На протяжении поколений нас воспитывали как людей, на которых лежит ответственность за все происходящее в мире. Такова идея Торы: «Только вас Я знаю из всех семейств Земли, потому и спрашиваю с вас за все грехи…» (Амос, 3:2).
Только мы важны Всевышнему, только нас Он воспитывает, как отец сыновей. Он хочет, чтобы мы были похожи на Него, чтобы понимали и любили Его.
А остальные?
Разберемся когда-нибудь — у всех есть свое место в этом мире. Но сейчас речь о нас. Избранность заключается в ответственности за все свои поступки и мысли, понимание и непонимание. Кстати, нас избрали, не спрашивая нашего мнения. Так рождается ребенок — не по своей воле. И мы, как народ, пришли в этот мир подобно новорожденному.
Конечно, все будет хорошо, и будущий мир нам обещан за наши труды и страдания, но «вот в чем вопрос» (как, бывало, говаривал Гамлет): что делать, чтобы избежать синяков и шишек в этом мире? Ведь до будущего-то мира еще надо дожить!
Избранность — дело не простое. Поэтому Тевье-молочник, вспоминая о том, что мы избранный народ, обращался к Всевышнему с просьбой: «Господи, а не мог бы Ты иногда избирать кого-нибудь другого?» Вслушайтесь в его слова: от своей избранности — кто откажется? Даже герою Шолом-Алейхема приятно быть поближе к Б-гу. Но в трудную минуту он был бы не прочь отойти в сторонку, чтобы вся тяжесть удара судьбы пришлась на кого-нибудь другого. Евреем быть хорошо — если только найти «мальчика для порки».
Но мы с вами знаем, и Тевье-молочник знал, и мальчик Мотл догадывался, что никуда мы не денемся, и избранность наша настигнет нас повсюду — ведь мы сыновья Б-га, а не Его прислуга. Как дети, любящие Отца и верящие в Его любовь, мы безропотно принимаем Его наказания, зная, что он желает только добра. И потому — "Иткадал веиткадаш шмей раба" — Да возвеличится и да освятится великое имя Его.
В радости и в печали… Но человеку свойственно пытаться искать причины и следствия, и анализируя события нашей истории, мы постоянно спрашиваем: «За что?»
Причина есть всегда, и она лежит на поверхности — не нужно глубоко копать, только у человека не всегда хватает честности, искренности и мужества признать, что в око получил за око, а зуб ему выбили за зуб.
Этому нас учат комментарии и мидраши. Вот, например, Вашти… Почему ей было велено прийти к царю обнаженной? Потому что заставляла еврейских девушек прислуживать ей обнаженными.
Для нашего поколения одним из самых болезненных вопросов является «Почему стала возможной Катастрофа?» Так трудно понять?
Попробуем заглянуть в историю. Когда в 1311 г. до н.э. отказались войти в Землю Израиля и сказали, что лучше умереть в пустыне, Всевышний приговорил всех к смерти! Стариков, женщин детей… Тут никто не возмущается, и все согласны, что народ, отказавшийся следовать Б-жественному плану, не может продолжать существовать.
И всем хорошо известен мидраш, говорящий о том, что Всевышний обещал превратить мироздание в хаос, если евреи не примут Тору у горы Синай. А если откажутся войти в Землю Израиля? Что будет? Да понятное дело, что будет — Тора без Земли Израиля бессмысленна. Вот так и получилось. Отказавшись войти в Землю, встали перед лицом угрозы уничтожения. Жестоко? Но все, что теряет смысл существования, — исчезает. И если не будет завоевана Земля Израиля, весь мир утратит смысл! И это относится не только к древним временам, но и к 1930-му, когда про Берлин говорили, что это Йерушалаим, когда значительная часть народа с отвращением относилась к своей древней традиции.
Жестоко… Старики, женщины, дети… Но ведь это мы сделали, а не Он. Мы лишили свое существование смысла в начале двадцатого века, когда открылись ворота Эрец Исраэль и не произошло массового восхождения. Вы скажете: «Не могли». А по-моему, не могли, потому что не хотели.
В нашей жизни действует очень интересный механизм: духовный мир определяет бытие мира материального. Бесконечный свет, как вспышка, прорывается в материю. С этого момента начинаются изменения. Как из зерна постепенно произрастает что-то новое, так и весь мир после этого прорыва выходит на новые рубежи в осознании действительности, в науке и искусстве.
Эта вспышка, прежде всего, воздействует на еврейский народ, обладающий свойством единства. И поскольку все единое ближе к духовному миру, отличающемуся единством, через сыновей Израиля, как через канал, благословения растекаются к другим народам.
Каждый получает ту часть от общего, которая ему нужна, и в тех пропорциях, которые он может усвоить. А если еврейский народ утрачивает свое единство и связь с духовным миром, огромные потенциалы начинают беспорядочно течь во все стороны, достаются народам мира и превращаются в разрушительную силу.
И вот теперь мы с вами готовы ответить на вопрос «Откуда взялся такой жестокий иррациональный террор?» В середине семнадцатого века в мире начались процессы, разрушившие старые устои государств и устаревшие представления о мире: Галилео Галилей, Коперник, Ньютон, Кант, Вольтер, идеи гуманизма, Французская революция, наполеоновские войны, национально-освободительные войны, Дарвин, Эйнштейн, Первая мировая война, декларация Бальфура…
Это произошло благодаря тому, что Всевышний послал в мир вспышку света, которая должна была закончить бесконечную историю страданий и рабства. Мы должны были получить свободу, чтобы встать и перебраться на свою Родину. Но множество евреев воспользовалось свободой для того, чтобы преобразовывать чужие страны и развивать чужие культуры.
И вот сегодня… Любовь к Родине для многих стала словами, оторванными от реальности. Но сила, притягивавшая сердца их предков к Святой Земле, не исчезла — она перешла к народам мира. Однако они не смогли правильно воспринять ее и воспользоваться ею. Она свела их с ума. Сила любви ведь все-таки. Так вот, с тех пор они обвязываются взрывчаткой и гвоздями и ищут, где бы взорваться.
Сумасшествие… Но мы, глядя на это, должны были бы понять, что террористом движет украденная у нас, извращенная и доведшая его до безумия сила. Что за сила?
Да те самые потенциалы, которые должны были пробудить в нас стремление к свободе и независимости и желание овладеть своей землей, залетели в мир лжи и в больные головы, чтобы стать наказанием за нашу нерасторопность и непонимание всего происходящего.
Когда наши силы вернутся к нам? Как только мы, включая тех, кто сегодня в Америке, и тех, кто «опустился» в Германию, захотим вернуться.
Две еврейские семьи в Германии на отдыхе,
1928 г. Войну пережили только два человека