874

Недельная глава Ваишлах: Борьба до рассвета

November 27, 2004 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

Душа и тело

Эсав и Яаков пришли в мир как две противоположности: один преисполнен физических сил и стремлением к получению удовольствий и материальных благ, другой любит отгородиться от суеты пологами шатра и погрузиться в размышления о высоких аспектах. Братья похожи на душу и тело, с момента рождения находящиеся в постоянной борьбе.

Душа, если она привязана к Торе, соединяющей ее с Источником жизни, может вырвать тело из оков дурного начала и побудить человека совершать поступки, не продиктованные материальными потребностями – действовать, исходя из высоких побуждений. И в этом случае тело не только подчиняется ей, но, возвышаясь, оно становится способным по-своему воспринимать духовный свет и находит в этом удовлетворение гораздо большее, чем от преходящих земных радостей. Несмотря на то, что состоит из праха земного, тело забывает о своей потребности искать крупицы наслаждений, которые можно извлечь из материальных объектов. Все человеческие страсти отступают перед неиссякаемым светом дерева жизни, все удовольствия, которые можно извлечь из материального мира, становятся жалким подобием великого духовного блага, получаемого душой от приближения к Источнику жизни.

Но стоит душе оторваться от луча, связывающего ее с источником существования и блага, как тело мгновенно находит замену – пусть не очень достойную, но зато понятную и близкую, и влечет за собой душу, используя ее силы для получения низменные удовольствия. Оно заставляет душу забыть, что кроме рассыпанных повсюду искр, позволяющих поддерживать существование лишь непродолжительное время, есть неиссякаемый источник блага, дающий вечную жизнь всякому, кто устремляется к нему.

Дотянуться до престола Славы

Борьба Эсава и Яакова подобна борьбе души и тела – поднять ли глаза к небу, протянуть руку, стремясь дотянуться до Престола славы, и найти и высший смысл и благо или опустить глаза, не замечать высшего начала и питаться той энергией, которую Всевышний спрятал в недрах материального мира в тот момент, когда первый человек совершил преступление. "В поте лица своего будешь есть хлеб" (Берешит, 3:19) – таким было наказание Адама, оторвавшегося от дерева жизни: собирать крупицы энергии, не имея возможности сразу почувствовать прямую связь души с Творцом.

Человек, воспринимающий себя самого в большей степени как тело, которое питается плодами земли, и не ощущающий свою душу и ее постоянную потребность получать высший свет, невольно оказывается в плену иллюзии, что он сам может извлечь жизненные силы из материи, не должен ни о чем просить Творца и в его силах, покорив природу, стать господином мира. Кроме того, человек, у которого тело стало главной его составляющей, отодвинув далеко на задний план духовные силы, отрицает бессмертие души, не видит смысла в существовании и считает вседозволенность нормой.

И остался Яаков один

Когда Яаков поднимается на пророческий уровень, он осознает, что борьба между духом и материей является самым общим свойством всего мира и каждого человека в отдельности. Его ночная борьба с ангелом скрытия или ангелом смерти (что одно и то же, так как скрытие Источника жизни ведет к смерти) становится мировой борьбой высоких сил души, нашедших свое выражение в Яакове, с силами материи, сконцентрировавшимися в ангеле-покровителе Эсава. Рассказ об этой мировой битве начинается с того, что "остался Яаков один" (Берешит, 32:25). Это означает, что душа Яакова сбросила с себя оковы тела, устремившись к свету, дающему и жизнь, и ясное понимание пророческого уровня. (Имя относится больше к душе, чем к телу, и поэтому фраза "и остался Яаков один" намекает на то, что Яаков, стремясь к духовному совершенству, попытался полностью отделиться от тела.) Тут же тело воспротивилось и со всей своей силой попыталось оторвать душу от Высшего источника и вернуть ее в привычный для себя круг представлений о мире. Сказано: И "боролся с ним человек" (Берешит, 32:25). Этот безличный человек – тело, не обладающее собственными духовными качествами, вбирающее в себя общие силы материи и потому не имеющее собственного имени. Ночная борьба напоминает борьбу с самим собой. Тело пытается скрыть повсеместное Присутствие Всевышнего, ибо только так оно может существовать и диктовать свои условия душе. Но соблюдение заповедей не оставляет места простым страстям и не позволяет им управлять человеком. Такая же борьба происходит не только на частном уровне, но и на мировой арене.

Потомки Яакова и Эсава

Между потомками Яакова и Эсава ведется непрекращающаяся борьба. У потомков Эсава есть единственная возможность победить: оторвать сыновей Израиля от Торы, ее идей, ее света, подобного пророческому откровению, ее заповедей, возвышающих материю до уровня духовных структур. Они пытаются разорвать нашу живую связь с Б-жественным учением на протяжении двух тысяч лет.

Идеологическим наследником Эсава и продолжателем его пути считается Рим. Римские власти разрушили Храм, запрещали учить Тору, соблюдать субботу и делать обрезание. Сделав христианство государственной религией, Рим встал на путь "борьбы за первородство": вытеснил сыновей Израиля из Святой земли и на протяжении средних веков огнем и мечом, притеснениями и страшными унижениями пытался оторвать их от веры. Но не достиг результата.

В духовных сферах победа духа над материей, души – над телом уже одержана, и сила души победителя передалась его потомкам. Благодаря этой силе, проявленной нашим праотцем Яаковом и благодаря ему ставшей частью душ сыновей Израиля, наш народ оказался способным выстоять во всех тяжелых испытаниях и сохранить живое учение, связывающее его с Б-гом. Борьба между Яаковом и Эсавом продолжалась всю ночь, до самого утра. И сыновья Израиля боролись за торжество духа над силами материи на протяжении долгого изгнания, которое всегда ассоциируется с ночью. Утром тело признало превосходство души, ангел сил скрытия – превосходство Яакова. И еврейский народ, подходя ко времени своего полного освобождения, начинает набирать силы. Но наша свобода, наше благополучие, наше понимание происходящего и наш успех зависят от того, насколько крепко мы связаны с Торой – лучом света, соединяющим нас с Источником жизни.
                                                                            

                                                                                  Борьба Яакова, худ. Р. Вейсберг                                                                 

, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,