В этой главе рассказывается о том порядке, который был установлен в народе после сооружения переносного Храма, и об определении численности, "выходящих на войну". Сыны Израиля должны двинуться на завоевание Земли. Они полны решимости и, особую уверенность им предает облако над шатром собрания, указывающее направление движения и развивающиеся над станом каждого колена знамена. Серебряные трубы подают сигнал, когда сниматься с места, когда останавливаться, а когда разворачиваться в боевой строй.
Нигде не упоминается, что у сыновей Израиля были угрызения совести, так как они идут отобрать чужую землю. Их не было. При этом они не были слепыми исполнителями чьей-то воли, и как их праотец Авраам, вступивший в спор со Всевышним из-за Сдома, основывались только на принципах справедливости. Решение Небес и претворение Божественных планов преобразования мира никогда не противоречат принципам понятной человеку справедливости.
Самым ярким примером является обещание Земли потомству Авраама: "Знай, что потомство твое будет пришельцами в земле не своей, и будут угнетать их и истязать. И народ, который будет их угнетать, судить буду Я, а после этого выйдут с богатым имуществом. А ты придешь к отцам твоим с миром и похоронен будешь в хорошей старости. А четвертое поколение вернется сюда. Ибо не будет полным грех эморейца до тех пор" (Берешит 15:13,17). Если три поколения сыновей Израиля в страшных условиях смогут сохранить веру и традиции праотцев, они станут вечным народом, потому что никакие обстоятельства на протяжении всей дальнейшей истории не смогут их сломить. Они понесут учение Авраама через века. Одновременно, совершив исход из Египта, они станут живым упреком эморейцам (одно из собирательных имен жителей земли Кнаан).
В самом деле – с одной стороны народ, пребывавший три поколения в рабстве – тот срок, за который можно все забыть и, тем не менее, сохранивший добро и святость, а с другой стороны – племена, которые, пользуясь свободой и плодородием земли, не пришли ни к чему. Ведь праотцы Кнаанских племен знали Авраама. На их глазах армия четырех царей бежала от него, верховный жрец Малки Цедек публично признал его высшим духовным авторитетом, а царь филистимлян пришел заключить с ним союз, осознав, что Бог с Авраамом. Почему они не захотели, следуя призыву праотца еврейского народа признать его Бога, побороть дурные инстинкты и принять образ жизни, основанный на уважении к каждому человеку и любви к ближнему?
Сравнение четвертого поколения сынов Израиля, преисполненных святости и доброжелательности с четвертым поколением эморейцев, погрязшим в разврате, кровопролитие и идолопоклонстве не в пользу тех, кто отверг Авраама. От них не требовалось такой же высоты, как от потомков праотца еврейского народа, но оставить пороки и жестокость они были обязаны. Более того, узнав об Исходе, о расступившемся море, о победах над Сихоном и Огом, они должны были бы преисполниться страхом и прийти заключить союз мира с сынами Израиля. При этом они не превратились бы в рабов, не подверглись бы унижению, а стали бы полноправными гражданами (в случае принятия гиюра). И сыновья Израиля еще до начала войны оповестили их о том, что каждый может стать частью детей Авраама, или, по крайней мере, принять на себя обязанность прекратить злодействовать. Но этот призыв не был услышан даже после того, как жители Гивона присоединились к сыновьям Израиля, заключив с ними союз даже после начала военных действий. И чаша их греха наполнилась: они не захотели сделать это. Их война была исключительно войною с Божественным законом, чтобы продолжать злодействовать, умножая зло по отношению к человечеству и небесам."Ибо не будет полным грех эморейца до тех пор". Он стал полным с приходом сыновей Израиля, добавившим последнюю и самую значимую каплю в чашу вины злодеев. Ведь возвращение сыновей Израиля открыло прекрасную возможность для эморейцев встать на путь Авраама, когда-то жившего среди них. И они, упустив последний шанс, отказались от нее. Таков Божественный закон: зло, утратившее способность исправиться, и не нужное ни для какой цели и только тормозящее прогресс – исчезает из мира. На этот раз ему было суждено быть истребленным мечем сыновей Израиля. Они стали посланцами высшего суда. Повеление истребить местных жителей и не жалеть их повторяется в Торе много раз. Из этого можно заключить, насколько трудно для сынов Израиля было исполнить эту заповедь. В отличие от других повелений, ее претворение в жизнь не доставляло им радости . После сражений, заканчивавшихся победами, сыны Израиля не устраивали пиршества, не приносил жертвы, не делили добычи. В описании битв отсутствуют кровавые сцены, и перечень побежденных царей приведет без всяких подробностей о них и об их казни.
(1) Не заключай ни с ними, ни с их божествами союза (Шмот 23:32).
(2) Храни себе то, что я заповедую тебе сегодня. Вот я прогоняю перед тобою эморейца, и кнаанейца, и хитейца, и призея, и хивея, и евусея. Берегись, смотри не заключай союза с жителями земли, в которую ты приходишь, что бы не стало западнею в среде твоей. А только жертвенники их разбейте, и памятники их сломайте, и деревья для поклонения вырубите. Чтобы ты не распростерся перед богом чужим, ибо Бог – ревнитель имя Его, могучий ревнитель Он. Смотри, не заключай союза с жителями земли, куда ты приходишь. И будут блудить они вслед за богами своими, и приносить жертвы для богов своих, и позовут тебя, и будешь есть от жертвы его. И возьмешь из дочерей его сыновьям своим, и будут блудить его дочери вслед за богами своими, и развратят они сына твоего (чтобы ходить ему) вслед за богами их (Шмот 34:12-15).
(3) И говорил Бог Моше в степях маовитских, рядом с Ярденом (напротив) Йерихо, говоря: "Говори сыновьям Израиля и скажи им: Ведь вы переходите Ярден (и входите) в землю Кнаан, И прогоните всех жителей земли от лица вашего. И уничтожьте все камни тесанные (на которых распростираются), и все изображения литые их уничтожьте, и все высоты истребите. И унаследуйте землю и живите в ней. Ибо вам дал эту землю, чтобы вы владели ею:А если не прогоните жителей земли от лица вашего, (то) будет (так), всех, кого оставите из них, станут они колючками в глазах ваших, и шипами по сторонам (дорог) ваших. И будут они притеснять вас из-за земли, на которой вы живете. И будет, как я предполагал сделать им – сделаю вам" (33:51 – 56).
(4) Только из городов народов этих, которые я даю тебе в удел не оставляй в живых ни одной души (Дварим 20:16)