраша Ционит. ...
Читать далее...
Рутина и обновление

Рутина и обновление

No Comments
Вопрос: "Мы с мужем меняем свой путь, насытившись тем, что предлагает нерелигиозный мир. Мы наслаждаемся обновлением, которое принес с собой иудаизм. Однако нас не оставляет чувство страха рутины - мир действия, который не изменяется. Оправданы ли наши опасения? Неужели и на новом пути нас будет сопровождать то же однообразие? В связи с этим - должны ли мы молиться в определенное время или тогда, когда нам этого хочется?" Ответ: "Нет нового под солнцем" (Коэлет, 1:9). Все установлено, все устроено, все на своем месте. Но все это "под солнцем", во внешнем материальном мире. А "над солнцем", в духовных сферах, все рождается вновь и постоянно обновляется. Каждое мгновение есть новый свет. Маран (учитель наш) рав Кук пишет: "Мы постоянно вытаскиваем сами себя из состояния унижения и растерянности, которое порождает безразличие и привычные повторяющиеся действия, огорчающие нашу душу тем, что нет ничего нового под солнцем. Мы поднимаемся над собственными чувствами, которые рисуют нам упрощенную картину ограниченного мира. Вырываясь из окружающей действительности, мы шагаем по духовным дорогам, которые выводят нас выше солнца. Мы сами устанавливаем новое правило и объявляем: "Нет ничего старого. Все цветет, все возвышается, все постоянно добавляет свет в жизни" (Орот Акодеш, 2:467).Человек должен обновляться, подниматься и возвышаться каждое мгновение. Идти, все выше и выше поднимаясь по ступеням святости. Об ангелах сказано, что они стоят, а человек назван существом идущим. Духовная жизнь человека наполнена смыслом, новыми открытиями, красками, радующими глаз. Она основывается на изучении Торы, молитве от всего сердца, чувстве любви к ближнему, на постоянном стремлении преодолеть все низкое. Есть великолепные победы и горькие неудачи, которые должно быть исправлены раскаянием, возвращающим человеку силы. Нет никакой необходимости в шумной музыке и фильмах, алкоголе и наркотиках... Греки придумали театр, чтобы наблюдать за борьбой героев и борьбой каждого из них с самим собой. У нас нет в этом необходимости. Внутри нас есть театр правды, который действует без перерыва. Маран рав Кук пишет: "Все, что позволяет человеку почувствовать творение не как нечто законченное и завершенное, а как то, что постоянно творится и возвышается, развивается и возносится, поднимает человека выше солнца, выводит из области, где нет ничего нового, и приводит в мир, где нет ничего старого. Все обновляется. В этом мире радость небес и земли таковы, как будто они были сотворены только сегодня" (Орот Акодеш, 2:568). Молитва вовремя без сосредоточения или сосредоточенная молитва в то время, когда есть настроение - что предпочтительнее? Конечно же лучше всего сосредоточенная молитва вовремя. Но если это невозможно, то для мужчин в любом случае лучше молиться вовремя, а для женщин - в любое время, но сосредоточенно. Что предпочтительнее постоянство мужчины или неустойчивость женщины? И то и другое необходимо. И когда заключается брак, строится прочный дом в Израиле. Рав Шломо Авинер, глава йешивы Атерет Коаним ...
Читать далее...
Молитва в полночь

Молитва в полночь

No Comments
  Большинство людей спит ночью и не любит, когда их беспокоят. Но еврей, стремящейся к праведности, должен оставить ночные грезы и встать, чтобы молиться в полночь или хотя бы после полуночи до первых признаков рассвета. Молятся не о куске хлеба (что также достаточно важно), а о Храме, плачут о его разрушении и просят Вс-вышнего восстановить былое величие. Царь Давид посвящал это время молитве: «И встану я в полночь, чтобы благодарить Тебя за суды Твои праведные» (Теилим, 119:62). Он умел благодарить Вс-вышнего не только за радость, но и за все трудности и горести, выпадающие на долю человека. Время осознания того, что через горести раскрывается благо, - полночь. В плаче пророка Йирмеяу о разрушении Храма также есть намек, что время плакать о потерянном, чтобы через осознание трагедии прийти к будущему величию Йерушалаима, наступает в полночь: «Плачь, рыдай, ночью…» - обращается он к праведным людям. А мидраш говорит: «Тот, кто плакал о разрушении Храма, удостоится радоваться его будущему величию». Царь Шломо в Мишлей описывает движения и устремления души праведного человека как женщину, которая встает «ночью для того, чтобы раздать пропитание всем домашним…» ...
Читать далее...
Единство народа, живущего на Святой Земле

Единство народа, живущего на Святой Земле

No Comments
Вчитываясь в строки книги "Меафар куми" ("Восстань из праха"), написанной замечательным сыном нашего народа - Цви Глатом неожиданно осознаешь, что понятие единства народа Израиля неразрывно связано с понятием святости Земли Израиля: "Учили наши мудрецы, что народ Израиля был избран Всевышним как нация, а не как отдельные люди (Маарал, Нецах Исраэль, 11). О единстве и избранности еврейского народа написал много прекрасных слов замечательный сын нашего народа - Цви Глат, да отомстит Всевышний за его кровь врагам нашим. Вчитываясь в строки его книги "Меафар куми" ("Восстань из праха") - неожиданно осознаешь, что понятие единства народа Израиля неразрывно связано с понятием святости Земли Израиля: "Учили наши мудрецы, что народ Израиля был избран Всевышним как нация, а не как отдельные люди (Маарал, Нецах Исраэль, 11). Они разъяснили, что Тора Израиля дана всему народу, - а не отдельным людям (Маарал, Тиферет Исраэль, 17). И даже душа отдельного еврея существует благодаря силе общей души всего народа (рав А.-И. Кук, Орот Исраэль). ...
Читать далее...
Земля Святая

Земля Святая

No Comments
Две святости есть у Земли Израиля: одна - ее собственная, связанная с тем, что Б-жественное Присутствие постоянно пребывает на ней, а другая - связанная с пребыванием на ней еврейского народа. Последняя является причиной того, что на весь народ и на отдельных евреев распространяется целый ряд заповедей, связанных с проживанием на территории Святой Земли. Святость, связанная с пребыванием Б-жественного Присутствия, проявляется в том, что в Торе Всевышний называет Израиль "Моя земля", "удел Б-га". Мудрецы Торы говорят: "Любима Земля Израиля, потому что ее избрал Б-г. И вот, когда творил Он мир, роздал все земли правителям разных народов, а землю Израиля взял Себе... И выбрал Себе народ Израиля. Сказал Вс-вышний: "Придет Израиль, который стал Моим уделом, и поселятся на Земле Израиля, которая стала Моим уделом" (Танхума, Бемидбар 17). Эта святость была до завоевания Земли сыновьями Израиля и останется навечно. Она не исчезает, даже если Земля Израиля оказывается в чужих руках, Храм стоит в руинах, а народ Израиля находится в изгнании. Мудрецы Талмуда много спорили о том, сохраняется ли святость земли во времена изгнания, но их спор относится только к той святости, которая возникает с пребыванием народа Израиля на Земле Израиля: сохраняется ли она, когда заповеди физически не исполняются. Но святость, связанная с пребыванием Шхины, вне всякого сомнения, остается постоянно. Она никогда не изменится. ...
Читать далее...
Французы подтвердили версию смерти Арафата от СПИДа

Французы подтвердили версию смерти Арафата от СПИДа

No Comments
Франция признала: Арафат умер от СПИДа. Интересно, как чувствуют себя те, кто целовался с ним и жал ему руку? ...
Читать далее...
864

Советская власть и еврейская жизнь

No Comments
  Каждый день я благодарю Всевышнего вслух и в мыслях своих за то, что всемогущая советская власть, упорно не признававшая Его существования, не стерла меня с лица земли и не посадила за решетку или в лагерь. А ведь могла… Нет, не только могла, но по своей природе и по логике вещей была обязана это сделать.   Для меня моя жизнь и жизнь моей семьи - более сильное чудо, чем исход из Египта. Но, как и у всякого чуда, у нее есть своя зацепка в реальном мире. Свобода и физическое существование борца за право репатриации в Израиль и распространителя знаний Торы и идей сионизма среди советских евреев в 80-х годах прошлого столетия были подкреплены поправкой Джексона-Вейника, принятой в 1973 году американским Конгрессом. ...
Читать далее...
868

Хронология: традиция или наука

No Comments
  Попробуйте интереса ради взять историческую книгу и выяснить на основе каких авторитетных источников приводятся в ней даты, относящиеся к древнему времени.   Будет это Геродот, Тацит или археологический сравнительный анализ - выяснить невозможно. Отсчет лет от сотворения мира был известен еще праотцам, обретшим многие принципиальные сведения об окружающем мире и его духовной и материальной структурах у Шема (сына Ноаха) и его правнука Эвера, которые, в свою очередь, были носителями знаний, полученных у людей, живших до потопа.   Возможно, что Авраам, Ицхак и Яаков пользовались этим отсчетом для практических целей; но, вне всякого сомнения, начиная с момента выхода из Египта, это летоисчисление стало одной из составляющих, положенных в основу законов Торы, связанных с годовыми циклами. (Закон Торы, определяющий порядок отсчета времени был дан свыше через Моше еще в Египте вместе с повелением считать месяц исхода первым месяцем года. И он сохранился во всех еврейских общинах без исключения.) ...
Читать далее...