834

Недельная глава Ноах: Выводы

October 16, 2004 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

Потоп – это было так давно, и люди, жившие тогда, были совсем не похожи на нас… В то время разверзлись небеса и вниз обрушились массы воды, повсюду забили мощные источники, Ноах чудесным образом вместил в ковчег все живые существа, не смешавшиеся с другими видами, и всю землю залило водой. Все это никогда не повторится. Зачем же нам вникать во все подробности катастрофы давно минувших дней?
 Несмотря на всю сложность и чудесный характер самих событий, из них можно извлечь очень простой урок: нельзя убивать, нельзя развратничать, нельзя воровать. Потоп стал наказанием именно за эти преступления.
 Мир, в котором творятся подобные отвратительные дела, никому не нужен и начинает исчезать, превращаясь в первозданный хаос, ибо если убийство, разврат и воровство становятся нормой и совершаются безнаказанно, ничто не имеет смысла: ни звезды, ни горы, ни реки, ни живые существа, ни сам человек.
 Но ведь с того момента, когда Ноах и его сыновья вышли из ковчега, и до наших дней человечество не сделало даже попытки избавиться от страшных преступлений. Любая власть вместо того, чтобы установить моральные нормы, опирается на структуры и организации, убивающие без суда и следствия, ворующие и насаждающие разврат. А там, где господствует безвластие, «живьем глотают друг друга». За счет чего же существует этот мир?
 Он держится только на «честном слове»: Вс-вышний обещал, что больше не будет потопа и даже дал знак на небесах – семицветную радугу! Это означает, что никакие природные или сферхъестественные явления больше не обрушатся на мир: солнце не погаснет, земля не столкнется с гигантским метеоритом, и азонная дыра не погубит нас.
 Однако из этого не следует, что теперь мир будет существовать вечно. Ведь обещание Вс-вышнего не разрушать мир не исключает возможности его уничтожения человеком. И в наше время, когда люди накопили в своих руках разрушительный потенциал, способный навечно уничтожить жизнь на земле, угроза существования человечества стала неоспоримым фактом. Против гриба ядерного взрыва радуга бессильна.
 Разрушение могла бы остановить вера. Вера в единого Б-га, вера в происхождение всех людей от одного человека, сотворенного по Образу и Подобию, вера в добро, как единственную силу, способную поддержать существование мира. Но от этой веры люди отказались сразу же после потопа, начав возводить Вавилонскую башню, чтобы воевать с Б-гом. И меч злодеев, выходящих на войну против праведности и против праведников, а уж тем более против Б-га, обращается против них самих, и со времен разделения народов войны между ними не прекращаются.
 Так будет продолжаться до тех пор, пока все племена и нации вновь не заговорят на одном и том же языке: «Ибо тогда изменю Я язык народов (и сделаю его) чистым. Чтобы все призывали имя Б-га, чтобы служили Ему единодушно» (Цфанья, 3:9), «И будет Б-г царем на всей земле, в день тот будет Б-г один (для всех), и имя Его – одно» (Зхарья, 14:9).
 Для этого народы мира должны оставить свои преступления, прекратить войны и прийти в Йерушалаим, чтобы постичь закон Торы – единственный моральны кодекс, соблюдение которого позволяет установить мир между людьми, между народами и между человечеством и Б-гом: «И будет, в конце дней утвердится гора дома Б-га (и вознесется) над вершинами (всех) гор, и возвысится над холмами, и устремятся к ней все народы. И пойдут многие народы, и скажут: «Давайте взойдем на гору Б-га, в дом Б-га Яакова, и укажет (Он) нам пути Свои, и мы пойдем по дорогам Его. Ибо из Циона выйдет Тора и слово Б-га – из Йерушалаима. И рассудит Он между нациями, и даст поучение многим народам; и перекуют они мечи свои на мотыги и копья свои – на ножницы (для обрезания ветвей); не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Йешаяу, 2:2-5). Однако реальность далека от этой идеальной картины, и чем дальше – тем все меньше вероятность того, что исторя будет развиваться так, что все народы придут к вере в единого Б-га, обязывающей установить единство всех наций на земле. Войны, подрыв моральных устоев, жесточайшая эксплуатация одних людей другими не оставляют надежд на достижение стабильности в мире.
 Но, на наше счастье, Всевышний после потопа заложил в природе условия, не позволяющие человеку разрушить мир. Это – духовность, которая обязательно будет сдерживать господство грубой силы. Голубь, выпущенный Ноахом из ковчега и не нашедший нигде, кроме земли Израиля, покоя, – еврейский народ. Он душа мира, которая никогда не успокоится и будет постоянно – пока не вернется в Землю Израиля – противостоять грубым физическим силам.
 Мидраш сравнивает нас с морским песком, на который накатываются волны но, не в силах преодолеть его, откатываются назад. Легкие песчинки, узкая прибрежная полоса – это то, что спасает мир от потопа и сохраняет в нем надежду на будущее. (Конечно же, с точки зрения физики, волны откатываются назад не из-за песка, но ведь от поэтов никто не требует математической точности, а Тора – это не только законы физики, но и поэзия.)
 Еврейский народ – вольно или невольно – становится тем препятствием, которое во всех поколениях останавливает силы, способные залить мир кровью и разрушить моральные устои. Роль «прибрежного песка» исполняли еще наши праотцы: Авраам востал против идолопоклонства во времена строительства Вавилонской башни, и чудеса, сделанные для него Всевышним, положили конец власти Нимрода; Йосеф положил предел господству фараона, а исход разрушил империю рабства. Силы, собирающиеся «затопить мир», всегда наталкиваются на еврейский народ: в двадцатом веке – это фашизм; в двадцать первом – исламский фундаментализм. Фашизм разрушил бы весь мир, если бы не взялся за «решение еврейского вопроса», исламский фундаментализм взорвал бы всю современную цивилизацию, если бы не стокойкость нашего народа. Разве не похожи мы на песок, сдерживающий разрушительные волны? И, как нашим праотцам, в одиночку противостоявшим мировым державам, нам помогает чудо.
 Отсутствие идеи единого Б-га всегда приводило народы мира к служению множеству идолов и, как следствие, к разобщенности, бесконечной вражде и войнам. Отказ от старых представлений может произойти только через новое восстание против Вс-вышнего (Теилим, 2:1), которое приведет народы к Йерушалаиму с войной. И, только потерпев под его стенами поражение и став свидетелями чудес, они поверят в единое начало всего сущего и это позволит им обрести мир и благополучие.