136

Недельная глава Толдот: Борьба противоположностей

November 9, 2002 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

«И толкались сыновья в утробе ее, и она сказала: "Если так, то зачем же я?" И пошла вопросить Б-га. И сказал ей Б-г: "Два народа в чреве твоем, и два народа из утробы твоей разойдутся, и народ от народа будет укрепляться, и больший будет служить младшему"» (Берешит, 25:22-23).
 
«Народ от народа будет укрепляться» – т.е. один будет отбирать силы у другого в постоянной борьбе. Борьба между братьями продолжается всю жизнь. Они борются за первородство, а это в доме Ицхака – не пустой звук: один из сыновей станет продолжателем пути Авраама, который, как всем известно, обладал необыкновенными духовными и физическими силами.
 Если у кого-то оставались сомнения в том, что Авраам действительно спасся из огненной печи, когда Нимрод хотел расправиться с ним, то после победы над четырьмя царями, когда он с тремястами своих слуг и приверженцев разбил целое войско, его объявили священником всех племен Земли Кнаан и стали называть «князь Всесильного».
 Кто унаследует эти силы и этот титул? Братьям-близнецам есть за что бороться.
 Эсав родился на мгновение раньше Яакова и считался первенцем и, следовательно, должен был стать духовным наследником семьи. На первенцах лежала обязанность принесения жертв, изучения духовных аспектов и молитвы. И именно Эсава собирался благословить Ицхак как продолжателя дела Авраама. Слова праведника не бывают пустыми: они раскрывают потециал души и притягивают Б-жественное благословение. В тот день, когда умер Авраам, Эсав впервые в открытую проявил свой характер – он вышел на охоту и убил человека. Его противник был злодеем и, может быть, напал на него первым – но весь ужас в том, что Эсаву понравилось сражаться и побеждать, и от самого своего страшного действия он получил удовольствие. Когда он вернулся, Яаков, воспользовашись его усталостью, предложил ему похлебку в обмен на отказ от благословений отца. Итак, борьба началась с покупки первородства – однако не раньше, чем Эсав проявил себя как хитрец, обманщик и человек, пользующийся грубой физической силой, человек, которому ни в коем случае нельзя дать овладеть умами людей и превратить войну и порабощение одного народа другим в принцип управления миром.
 Для Яакова это борьба не за себя. Не за то, чтобы обойти брата, быть первым перед лицом Всевышнего и удостоиться поддержки свыше и очевидного преимущества перед другими людьми. Он борется за весь мир. Яаков – человек, сидящий в шатрах, который любит изучать и разбирать проблемы, связанные с духовным миром, молиться. Он ненавидит власть и не стремится к ней, но как потомок Авраама не может не думать о судьбах мира и путях его дальнейшего развития. Поэтому он вступает в борьбу с братом, и борьба эта не имеет конца. Она постоянно ведется между потомками Яакова и Эсава, разгораясь все с новой силой, – борьба за то, что будет господствовать в мире: духовность и добро или сила и подавление человека человеком? Она будет продолжаться до тех пор, пока мир не станет идеальным или, иными словами, пока духовность не возобладает над материей и не привнесет гармонию и единство во все существующее. Потомками Эсава Мидраш называет римлян. Наши мудрецы приводят даже исторические подробности, подтверждающие генетическую связь римлян с близнецом Яакова. Элифаз, сын Эсава, ушел в далекие земли и основал поселение, впоследствии превратившееся в город Рим, из которого вышли легионы, разрушившие Йерушалаим (Иерусалим) и Храм, безжалостно расправившиеся и с восставшими, и с мирным населением. Но, по всей видимости, говоря о происхождении Рима, наши мудрецы стремились раскрыть не только историю возникновения народов, но и события будущих времен и предсказали те тенденции, которые будут развиваться в мире через сотни лет.
 Исторические эпохи сменяют одна другую, народы смешиваются в результате многочисленных миграций, меняют свой язык и свою веру. Но неожиданно именно Рим "берет на себя миссию" дать теоретическое обоснование ничем не оправданной неприязни к еврейскому населению в странах рассеяния, лишению их элементарных прав, бесконечным издевательствам и унижениям. Как ни удивительно, но это обоснование в точности совпадает с тем, что говорил Эсав, и с тем, что он завещал своим потомкам помнить и передавать из поколения в поколение: "Первородство по праву принаждлежит мне. Яаков забрал его у меня обманным путем".
 В четвертом веке новой эры в Риме возникает религия, которая, не имея никакой связи с наследием Эсава, делает основным своим догматом утверждение, что еврейский народ утратил свою избранность, так как из-за многочисленных грехов Всевышний отвернулся от него и избрал "другой народ" – всех представителей новой веры, называемой христианством. Со временем, когда эта вера распространилась среди многих народов, возникает новая идея, которая также отражает устремления Эсава: завоевание Святой Земли.
 Союз, заключенный с Авраамом, хранимый Ицхаком и переданный Яакову, включает в себя обещание дать эту землю в вечное владение народу, поддерживающему прямую связь со Всевышним. Ни один другой народ не может приобрести ее. Эсав, отказавшийся от права первородства, оставался в Земле Кнаан до тех пор, пока Яаков не вернулся из Падан Арама. Он попытался помешать брату войти в пределы Святой Земли, но увидев, что у него нет сил воевать и победить в открытой борьбе, ушел и поселился в районе горы Сеир. Эпоха крестовых походов – один из важнейших периодов мировой истории – стала выражением стремления Эсава и его потомков завладеть Эрец Исраэль                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

 

Император Тит,

разрушивший Иерусалим

Арка Тита в Риме,

установленная в честь

победы над Иудеей