139

Спор длиною в вечность

November 16, 2002 Автор: Элиезер Макс Лесовой - No Comments

  В последнее время, на фоне обострения арабско-израильского конфликта, новые волны антисемитизма прокатились по всему миру. На Израиль обрушился шквал обвинений, на евреев в самых разных странах совершаются нападения.

 Не стала исключением и Украина – это и разбитые стекла синагоги в Киеве, и осквернение нескольких кладбищ, и целый ряд антиеврейских публикаций. Еврейские круги реагируют, как могут – возмущенными письмами, судебными тяжбами…

 Насколько же борьба с антисемитизмом вообще может быть эффективной? Можно ли победить это явление, и если да – то как?

  Можно выделить два основных исторических типа антисемитизма: исламский и христианский. Нам кажется, что для понимания истоков обоих этих видов необходимо проанализировать историю взаимоотношений праотцов – Ицхак с Ишмаэлем и Яакова с Эсавом.

 Я бы хотел поговорить о первом из них – конфликте еврейства с исламской цивилизацией.

  В основе спора Ицхака с Ишмаэлем лежит вопрос о том, кто из сыновей Авраама способен на большее самопожертвование во имя Творца, а говоря более предметно – проблема обрезания.

  Как известно, Ишмаэль был обрезан в 13 лет, а Ицхак – на восьмой день.

  Ишмаэль формулирует свои претензии следующим образом: «Моя заслуга больше, так как я пошел на обрезание добровольно, уже взрослым, хотя мог отказаться. От тебя же, Ицхак, ничего не зависело – отец взял тебя младенцем и обрезал. Поэтому моя готовность служить Творцу выше».

  Заметьте, Ишмаэль не оспаривает того, что Ицхак также является духовным наследником Авраама. Спор идет о том, кто из братьев «главнее».

  Когда потомки Ишмаэля сформировали ислам, именно теория самопожертвования стала одной из ее основ. Ислам «вывернул наизнанку» историю жертвоприношения Ицхака, так как она выбивает почву из-под ног Ишмаэля, доказывая, что способность Ицхака к самопожертвованию на порядок выше, чем у него. В результате родилась «отредактированная» мусульманская версия, согласно которой на гору Мория вместе с Авраамом поднимался Ишмаэль, а не Ицхак!

 Между прочим, в этом «подлоге» проявилось уникальное свойство исламского сознания: сперва искажать факты, а затем искренне верить в собственную ложь. Таким образом, шахид-самоубийца, идущий уничтожать неверных, является вполне логичным плодом исламского взгляда на мир: он – «дикарь-человек» (так называет Ишмаэля Тора – Бер. 16:12), готовый принести себя в жертву, полный презрения к народам, не разделяющим его точку зрения, и уверенный в том, что материальный мир не имеет никакого значения.

  Еврейская шкала ценностей, шкала Ицхака, намного тоньше и сложнее. Самый возвышенный путь в рамках еврейского мировоззрения – это жить и работать, вспахивать землю и растить детей, внося святость в каждую, даже самую незначительную деталь окружающего мира. Недаром Ицхак всю жизнь «откапывает колодцы» – переводя с языка аллегорий Торы, открывает духовность («воду»), не видимую сразу и скрытую под слоем низких, приземленных вещей.

 Тем не менее, в душе каждого еврея заложена способность, унаследованная именно от праотца Ицхака, – жертвовать собой ради освящения имени Всевышнего, но только тогда, когда иной выбор является предательством по отношению к себе и Творцу.

 В свете сказанного объяснимо общее отношение ислама к евреям. Уже в 7 веке арабы завоевали Землю Израиля и Иерусалим, а к середине 9-го века подавляющее большинство всех евреев жило в мусульманских странах.

 Их статус в этих странах был неоднозначным. С одной стороны, евреям была предоставлена «культурная автономия» и возможность жить в рамках своих ценностей. С другой стороны, арабы унижали евреев, относя их к категории «зимми» – «неверных», которых не обязательно силой обращать в ислам, но и полноценными людьми считать не следует.

 Коран именует евреев «проклятым народом», запрещает им ездить на лошадях, носить оружие, жить в центре городов. Ислам готов проявлять к евреям относительную терпимость лишь при условии, что они согласны со своим статусом людей второго сорта.

 Невероятно, но такое положение вещей сохранялось около 1200 лет. И вдруг, на рубеже 19-20 веков, все меняется. Начинается заселение Земли Израиля. От былой покорности не остается и следа.

 Евреи собираются в своей Земле, берут в руки не только плуги и лопаты, но и оружие, создают свое государство и последовательно выигрывают у арабского мира три войны подряд, отвоевав Иерусалим и Хеврон!

 На волне ненависти к Израилю большинство арабских стран изгнало евреев со своей территории: ислам не может терпеть еврея, севшего на коня и взявшего в руки оружие. Такой еврей – не «зимми», а враг, и против него надо вести джихад.

 Все это в корне подрывает позицию Ишмаэля. Потомки Ицхака не только заявляют во весь голос о своих правах на наследие Авраама, но и на деле доказывают свою способность к самопожертвованию во имя высоких идей!

 Реакция ислама на все эти события включала несколько позиций.

 Во-первых, арабский мир заявил, что Израиль – временное явление, которое возникло случайно и вскоре канет в лету, как когда-то исчезли без следа княжества крестоносцев в Палестине.

 Во-вторых, арабы провели границу между сионистами-израильтянами («исчадиями ада и воплощением зла») и евреями вообще (которых они согласны терпеть на прежних условиях).

 Именно поэтому власти Ирана, страны, откуда невозможно даже позвонить в Израиль по телефону, позволяют жить в этой стране нескольким десяткам тысяч евреев. «Ведите себя тихо – и мы вас не тронем». В противном случае их ждет судьба иранских еврейских активистов, брошенных за решетку.

 В-третьих, арабский мир начал использовать традиционное оружие европейских антисемитов – абсурдную клевету. Центральная саудовская газета печатает «научную» статью о том, что изготовление мацы невозможно без добавления крови; египетский писатель Манцур пишет, что еврейская вера предписывает «насиловать женщин других вероисповеданий», а Талмуд якобы рекомендует евреям выбирать профессию акушера, чтобы, делая аборты, «снижать численность неевреев в мире»…

  Анализируя картину еврейско-арабских отношений в контексте конфликта Ицхака с Ишмаэлем, мы можем прийти к определенным заключениям. Каким бы оружием ни пользовались потомки Ишмаэля, их цель остается прежней: оспорить наследие, полученное Ицхаком от Авраама, и наше право на Землю Израиля, данное нам Всевышним и зафиксированное Торой.

 И едва ли «разговоры по душам» могут изменить мировоззрение ишмаэльтянина, не верящего в ценность материального мира, обвязанного взрывчаткой и с улыбкой на устах шагающего в объятия гурий, обещанных ему лжепророком.

  Об отношениях Яакова с Эсавом и современном европейском антисемитизме мы поговорим в одном из следующих номеров.                                                  

Палестинские
женщины-камикадзе