902

Недельная глава Ваехи: Первенец тот, кто воюет за Землю

December 25, 2004 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

 "И протянул Израиль правую руку свою и положил на голову Эфраима, а он младший, а левую – на голову Менаше, умышленно положил он так руки свои, хотя Менаше – первенец" (Берешит, 48:14).

Слово «сикель», которое обычно переводится как «положил умышленно», образовано от того же корня что и «сэхель» («мудрость»). А оно, в свою очередь, близко к корню "шакаль" ("взвесил"). Т.е. речь идет о решении, принятом в результате взвешивания разных обстоятельств. Поэтому Раши, комментируя это предложение, пишет: "Яаков, отец наш, сделал это с мудростью, хорошо взвесив свои действия".

Когда Йосеф пытается снять правую руку отца с головы Эфраима и положить на голову первенца Менаше, Яаков возражает: "Знаю я, сын мой, знаю; он тоже будет народом, и он тоже возвеличится, однако брат его меньший возвеличится больше, чем он" (48:19). Раши разъясняет, почему меньший брат достигнет большего величия: "В будущем от Эфраима должен произойти Йеошуа, который завоюет землю, и даст ее сыновьям Израиля в наследный удел, и научит народ Торе". Любовь к Земле Израиля и к Торе еврея из колена Эфраима – вот, что Яаков поставил на первое место.

Через три поколения Йеошуа пересек Иордан и ступил на Землю. О нем же сказано: "Моше передал Тору Йеошуа" (Авот, 1:1). Прежде всего – ему, а потом уже всем остальным, как сказано «А Йеошуа, сын Нуна, был преисполнен духа мудрости, ибо положил Моше на него руки свои, и повиновались ему сыновья Израиля, и поступали, как велел Б-г Моше» (Дварим, 34:9).

Любовь к Земле Израиля была свойственна не только для Йеошуа, но и для всех его предков. Они не хотели оставаться в изгнании ни одной лишней минуты и стремились вырваться из него при первом удобном случае. И вот за тридцать лет до исхода потомки Эфраима предприняли отчаянную попытку. Тридцать тысяч человек вооружились и отправились в Землю Кнаан. Они потерпели поражение и лишь десяти из них удалось спастись. Йеошуа был сыном одного из этих десяти и унаследовал и любовь к Земле Израиля и готовность сражаться за нее.

А Менаше? Йосеф готовил его себе на смену. Менаше должен был сменить отца на службе фараону. Недаром мидраш говорит, что переводчиком при Йосефе был Менаше. Именно он играл роль переводчика на первых встречах Йосефа с братьями, когда тот притворялся египтянином и делал вид, что не знает иврита. А переводчик в древнем мире – это не только тот, кто помогает найти общий язык с иностранными дипломатами, но и советник, и полномочный представитель царя или министра. Так значит, именно Менаше, оставаясь на высоком посту, должен был принять эстафету у Йосефа и защищать евреев во время долгого изгнания.

Таким образом, отдав предпочтение Эфраиму и поставив младшего брата на первое место, Яаков заявил, что важнейшим свойством его потомков должно быть не умение сохранить себя в изгнании и приспособиться к его условиям (что само по себе важно), а любовь к Земле Израиля, страстное желание вернуться в нее, несогласие пребывать ни одного лишнего дня за ее пределами и готовность сражаться за свободу с оружием в руках.