С начала утра 27 декабря арабские боевики выпустили 8 минометных снарядов по 3 поселениям Гуш-Катифа. 4 из них попали в Ацмону, по 2 - в Нецер-Хазани и Ганей-Таль. К счастью, ущерба и пострадавших нет.
...
Читать далее...
В последние лет этак десять современными гебраистами и активистами еврейского движения настойчиво и последовательно изучаются и приводятся в порядок еврейские кладбища. В Украине, благо, их еще достаточно много. Не все мацейвы вросли еще в землю, не все буквы на них опустились в песок. Кое-что еще можно прочитать и даже обнаружить даты. Могилы трехсотлетней давности, чудом не оскверненные при разнообразных режимах, еще зовут пытливых ученых и восхищают фотографов, этнографов, художников. Местные председатели существующих иудейских общин во всех областях Украины ухаживают за этими каменными документами еврейской цивилизации и удивляются, что еврейские кладбища сегодня значительно опрятнее христианских. Если этот факт расценивать как достижение, то оно, несомненно, присутствует.
Я кладбища не любила никогда, хоть там «крупнее и слаще земляника», как писала Марина Цветаева. Однако эта тема меня взволновала после того, как в руках оказалась книга Бориса Акунина под названием «Кладбищенские истории». В ней он поведал читателям о своих экскурсиях по нескольким наиболее известным кладбищам мира, и в том числе по Масличной горе. Последний очерк из его книги называется «Умер-Шмумер, или нестрашная смерть». Борис Акунин бродил по кладбищам, оказывается, дабы разобраться в природе смерти или приблизиться к ее постижению. А далее цитата: «Стало быть, стоишь на западном склоне Масличной горы, обращенном к Храмовому холму. Город Иерусалим притягивает взгляд, и рассматривать кладбище, ради которого тащился за тридевять земель, совсем не хочется. Кладбище тебе сильно не нравится. Оно и не предназначено для того, чтобы нравиться». Далее Б. Акунин делает вывод: «Смотреть тут не на что, трудно представить себе зрелище более унылое и безжизненное, чем эта сухая земля, кучи мусора и плоские камни». А далее, недоумевает Б.Акунин, «...за время, миновавшее с 1967 года, никто не позаботился убрать следы разгрома».
...
Читать далее...
Тора и право на отдых
No Comments
December 25, 2004
рав Азриэль Ариэль
Рав поселения Атерет, изучающий и преподающий законы Шмиты, а также вопросы, связанные с еврейским государством.
Рав поселения Атерет, изучающий и преподающий законы Шмиты, а также вопросы, связанные с еврейским государством.
Если Вам не трудно, подскажите мне, существуют ли какие либо законы, определяющие право на отпуск, и правила, описывающие, как его следует проводить, если ты уже живешь на святой Земле? Женя Гурский, Израиль
Отвечает рав Азриэль Ариэль:
...
Читать далее...
Недельная глава Ваехи: Первенец тот, кто воюет за Землю
No Comments
December 25, 2004
рав Зеев Мешков
Раввин, преподаватель, переводчик. В Израиле-с 1989 года (после 10 лет отказа). Четыре года вёл передачу "Традиция" на радиостанции РЭКА. В 2002-2005 гг. возглавлял учебную часть "Мидраши Ционит" в Киеве. Работает над комментариями к книгам пророков.
Раввин, преподаватель, переводчик. В Израиле-с 1989 года (после 10 лет отказа). Четыре года вёл передачу "Традиция" на радиостанции РЭКА. В 2002-2005 гг. возглавлял учебную часть "Мидраши Ционит" в Киеве. Работает над комментариями к книгам пророков.
"И протянул Израиль правую руку свою и положил на голову Эфраима, а он младший, а левую - на голову Менаше, умышленно положил он так руки свои, хотя Менаше - первенец" (Берешит, 48:14).
Слово «сикель», которое обычно переводится как «положил умышленно», образовано от того же корня что и «сэхель» («мудрость»). А оно, в свою очередь, близко к корню "шакаль" ("взвесил"). Т.е. речь идет о решении, принятом в результате взвешивания разных обстоятельств. Поэтому Раши, комментируя это предложение, пишет: "Яаков, отец наш, сделал это с мудростью, хорошо взвесив свои действия".
...
Читать далее...
Перед тем, как взять билет на автобус «Киев - Глухов», я пыталась проговорить для себя цель своей поездки. В истории Холокоста все листы написаны кровью, искалеченными судьбами, страхом евреев и молчанием советской власти, всячески избегавшей этой темы. Но и сегодня, несмотря на массу публикаций в еврейских изданиях, точка поставлена быть не может. Осень в этом году в Украине на удивление теплая.
...
Читать далее...
Меня зовут Йосеф
No Comments
December 25, 2004
рав Йосеф Менделевич
Участник так называемого "Самолетного дела" (15 июня 1970 г.), узник Сиона, рав и учитель, преподаватель йешивы Махон Меир
Участник так называемого "Самолетного дела" (15 июня 1970 г.), узник Сиона, рав и учитель, преподаватель йешивы Махон Меир
Главный герой последних недельных глав Торы – Йосеф. Так уж получилось, что родители назвали меня в честь моего дедушки Иосифом. Я еще не знал тогда, что имя имеет большое значение для человека и, если оно заимствовано у одного из героев прошлого, события жизни далекого предка, описанные в Торе, невольно переносятся в твою судьбу.
Конечно, с тобой происходит то же, что и с ним, не точь в точь, но что-то очень похожее. Более того, многие черты его характера проявляются у тебя. Итак, история моей жизни с самого начала разворачивалась под звездой Йосефа, младшего сына, «ребенка старости» Яакова. Так же и мои родители любили меня. Эта любовь даже в зрелые годы сообщала мне ощущение надежности - словно в рубашке родился. Йосеф был похож на Яакова. И, когда у меня появилось желание «прочитать себя», я стал вглядываться в то, что произошло с Яаковом. И получилось, что история с зароком – союзом, который заключил Яаков с Всевышним по пути на чужбину, была потом в точности переписана в мою жизнь.
...
Читать далее...
“Кто поднимет нас?” (Шофтим 1:2)
No Comments
December 25, 2004
рав Дов Бигон
Глава йешивы Махон Меир (Иерусалим), во время Шестидневной войны - командир роты в бригаде "Йерушалаим".
Глава йешивы Махон Меир (Иерусалим), во время Шестидневной войны - командир роты в бригаде "Йерушалаим".
В нашей недельной главе (Ваехи) Яаков дает своим сыновьям благословения. Все дети обладают своими достоинствами, которые он отмечает и, одновременно, стремится усилить. Но кто-то из братьев должен стать лидером. Только от одного должен произойти в будущем царь, который поведет за собой весь народ. Кто это: Реувен, Шимон, Леви, Йосеф, Биньямин… Кому отдать предпочтение?
"Есть три дара, которые даются не раньше, чем люди попросят о милости и благоволении небес: достойный царь, благополучный год и хороший сон" (Брахот, 25). Нас, в данном случае, интересует достойный царь…
"Сердце царя - в руке Всевышнего" (Мишлей), и Он может повернуть его в любую сторону с такой же легкостью, как люди меняют направление воды в канале, выкопанном для орошения поля. Поэтому, если люди хотят, чтобы их правители вели себя достойно и правильно, следует просить, чтобы Всевышний смилостивился над ними и направил стремления и помыслы руководителей народа в нужное русло. И уж, тем более, нужно молиться и просить о снисхождении небес, когда речь идет о выборе человека, которому будет вверена судьба народа. Но одной молитвы недостаточно.
Закон Торы гласит, что "нельзя назначить человека, отвечающего за ту или иную общину, против воли членов этой общины" (Брахот, Санхедрин). Но как определить, подходит ли человек для ответственной должности, которая даст ему право распоряжаться судьбами других людей?
...
Читать далее...
Вчера на юге Литвы были осквернены три кладбища жертв геноцида. Установленные несколько десятилетий назад памятники на местах захоронения около трех тысяч евреев, замученных в 1941 году, измазаны красной и черной краской, разрисованы свастикой.
Испорчены и измазаны краской мраморные указатели мест захоронения, установленные несколько месяцев назад.
По предварительным данным, захоронению жертв геноцида причинен материальный ущерб на сумму около 4 тысяч долларов. По факту вандализма литовская прокуратура возбудила уголовное дело.
...
Читать далее...
Экскурсия в Шомрон и Иудею
No Comments
December 22, 2004
Изабелла Победина
Родилась в Тбилиси, в семье военного журналиста. Училась в Грузинском политехническом институте, работала инженером-конструктором. В 1992г. репатриировалась в Израиль. Окончила компьютерные курсы и работала в государственной компьютерной фирме.
Родилась в Тбилиси, в семье военного журналиста. Училась в Грузинском политехническом институте, работала инженером-конструктором. В 1992г. репатриировалась в Израиль. Окончила компьютерные курсы и работала в государственной компьютерной фирме.
Я вернулась с экскурсии по Шомрону и Иудее, и друзья забросали меня вопросами: <Ну как? Что видела?> И я растерялась. Я не знала, что ответить. Недавно мне подарили картину. На переднем плане дерево, сзади облака. Ни особой композицией, ни необычными цветами картина не поражала, но почему я не могла оторвать от неё взгляда? Потом я поняла. Картина изображала дух. Я даже определила, какую из сфирот по каббалистической терминологии она изображает! Так же случилось и сейчас. Я за почти 13 лет видела много красивых мест в Израиле. И восход на Мацаде, и закат на Средиземном море. Буйную растительность Голлан и сумерки Эйлата. Изумительные краски на берегу озера Кинерет, не говоря уже о моей любимой пустыне. Так что удивить меня красотой было трудно, тем более что это не была весна, когда всё ярко-зеленое. Нам очень повезло с погодой! Солнечно, но не жарко! Горы, камни, солнце, чистый воздух и: дух. Дух Израиля! Вот, что мы почувствовали! Сначала мы ехали и видели как будто будничный указатель <Дорога праотцев>. А экскурсовод рассказывал, как шёл этой дорогой праотец Авраам(!). Перемещаться когда-то евреи вынуждены были по дорогам, которые располагались достаточно высоко для безопасности, но и не слишком высоко, чтобы было не так утомительно. Знакомство с этими местами началось с удивительной маленькой экскурсии, которую провёл нам сам рав Зеев Мешков! Мы ещё помнили его лекцию в Сукке в поселении Бейт-Ятир! Тогда он мне показался пророком, я ловила каждое его слово, а, вернувшись домой, я расшифровала запись на кассете и потом ещё долго <переваривала> всё сказанное им в тот день. А сейчас он выглядел, как перспективный научный работник (ну мало ли кто носит бороду и кипу!). Мы стояли на холме, а он нам показывал современный Бейтар и место, где находился тот самый древний. И в памяти всплывало читанное раннее о том, как Бар Кохба не послушался совета раби Акива, доверился самаритянам, принявшим когда-то иудейство, а они, зная о тайном подкопе под крепостной стеной, окружавшей Бейтар, предали его. Так бесславно закончилось восстание человека, претендовавшего на роль Машиаха! Сам рав живёт неподалёку, в Неве Даниэль. Вспомнился его рассказ, помещённый на сайте www.midrasha.net (с этого же сайта и фото). Когда-то, живя в Москве, находясь в отказе, они не могли ответить на письмо семьи из Ванкувера. <:А в первое утро в Неве Даниэль раздался стук в дверь - на пороге стояла женщина с пирогом в руках. Представившись и поздравив нас с приездом, она протянула клочок бумаги моей жене, на котором был записан адрес, и спросила, не знаем ли мы этих людей. Это был наш московский адрес: На пороге стояла Эстер (из Ванкувера). Ее семья переехала за три месяца до нас... Наши караваны оказались рядом, и дома мы также построили на соседних участках. Такое бывает только в Израиле. Святая Земля объединяет всех>. И ещё вспомнились строчки из этого же рассказа: <Неве Даниэль: казался настолько родным, что не оставалось сомнений: две тысячи лет назад здесь построили свои дома наши предки, и их привязанность к этому месту передалась через генный код>. Рав развеял сомнения многих рассказом о том как выкупалась эта земля Сохнутом, и какие потери понёс Сохнут после отдачи земель. Люди узнали, что он является представителем национально-религиозного лагеря, т.е. тех людей, которые считают своим долгом заселять землю Израиля, служить в армии, работать, но вместе с тем соблюдать заповеди, традиции, изучать, а точнее жить по Торе! Мне показалось, что люди, с восторгом слушавшие его, начали менять свои взгляды, начали понимать, что движет этими людьми, начинающими жить здесь в караванах. Тут посыпались вопросы: <А к какой партии вы принадлежите?> - Рав смеётся: <Ни к какой>. - <А за кого голосуете?> Рав опять смеётся: <Каждый раз ошибаюсь>. Но от бывших советских людей так просто не отделаешься: <А убеждения какой партии вы разделяете?> Тут рав погрустнел, т.к. чувствовалось, что он сам хотел бы найти ответ на этот вопрос: Но вскоре мы с ним расстались: его ждали свои дела, а мы должны были ехать дальше. Нас приняла молодая восторженная экскурсовод, влюблённая в свой край и мечтающая поселиться здесь со своим будущим мужем. Мы поднимались от одной высотки к другой. Стал понятен смысл слов, столь часто повторяющихся по радио и телевидению, <Гиват> (высота), <Швут> (память в данном случае). Многие поселения основаны в память о людях, когда-то погибших в тогда ещё редких терактах. Слушали рассказы о том, как застраивались эти высоты, как, заселив 20 караванов, открывали новый форпост на соседнем холме. Таким образом, мы как бы обозначаем нашу территорию. Поселенцы объяснили нам, что издавна евреи вынуждены были селиться на высокой местности, так легче было защищаться от нападения врагов. Как счастливы эти люди жить на своей земле, в самом центре Израиля! Самим строить дома, самим прокладывать дороги, самим обрабатывать землю. А потом мы познакомились с замечательной молодой женщиной, приехавшей когда-то из Ташкента. В Израиле она вышла замуж за человека, приехавшего из Йемена. Она развенчала бытующий среди нас обывателей миф о бесплатных домах, которые получают здесь поселенцы. С чувством юмора рассказала, что, т.к. её пятеро детей очень худенькие, то они хорошо помещаются в двух спальнях и салоне. Она работает воспитательницей в детском саду, муж ездит на работу в Иерусалим. Нам показали небольшой документальный фильм, также не поражающий какими-то кинематографическими открытиями, но в нём было столько света, радости, тепла, искренности, что на душе стало спокойно от силы духа, исходившей от этих людей. Мы успели зажечь в синагоге в Шило шестую ханукальную свечу. В этот день ощущение чуда было особенно сильное! Мы так увлеклись всеми рассказами, что раскопки в Шило, которые так хотели посмотреть с утра, разглядывали уже в виде холма в темноте. Но чудно звучали в темноте слова экскурсовода о том, что мы стоим на том месте, где когда-то проходили евреи, предводительствуемые Йеhошуа, что именно здесь в Шило находился когда-то Мишкан (переносной Ковчег завета). Вот так получилось, что, не видя ни одного древнего камешка, мы, тем не менее, почувствовали, что находимся на Земле своих предков! ...
Читать далее...
Суть дня - начало разрушения
На этой неделе (22 декабря 2004 года) еврейский народ отмечает памятный день - пост 10 Тевета, основное значение которого - память о начале осады Иерусалима войсками Навуходоносора, приведшей к разрушению Первого Храма (VI век до хр.э.). В последние годы укоренилось и другое значение этого дня - день памяти, в который читают поминальную молитву (кадиш) по жертвам Катастрофы. Этот относительно новый смысл усиливает траурные мотивы дня, но не заслоняет его суть - память о начале осады.
...
Читать далее...
Поиск
Тэги
Авраам
Б-г
Б-га
Берешит
Всевышнего
Всевышний
Геула
Дварим
Египет
Зеев Мешков
Земля Израиля
Иерусалим
Израиль
Израиля
Йерушалаим
Машиах
Мидраш
Моше
Народ Израиля
Недельная глава
Песах
Рамбам
Раши
Талмуд
Творец
Тора
Торе
Торы
Храм
Шмот
Эрец Исраэль
Яаков
антисемитизм
галут
душа
евреи
еврей
еврейский народ
еврейского народа
книга Берешит
мудрецы
пророк
рав Зеев Мешков
сионизм
тшува