Недельная глава Ваэра: Когда открывается Превечный

Недельная глава Ваэра: Когда открывается Превечный

January 25, 2006 Автор: рав Лейб Горбачевский - No Comments

 Название второй недельной главы книги Шмот – ВАЭРА – сразу включает ассоциацию с очень похожим названием в книге Берейшит – ВАЙЕРА.
И в том, и в другом случае перед нами глагол корня РЕЙШ-АЛЕФ-hЭЙ (общее значение – видение, зрение), в биньяне НИФЪАЛЬ, с очень широким спектром значений: от выглядеть до сделаться видимым, раскрыться, явиться. Все эти значения объединяет то, что они являются пассивным отражением понятия видеть.
И там, и тут используемая грамматическая форма – будущее время с трансформирующим союзом ВАВ. ВАВ трансформирует будущее время в прошедшее.
Разница только в том, что в книге Берейшит глагол стоит в третьем лице, а в книге Шмот – в первом.
Надо сказать, что и подлежащее в обоих случаях одно и тоже (правда, язык не поворачивается назвать Господа этим грамматическим термином).
На этом ассоциации с главой ВАЙЕРА не заканчиваются.
И здесь, обращаясь к Моше, Господь говорит о праотцах, которым он раскрывался.
Мы остановимся на одном непростом вопросе: а как такое вообще может быть – «раскрытие Бога»? Да ведь Он же сам популярно объяснил Моше, когда тот умолял его дать хоть одним глазком:
«Не может человек меня увидеть и остаться в живых… ».

А почему, собственно?
Слышать – пожалуйста, а видеть – ни-ни.
Дело тут, видимо, в том особом положении, которое занимает зрение среди других чувств. Русская пословица «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» хорошо это особое положение характеризует.
Достоверность и однозначность – вот что даёт нам зрение. И это-то как раз и невозможно по отношению к Богу. К Причине всех причин и Цели всех целей. Во-первых, потому, что это противоречит самой идее создания мира как места сокрытия Бога, как места, где причина и цель неясны, что и создаёт возможность для свободы выбора.
А во-вторых, потому что есть понятия, которые просто не может вместить человеческое сознание. Тем более зрение. Можно ли увидеть истину?
Тем не менее, Тора говорит, что Господь раскрылся Аврааму в дубраве Мамрэ . И сам Всевышний свидетельствует, что да, Он раскрывался Аврааму, Ицхаку и Яакову.
Человеку, например, нельзя, поскольку сказано: «Не может человек меня увидеть и остаться в живых».
А Авраам, Ицхак и Яаков – кто, простите?
На этот вопрос отвечает с предельной точностью Раши, комментируя этот стих: «Аврааму, Ицхаку и Яакову – праотцам».
Одно слово прибавляет от себя великий комментатор. Слово, которое, если не задаваться вышеизложенными вопросами, вообще кажется насмешкой. Как будто мы до этого не догадывались, что они – праотцы!!
А вот в свете того утверждения, что им Господь являлся и что человеку Он являться не может, это добавление Раши чрезвычайно информативно.
Да, Авраам, Ицхак и Яаков – не люди, они – Праотцы. Это, конечно, требует объяснения, изучения, понимания. Но что-то проясняется.
Действительно, это слово слилось с их именами. Так мы их и называем: Авраам Авину, Ицхак Авину («отец наш»). Это – не фамилия. Это – профессия. Быть просто отцом – это значит отказаться от привычного распорядка жизни, удобств, иногда карьеры. Ради детей, ради будущего. Быть праотцом еврейского народа – это значит полностью отказаться от собственного существования. Это значит слиться с будущим.

Так, значит, можно, получается?
Кому-то можно, а кому-то нельзя.
Человеку, например, нельзя, поскольку сказано: «Не может человек меня увидеть и остаться в живых».
А Авраам, Ицхак и Яаков – кто, простите?
На этот вопрос отвечает с предельной точностью Раши, комментируя этот стих: «Аврааму, Ицхаку и Яакову – праотцам ».
Одно слово прибавляет от себя великий комментатор. Слово, которое, если не задаваться вышеизложенными вопросами, вообще кажется насмешкой. Как будто мы до этого не догадывались, что они – праотцы!!
А вот в свете того утверждения, что им Господь являлся и что человеку Он являться не может, это добавление Раши чрезвычайно информативно.
Да, Авраам, Ицхак и Яаков – не люди, они – Праотцы. Это, конечно, требует объяснения, изучения, понимания. Но что-то проясняется.
Действительно, это слово слилось с их именами. Так мы их и называем: Авраам Авину, Ицхак Авину («отец наш»). Это – не фамилия. Это – профессия. Быть просто отцом – это значит отказаться от привычного распорядка жизни, удобств, иногда карьеры. Ради детей, ради будущего. Быть праотцом еврейского народа – это значит полностью отказаться от собственного существования. Это значит слиться с будущим.

Имя Б-га


«…как Б-г Всемогущий»
Оказывается, то, что Бог открылся праотцам – это ещё не всё. Оказывается, важно, как….
Вообще, в наше время мало кто обращает внимание на то, каким именем называть Бога. Для религиозного человека это, как правило, выражение «Святой, Благословен Он», которое произносится скороговоркой, а на письме выражается аббревиатурой КУФ-БЕТ-hЭЙ. Это, собственно, не имя, а название, то есть этот оборот не выражает никакой сущностной стороны Бога. Нерелигиозный человек предпочтёт имя Эль, Элока, но тем более без понятия, почему. Всё это, в основном, потому, что Всевышний ушёл из мира наших ощущений после того, как прекратилось пророчество и был разрушен Храм. Но для наших предков было иначе.
В различных ситуациях они называли Его по-разному. Хотя и понимали, что все эти имена и наименования 1 – различные проявления Единого.

אלהים


Это – тоже одно из Имён. Обозначает оно «совокупность всех сил». Чем же это имя отличается от других? Это – передаёт конкретный опыт контакта, то, как Всевышний раскрывается в нашей жизни. Тот, про которого я могу сказать – «мой Бог». У каждого в жизни этот опыт контакта, соприкосновения с Божественным был (не все, правда, осознают это, многие называют это другими словами, но, видимо, все меня понимают). И именно этот опыт – основа нашего настоящего приближения к Нему.
Понять это можно в сравнении с другими именами. Что значит Эль, Элока? Та сторона Бога, которая раскрывается в данный конкретный момент времени. Эло(к)им – совокопность всех проявлений Бога для одного человека или группы людей в конкретном поколениии, эпохе.
Например, случается, не дай Бог, с Васей какое-то несчастье, и он, Васька, знает, за что (знает, чьё мясо съел). Все кричат: «За что? За что?». Вася не кричит. Для него Бог раскрывается как судья суровый, но справедливый.
А вот Федя был с Васей рядом во всех его начинаниях и заслуги имеет с ним одинаковые, а из той ситуации в последний момент выбрался. Так для Феди Бог раскрывается как Милосердный и Долготерпящий.

Что же означает имя ЭЛЬ ШАДДАЙ?
Объяснение, которое дали наши мудрецы: ми-ШЕ (тот, кто) Амар (сказал) ДАЙ (достаточно) небесам и земле.2 Как это понять – сказал "достаточно"? Речь идёт о Том, Кто сотворил небо и землю! Так вот не только сотворил, но и определил, до какого предела мир будет самостоятельно распространяться. То есть самостоятельность у творения, конечно, есть, но до известного Ему предела.
И этот предел Он открыл праотцам, посвятив их в Планы Творения. Включая египетское рабство и Исход, о котором и начинает идти речь.

«Но (под) Именем Моим Господь-Превечный не был познан ими».

Что означает имя, которое по-русски переводится здесь как «Господь-Превечный»?
Наивысшее из доступных нам пониманий Бога – знаменитый тетраграмматон, четырёхбуквенное имя «йуд- hэй- вав- hэй».
Сразу стоит обратить внимание читателя на то, что произносить его вслух запрещено3 . Поэтому привожу лишь буквы, его составляющие. В Торе можно посмотреть, как оно пишется с огласовками.
Даже чисто грамматически это слово удивительно. В основе его лежит корень hЭЙ-ВАВ-hЭЙ – «бытие, быть». Но само имя – это наложение друг на друга форм настоящего, будущего и прошедшего времён.

הָיַה

 

הׁוֶה

 

יִהְיֶה


То есть им, этим Именем, передаётся абсолютная надвременность Всевышнего. Трансцендентность, говоря философским языком. Мало этого. В имени этом можно увидеть также наложение форм активной (значение – порождать бытие) и пассивной (соответственно – быть порождённым…).

יְהׁוֶה- יהֻוַה


То есть Он – и источник существования, и само существование. Вышесказанное позволяет понять, что Тетраграмматон выражает Сущность, настолько выходящую за все рамки человеческих представлений, что никакое слово человеческого языка не может это передать, и поэтому мы его не произносим.

«…но (под) Именем Моим Господь-Превечный Я не был познан ими».

Итак, четырёхбуквенное имя передаёт связь всех проявлений, связь всех времён.
Конкретно это выражается в выполнении обещания, исполнении пророчества, реализации программы.
Самым простым образом объясняя эту фразу, нужно сказать так:
«Я им, праотцам, показал и рассказал все свои планы и намерения. А вот исполнения этих планов они не видели».

А для чего он все это говорит Моше?
Сейчас-то и увидят потомки Авраама, Ицхака и Яакова выполнение этих обещаний.
Именно глава «Ваэра» и начинает показывать реализацию Обещания в действии. А само название ВАЭРА приобретает ещё один смыл. Если рассматривать слово ВАЭРА как простое будующее время, а не перевёрнутое (что вполне допустимо с точки зрения грамматики), то смысл названия будет "И явлю себя".



1 Мудрецы называют подобные «описательные» имена «шем кинуй» – прозвище или «тоар» – звание.



2 Мидраш Танхума, Микец -12.



3 Как и из всякого правила, из этого тоже есть исключение – четырёхбуквенное имя может произносить первосвященник в Храме, благословляя народ Израиля.