Прогулка с внуком. Размышления о том, что для меня значит Ту би-Шват

Прогулка с внуком. Размышления о том, что для меня значит Ту би-Шват

No Comments
Но в основном нам удается и решать проблемы, и выполнять ответственную работу, и даже совершать хорошие поступки. А вот спросить о чем-то важном и, в первую очередь, может быть, у себя… но когда?! И вот - благословенный оазис в череде бегущих друг за другом дней - прогулка с внуком. Зимний парк. Тишина. Родное спящее личико в коляске. Во сне подрагивают реснички, иногда улыбка трогательно распускает розовый бутон ротика… Что снится тебе, малыш? В каких высоких мирах путешествует твоя чистая душа? Помнишь ли ты то сокровенное, неведомое, позабытое и так и не узнанное нами? Что же мы потеряли, придя в этот мир? Что нашептывает нам налетевший вдруг неведомо откуда горячий ветер? Или какое-то неясное воспоминание, навеянное нездешним ароматом… А мотив - тонкий, нежный, неизбывно печальный, щемящий душу… Откуда он звучит? ...
Читать далее...
“И будут притеснять вас из-за земли, на которой вы живете”

“И будут притеснять вас из-за земли, на которой вы живете”

No Comments
Народы мира и те из наших собратьев, которые отдалились от Торы, предъявляют нам претензии: "Вы захватили земли арабов и поэтому обязаны передать части Святой Земли чужому народу, чтобы он мог создать на отведенном ему пространстве свое государство". Все эти претензии в наш адрес предвидели наши мудрецы две тысячи лет назад. О них говорится в Мидраш Раба, и Раши, цитируя его, начинает свой комментарий к Торе с ответа, который мы должны дать, услышав подобные упреки: "Силу деяний Своих поведал народу Своему, чтобы дать ему удел народов" (Теилим, 111:6). Если скажут народы мира Израилю: "Грабители вы, ибо захватили земли семи народов", то вы ответите им: "Вся земля принадлежит Б-гу. Он сотворил ее и дал тому, кому счел нужным. По Своему желанию дал им и по Своему желанию забрал ее у них и дал нам". ...
Читать далее...
Как праздновали Новый год деревьев в

Как праздновали Новый год деревьев в

No Comments
23 января в Галицкой синагоге при содействии образовательного центра "Мидраша Ционит" проходило празднование Ту би-Шват, символического Нового года деревьев. Этот праздник, одним из аспектов которого является пробуждение деревьев от зимнего замирания, в новое время стал традиционно отмечаться почти во всех еврейских общинах мира. Именно в это время начинает цвести миндаль в Израиле. Переводя давнюю еврейскую идею о возрождении на современный лад, можно сказать, что этот праздник стал символом красоты Израиля, символом расцвета этой страны. Ту би-Шват также стал днем, когда мы восхищаемся той Землей, которую даровал нам Всевышний. Для евреев, проживающих в странах рассеяния, этот праздник является напоминанием об их связи с Землей Израиля. Ту би-Шват, пожалуй, самый романтический праздник в еврейской традиции. Мы хотим рассказать вам, как в "Мидраше Ционит" отметили этот день. В Галицкой синагоге собрались дети, которые учатся в еврейских гимназиях Киева, студенты "Мидраша Ционит" и члены молодежного клуба "Бней Акива". Преподаватель еврейского искусства, художник-искусствовед Ирина Климова провела конкурс на лучшую работу по художественному изображению праздника. Из самых простых материалов - пластилина, цветной бумаги, картона, при помощи цветных карандашей участники конкурса должны были создать за короткое время художественную работу. Трудились все: и взрослые, и дети. Лучшие работы оценивались доброжелательным и компетентным жюри. Количество призовых мест пришлось увеличить чуть ли не вдвое, настолько яркими и талантливыми были работы - как детей, так и взрослых. В то время, как жюри подводило итоги конкурса, посланник и преподаватель"Мидраши Ционит" Давид Вайнштейн проводил викторину, в которой принимали участие четыре команды. Вопросы о Ту би-Швате были построены по принципу вопросов интеллектуального клуба "Что? Где? Когда?". Здесь проявились и общая эрудиция, и знание еврейской традиции участниками игры. С переменным успехом лидировали то команда "Мидраши Ционит", то молодежный клуб "Бней-Акива", то учащиеся еврейских гимназий. В результате напряженной часовой борьбы победила команда "Бней Акива". Победители конкурсов получили замечательные призы. После вручения призов и подарков состоялся праздничный седер Ту Би-Швата. На столе были инжир, финики, изюм, курага, миндаль, фисташки. В Талмуде сказано: "Почему Израиль уподоблен оливе? Для того, чтобы мы поняли: как олива дает масло под прессом, так и Израиль возвращается на путь добра только под влиянием страданий" (трактат Менахот, 53). В этот день мы стараемся поставить на стол как можно больше плодов тех деревьев, которые произрастают в Земле Израиля, пьем белое и красное вино. Поэтика и красота наполняют собой этот праздник. Не случайно Ту би-Шват, праздник Земли Израиля, связан с цветением миндаля -удивительным таинством природы нашей Земли. Миндальный орех обладает неповторимым вкусом: он сладок и слегка горчит одновременно. Так и наша жизнь, наполненная и сладостью, и горечью, связана с землей Израиля навсегда, где бы мы ни жили. Обычай устраивать трапезу в Ту би-Шват был установлен мудрецами Цфата в 16-м веке. Она во многом напоминает Пасхальный седер, включая четыре бокала вина. Но если в Песах мы повествуем об Исходе из Египта, то основное содержание рассказа в Ту би-Шват - начавшееся собирание евреев на своей земле и цветение этой земли, связанное с возвращением народа на его родину. ...
Читать далее...
Смерть мозга

Смерть мозга

No Comments
У девочки "умер мозг". Я честно ждал, надеялся, молил Бога (насколько может молиться нерелигиозный еврей) чтобы Он оставил ей жизнь. Она прикрыла своим телом братишку от "касама". Мальчика выписали из больницы. А она - умерла. До чего же мы дошли! Есть в Интернете рисунок, где наш солдат прикрывает детей, а арабский боевик прикрывается детьми. Мы пришли к тому, что правительство и армия прикрываются… нашими девочками? С "Дельфинариума" и до сих пор. ...
Читать далее...
Варшава

Варшава

No Comments
В Варшаву я попал по приглашению своего старого знакомого, Зелига Аврасина, который работает там помощником раввина. Я приехал туда в четверг утром, в этот день в резиденции посла Израиля была инаугурация раввина Михаэля Шудриха, раввина Варшавы, ставшего Главным раввином Польши. На настоящий момент в Польше это практически единственный раввин, он же и духовный лидер малочисленной еврейской общины страны. Целью моей поездки была не только встреча с другом, но и желание почувствовать атмосферу, в которой пребывают сегодняшние евреи Польши. Еврейская община Варшавы разнородна, разнообразна и динамична. Она представлена немногочисленными грузинскими евреями, перманентно прибывающими и ведущими свой бизнес израильтянами, репатриировавшимися в 60-90 е годы из страны, а также собственно польскими евреями и членами их семей, которых с каждым годом становится все меньше и меньше. Современная община Варшавы насчитывает по официальным данным около 400 человек, на самом деле евреев Варшавы около 4 тысяч. Из этих 400 человек , 60 человек или чуть более являются активными членами этой общины. В конце шестидесятых годов, сразу после Шестидневной войны в Израиле, польские евреи пострадали от грубых антисемитских действий тогдашнего коммунистического режима. Практически все евреи теми или иными способами были изгнаны из страны. А оставшимся приходилось либо скрывать свое происхождение, либо стать поляками. И сегодняшние члены еврейской общины это дети именно тех евреев. Поэтому еврейская община Варшавы представлена, в основном, молодежью и людьми, принявшими гиюр.   ...
Читать далее...
Все еврейские организации России обвинены в экстремизме

Все еврейские организации России обвинены в экстремизме

No Comments
Вчера группа российских парламентариев обратилась с письмом к Генеральному прокурору Российской Федерации, в котором попросила его запретить все религиозные и этнические еврейские организации на том основании, что они являются “экстремистскими”. Это обращение – очередной этап в антисемитской кампании, которая набирает обороты в России. В письме, подписанном 15 членами блока «Родина» и 4 членами Коммунистической партии России, оправдываются антиеврейские публикации в российской прессе и приводятся цитаты из еврейской религиозной литературы, которые якобы оскорбляют русский народ и православие. Отдельные параграфы письма депутатов носят следующие заголовки: «Вор кричит «Держи вора!»; «Мораль еврейского фашизма»; «Провокаторы и человеконенавистники»; «Иудейская агрессивность как форма сатанизма». Вот избранные цитаты из данного письма: «Весь демократический мир сегодня находится под денежным и политическим контролем международного еврейства, чем ныне открыто гордятся видные банкиры». ...
Читать далее...
Свастики на стенах израильской синагоги

Свастики на стенах израильской синагоги

No Comments
Сегодня утром посетители синагоги "Нахалат Йосеф-у-Мирьям", пришедшие на утреннюю молитву Шахарит в городе Беэр-Шева, увидели на стенах синагоги надписи на русском языке следующего содержания: "Смерть жидам, Хайль Гитлер, Да здравствует Освенцим!" Рядом красовалась свастика и надпись "СС". Комментарий. Хочется напомнить, что все это происходит в то время, когда даже в Европе отмечают День освобождения Освенцима и проводят многочисленные мероприятия по борьбе с антисемитизмом. Невольно вспоминаются слова из Декларации Независимости о «государстве-убежище». Израиль – открытая страна. Открытая как для въезда евреев, так и для выезда тех, кто ошибся адресом. Не пора ли выносить сор из избы? ...
Читать далее...
Посадите всякое дерево плодовое…

Посадите всякое дерево плодовое…

No Comments
  «Когда придете в землю, то посадите всякое дерево плодовое...» (Ваикра 19:23). Сказал Вс-вышний сынам Израиля: несмотря на то, что вы найдете землю полной всем необходимым и всем тем, что даст вам богатство, нельзя вам сидеть без дела и не насждать посадки. Вы должны приложить усилия, чтобы насадить деревья. И даже, если вы войдете и увидите, что народы, которые были здесь до вас озеленили поля и горы, вы должны сами заложить сады для ваших детей. Пусть не говорит человек: «Стар я. Сколько лет я проживу? Зачем мне трудиться для других?». Нельзя никому устраниться от посадок. И сколько бы ни было вокруг деревьев – надо сажать еще. Сказал Вс-вышний своему народу: «Посмотрите на меня – нужны ли мне деревья? А вот ведь Я посадил сад: «И посадил Вс-вышний сад в Эдене с востока». И Моше повелел всем сыновьям Израиля, чтобы войдя в Землю, они в первую очередь занялись посадкой деревьев. Каждый и каждый должен выйти с мотыгой и лопатой на плече его (Танхума, Парашат Кдошим).. И даже Левиты, занятые строительством жертвенника не были свободны от посадки деревьев (Дварим 10:9, Раши). Но есть другой Мидраш, который утверждает, что когда речь идет о насаждении деревьев, имеется ввиду, что все усилия должны быть приложены для того, чтобы проросло дерево жизни (Ваикра Раба 25:1-2), плоды которого не гранаты и маслины, а новые достижения в Торе. Т.е. первостепенная заповедь не озелинить и украсит землю, а изучать Тору. ...
Читать далее...
Вопросы для игр “Что, где, когда?” на праздник Ту би-Шват

Вопросы для игр “Что, где, когда?” на праздник Ту би-Шват

No Comments
  . СОДЕРЖАНИЕ ПРАЗДНИКА. 1. Вопрос: В 15 день месяца шват был установлен еврейскими мудрецами «Новый год деревьев». Мы знаем, что он соответствует созвездию знака Водолея. А вот как называется это созвездие на иврите, и каков его символ вы ответите уже через минуту. ...
Читать далее...
В стенах ООН впервые произнесли слово «Катастрофа»

В стенах ООН впервые произнесли слово «Катастрофа»

No Comments
Впервые в истории ООН состоялось мемориальное заседание, посвященное Катастрофе и 60-летию освобождения лагеря смерти Освенцим. С трибуны прозвучали призывы к борьбе с антисемитизмом. Жаль, что их не услышали представители ряда арабских стран, демонстративно покинувшие заседание. Среди глав делегаций арабских стран, которые все-таки остались, были послы Иордании и Ирака. Среди участников церемонии были люди, пережившие Катастрофу: бывший спикер Кнессета Дов Шилянский, генерал-майор Йоси Пелед, известная израильская актриса Гила Альмагор. По окончании заседания была прочитана поминальная молитва. ...
Читать далее...