Глобальная реальность мусульманского средневековья

Глобальная реальность мусульманского средневековья

No Comments
И без того пользующийся стабильной популярностью у европейских туристов Египет скоро должен превратится в Мекку политических развлечений, в полном смысле этого слова. Приглашения на шоу такого масштаба, как предлагает нынче широкой публике команда защитников иракского диктатора Хуссейна, не каждый день получаешь. Итак, в день реального суда над Саддамом в Каире состоится публичный заочный суд над президентом Бушем, Тони Блэром и Ариэлем Шароном. Спешите! Количество мест ограничено! Древний Каир зажигает огни! ...
Читать далее...
Скончался рав Ицхак Кадури, з”л

Скончался рав Ицхак Кадури, з”л

No Comments
На исходе Шабата скончался выдающийся еврей, один из известнейших раввинов и крупнейший каббалист нашего времени рав Ицхак Кадури (да будет благословенна его память). Раву Кадури было около 108 лет (точно никто не знал его возраст). В воскресенье 29 января в Иерусалиме прошли его похороны. Столичная полиция была приведена в состояние повышенной готовности, многие улицы города перекрыты в связи с толпами людей, собравшихся проводить духовного лидера в последний путь. По оценке полиции, возле дома, где жил мудрец Торы, собралось около 80 тысяч человек. Всего в похоронной процессии приняло участие, по разным оценкам, от 180 до 250 тысяч. В ходе давки 14 человек потеряли сознание. 12-ти из них медицинская помощь была оказана на месте, двое – доставлены в близлежащую больницу. Траурная процессия прошла практически через весь святой город – от дома раввина к кладбищу Гивъат-Шауль. В церемонии принял участие президент Израиля Моше Кацав. ...
Читать далее...
185glava1

Недельная глава Ваэра.Быть оптимистом

No Comments
Недельная глава «Ваэра», которую мы читаем на этой неделе, начинается с одного из наиболее известных и наиболее вдохновляющих эпизодов, со слов, способных вызвать наивысший духовный подъём и в то же время известных любому ученику еврейской школы. В этой фразе говорится о четырёх элементах геулы (освобождения): вэhоцэти - выведу, вэhицалти (избавлю) , вэгаалти (спасу), «вэлакахти» (и возьму). Представьте себе, с каким восторгом сыны Израиля должны были принять эти слова в тот тяжелый исторический момент! Однако вместо этого Тора говорит нам, что они не услышали эти слова "по малодушию и из-за тяжкой работы" (там же, 9). Почему же малодушие мешает слушать слова Моше? Рамбан, комментируя это место, объясняет, что еврейский народ услышал и поверил вести о своём освобождении. Недостаток был в том, что эта новость не смогла изменить дух еврейского народа. Рамбан сравнивает "малодушие" со страданием: представим себе больного человека, которого лечат, и это лечение ему поможет, но он не может терпеть ту боль, которую он испытывает сейчас, сию минуту. Мысли о светлом будущем сталкиваются с подавленным состоянием в настоящее время. "Тяжёлая работа, - объясняет он, - не позволяет человеку "слышать и думать о чем-либо другом". Какова разница между двумя элементами, которые препятствуют человеку утешаться прогнозом светлого будущего? Первая реакция человека лежит в области эмоций. Иногда человек просто не в духе и не хочет, чтобы его утешали. Иногда человек не может избавиться от тоски в мгновение ока, даже услышав самые лучшие новости. понятно из-за чего находится не в настроении. Он не может только лишь "проглатывать" свои мучения. Существует, однако, и второй элемент восприятия – размышление. Если у человека есть время подумать о будущих перспективах, в конце концов оптимистический голос разума может повлиять на его настроение. В данном случае у сынов Израиля просто не было возможности неспеша, обстоятельно поразмыслить над услышанным обещанием.  Возникает, тем не менее, вопрос: если еврейский народ в принципе не мог при данных обстоятельствах оценить то, что ему говорят, - зачем тогда вообще ему об этом говорить?! На этот вопрос можно дать множество ответов, но давайте сосредоточимся на том, который касается нас напрямую. Обещание светлого будущего предназначалось не только для тех, кто жил в те времена, но и для всех последующих поколений – чтобы читать, пересказывать, лелеять надежду. Когда наш народ пребывал в самых тяжёлых, безнадежных ситуациях, мы всегда напоминали себе, что избавление может быть на пороге. В минуты, когда первое побуждение нашего сердца – загасить огонек надежды из-за глубины отчаяния, Тора напоминает нам: были и другие времена, когда еврейскому народу было тяжело надеяться, но спасение всё же наступило. Заимствуя сравнение у Рамбана, это подобно ситуации, когда крепкий человек, выживший после тяжёлой болезни, проведывает целую палату больных, страдающих тем же недугом и считающих себя безнадежными. Такой визит может утешить намного сильнее, чем прогнозы доктора о «благоприятном исходе».  Эта идея очень полезна в наши времена, когда мы чувствуем острую боль из-за того, что полное избавление всё еще не наступило, хотя процесс избавления уже начал разворачиваться. Не только в общенациональной сфере, но и в личной – ведь многие из нас испытывают сейчас легко объяснимый страх, разочарование, физическую и духовную боль. Необходимо подождать, пока положительные события, подобные описанным в следующих недельных главах, поднимут нам настроение. ...
Читать далее...
185 ivrit2

Беседа 4. Как же мы на таком святом языке разговариваем?

No Comments
Когда я учил грамматику иврита на матах вагончика-каравана, служившего спортивным залом для бейт-яттирской молодежи, именно тогда до меня впервые стало доходить, что иврит - язык не совсем обычный, точнее, совсем необычный язык. Гармония и организация – беспрецедентная, невероятная. Постепенно я вообще перестал понимать, что же такое я учу: язык, который мне необходимо знать, чтобы устроиться на работу, или мистическую философию. А через несколько лет после описываемых событий очень похожими впечатлениями со мной поделился мой учитель, рав Зеев Мешков. Он тоже учил иврит, только было это за двадцать лет до того в Москве. ...
Читать далее...
Когда народ выбирает агрессора

Когда народ выбирает агрессора

No Comments
  Ну кто бы вспоминал о клочке земли, зажатом между огромным соленым озером и чуть менее соленым морем, не окажись в этом месте государство Израиль? Караваны верблюдов бороздят пустыню, останавливаясь в тенистых караван-сараях, дымятся кальяны, зажатые между ног седобородых аксакалов, восточные красавицы в цветастых платках мелкими перебежками носят прохладную воду в чеканных кувшинах под суровыми взглядами джигитов с автоматами Калашникова на плече. Под суровыми взглядами джигитов с автоматами Калашникова на плече! Эх! Все равно Калашников! Калашников! Калашников! Скучно арабу без автомата. Не появись евреи со своим Израилем, они бы на Швецию в поход пошли. Что результаты выборов и подтвердили. ...
Читать далее...
ХАМАС пришел к власти в Палестине

ХАМАС пришел к власти в Палестине

No Comments
Террористическое движение ХАМАС со значительным перевесом победило на выборах в Палестинской автономии. Окончательные итоги еще не обнародованы, но уже очевидно, что у ХАМАСа будет достаточно голосов в парламенте (более 61), чтобы самостоятельно - без партии ФАТХ -сформировать правительство. Комментарий: Такое еще пару лет назад показалось бы страшным сном. Террористическая организация, осуществившая сотни, если не тысячи терактов; по руководителям которой израильская армия еще несколько лет не раздумывая выпускала ракеты просто за сам факт принадлежности к ХАМАСу, - становится правящей силой в "демократической Палестине" - порочном формировании, созданном усилиями израильских политиков. Несколько высокопоставленных деятелей ХАМАСа уже заявили о том, что идеология движения пересматриваться не будет и ни о каких переговорах или легитимации Израиля речь не идет. Очевидно, что победа ХАМАСа - прямое следствие "итнаткута-размежевания": уход евреев из Газы и отступление ЦАХАЛа "хамасники" разыгрывали в предвыборной борьбе как свое главное достижение. ...
Читать далее...
Когда спящий проснется

Когда спящий проснется

No Comments
"Ха-ха-ха! - смеялся один из них, рыжий, в коротком пурпурном одеянии. - Когда Спящий проснется, когда?" Герберт Уэллс, 1899 год. Грустные дежавю ...
Читать далее...
Недельная глава Ваэра: Когда открывается Превечный

Недельная глава Ваэра: Когда открывается Превечный

No Comments
 Название второй недельной главы книги Шмот - ВАЭРА - сразу включает ассоциацию с очень похожим названием в книге Берейшит – ВАЙЕРА. И в том, и в другом случае перед нами глагол корня РЕЙШ-АЛЕФ-hЭЙ (общее значение - видение, зрение), в биньяне НИФЪАЛЬ, с очень широким спектром значений: от выглядеть до сделаться видимым, раскрыться, явиться. Все эти значения объединяет то, что они являются пассивным отражением понятия видеть. И там, и тут используемая грамматическая форма – будущее время с трансформирующим союзом ВАВ. ВАВ трансформирует будущее время в прошедшее. Разница только в том, что в книге Берейшит глагол стоит в третьем лице, а в книге Шмот – в первом. ...
Читать далее...
Поселенцы оставили Амону

Поселенцы оставили Амону

No Comments
Ночью по решению совета поселений был временно оставлен форпост Амона, который армия и полиция собирались ликвидировать на следующей неделе. Представители совета намереваются провести переговоры с силовыми структурами о будущем форпосте. Одновременно в БАГАЦ будет подана апелляция с требованием перенести или отменить ликвидацию. Таким образом, жители Амоны надеются со временем вернуться в свои дома на законном основании. В связи с ожидающейся ликвидацией Амоны и других форпостов, группа правых активистов перекрыла шоссе Гея в районе Университета Бар-Илан. В полиции предполагают, что акции такого рода, неоднократно проводившиеся перед эвакуацией поселений в полосе Газы, могут возобновиться с прежней интенсивностью. ...
Читать далее...
Профессор Ауман высоко оценил «Бней Акиву»

Профессор Ауман высоко оценил «Бней Акиву»

No Comments
Отметившись пламенным выступлением на Герцлийской конференции, профессор Ауман не оставляет общественную деятельность. Недавно он выступил в роли главного оратора на конференции в поддержку ульпанот и иешив движения «Бней-Акива». К сожалению, повод для выступления был не веселый, тучи сгущающиеся в небе Израиля, вдохновили Нобелевского лауреата на такие слова: «Мне кажется, что мы в большой беде. Только вязанные кипы да иешивы с ульпанами «Бней-Акива» еще могут спасти ситуацию. Я боюсь, что сатмарские хасиды были правы. Если дом построил не Всевышний, то это был напрасный труд». На основе разработанной им теории, объяснил, что именно приверженность израильтян к немедленным результатам, так называемому «миру сейчас», отдаляет нас от мира. «Если бы мы могли сказать соседям, у вас есть время? И у нас есть время. Вы упорно преследуете свою цель. И нам упорства в достижении цели не занимать. Если они поймут это, то тогда можно добиться мира, возможно даже, мира сейчас». ...
Читать далее...