"И храните заповеди Мои и исполняйте их – Я Б-г. И не оскверняйте имени Моего Святого, и Я освящусь среди сыновей Израиля – Я Б-г, освящающий вас, выводящий вас из земли египетской, чтобы быть вам Всесильным, Я – Б-г" (Эмор, 22:33). Освятить имя – показать, что Б-г превыше всего. Еврей обязан пожертвовать своей жизнью, но не склониться перед изображением идола – даже если он не верит в него, и, следовательно, не нарушает запрет идолопоклонства. (Идолопоклонником Тора называет только убежденных людей, а про тех, кто служит богам только потому, что так делали его предки, она говорит "традиция отцов у них – и не более того.) Про человека, проявившего слабость и преклонившего колени перед истуканом или отказавшегося от своей веры, не говорят, что он нарушил запрет идолопоклонства (ведь в своем сердце он хранит истинную веру). Преступление, совершенное им, называется "осквернение имени Всевышнего". Какое же наказание ожидает его? Земной суд не наложит на него никакого конкретного наказания, так как в еврейском законе действует общее правило онес Рахмана патрей – "в случае, когда человек совершал действия, находясь в вынужденной ситуации, он освобожден от ответственности перед людьми". Да, проявивший слабость выйдет из суда "оправданным". Но на Небесах ему нет оправдания. Ему будет очень трудно раскаяться в этом грехе, и ответственность за него ему придется нести не только в земной жизни, но и после ста двадцати лет. Рамбам в книге Сефер а-мада говорит, что проявившего слабость и склонившегося перед идолом или отказавшегося от веры под угрозой смерти, не принимают в общину и после того, как он раскаится. Доказывая это пололожение закона, он опирается на стих из "Шир а-ширим": "Все ушедшие к ней (развратной женщине, символизирующей идолов) – не вернуться". В наше время, когда к великому сожалению случаи измены своей вере стали более частым явлением, авторитеты галахи вынесли решение не отталкивать тех, кто искренне возвращается к своему народу. Они обосновали свое решение тем, что в наше время многие евреи плохо знакомы со своей традицией, не понимают ее принципов, а окружающий мир оказывает на еврейские общины, ставшие более открытыми, гораздо более сильное чем раньше идеологическое давление. Но это не означает, что кто-то отменил сзаповедь Торы "не склоняться перед чужими богами и не признавать их ни при каких обстоятельствах". Запрет осквернения имени Всевышнего распространяется и на случай, когда еврея вынуждают убить другого еврея. Следует пожертвовать своей жизнью, но не забрать чужую. И не важно, кто он этот еврей, которого заставляют убить, – взрослый или ребенок, мужчина или женщина, великий мудрец Торы или простой человек. Это положение закона не выводится непосредственно из текста Торы. Мудрецы доказывали его, опираясь на общие соображения. Однажды к Раве, жившему в Персии, пришел человек и спросил: "Князь нашей местности заставляет меня убить другого еврея, и, если я не выполню его приказ, он убьет меня. Что мне делать?" Рава ответил ему: "Кто тебе сказал, что твоя кровь краснее?" Многие современные комментаторы удивляются и спрашивают, как такое серьезное положение закона можно было вывести из общих соображений, не опираясь на конкретные слова Писания? Ответом может служить то, что закон, переданный по традиции от имени мудрецов прошлого, остается законом, даже если мы его не понимаем. Скорее всего Рава знал, как доказывается это положение Торы, но в тот момент, когда к тебе приходят с подобными вопросами, не времени заниматься рассуждениями и выводами – нужно ответить четко и убедительно. Именно это он и сделал.