В деле воспитания главным для нас должны являться не результаты, а старание, приложение усилий. Запрещено относиться к проблемам воспитания халатно, но нет обязанности добиться успеха.
Этот принцип распространяется на все Учение в целом и в частности на область воспитания. Откуда это известно? В Торе господствует правило: награде подлежит старание и усилие. Даже тогда, когда приложенные усилия не приносят результатов, полагается человеку вознаграждение, соответствующее его стараниям, ибо сказано: "Собирался человек выполнить заповедь, однако в силу обстоятельств не выполнил, говорит о нем писание, как будто выполнил" (Брахот, 6а).
В отношении воспитания это правило еще более верно, ибо человек не может управлять душой ближнего: "Нет человека властного над ветром, чтобы удержать ветер" (Коэлет, 8:8). Более того: никто не знает, что спрятано в сердце другого. "Семь вещей скрыты от человека… то, что в сердце его товарища" (Псахим, 50а). Духовный мир и мир чувств детей закрыты и от родителей. Кто может утверждать, что он понимает или чувствует весь спектр их ощущений и переживаний?! Кто может привести доказательства того, что он проник в него?! Именно отсюда проистекает самая большая трудность дать воспитание каждому подростку в соответствии с его собственной "дорогой". Кто может с уверенностью утверждать, что он знает эту "дорогу".
В этой связи хочется привести замечательные слова Рабби Моше Файнштейна ("Шээлот у тшувот, Игрот Моше):"Что касается успешного воспитания детей – не существует четкого ответа и единого правила, как себя вести. Все зависит от особенностей ребенка: в некоторых случаях предпочтительнее проявлять требовательность и строгость, а в других – нежность и доброжелательность. Трудно определить необходимое соотношение между ними, трудно выбрать соответствующие воспитательные меры: больше строгости или меньше, больше внушений и разъяснений или меньше, больше свободы или меньше, больше внимания или меньше, больше поощрений и поддержки или меньше, больше самостоятельности или меньше.
Наука о воспитании, сколько она не претендует на системность и основательность, все же относится к науке об обществе, которая в основном, за редким исключением, опирается на статистические данные. Родителям следует приложить усилия, выбрать, разумеется на основе своего собственного понимания, путь воспитания, соответствующий особенностям их ребенка, и надеяться на успех. Большего от них никто не требует. Что значит "приложить усилия"? Бесконечная погруженность, постоянный вдумчивый анализ состояния ребенка, и, по мере необходимости, советы воспитателей и специалистов.
Не останавливаться на достигнутом, не почивать на лаврах, но и не отчаиваться. Беспокойство о нравственном состоянии ребенка всегда живет в родителях. Не болезненная тревога, а здоровое беспокойство, усиливающее бдительность. Но если, несмотря на все это, усилия не увенчались успехом и сын или дочь свернули с правильного пути, не должны родители относиться к этому равнодушно или совсем не замечать того, что происходит. Нормальное отношение – беспокоиться и переживать. Мудрецы описывают боль Ицхака из-за происходящего в его семье. Сфорно переводит выражение «морат руах» – "душевное огорчение", приведенное в предложении: "И они жены Эсава были душевным огорчением для Ицхака и Ривки" (Берешит,26:35) – "бритва". Т.е. поведение женщин было как острый нож в сердце Ицхака и Ривки, который сокращал им жизнь. Мудрецы говорят (Брахот,7б): "Результаты дурного воспитания детей ужаснее, чем война Гога и Магога". Но если родители приложили все усилия и тем не менее не достигли успеха, им не следует обвинять себя.