79_1

Недельная глава Шмот. Последнее изгнание

December 22, 2010 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

  «И вот имена сыновей Израиля, приходящих в Египет с Яаковом, каждый пришел со своим домом… И сыновья Израиля расплодились, и размножились, и умножились, и укрепились очень-очень, и наполнилась земля ими» (Шмот, 1:1,7). Не просто наполнилась, а в цирках и в театрах, где показывали сцены из жизни божеств, не осталось свободного места из-за евреев (Мидраш Танхума). И за двести десять лет пребывания в Египте сыновья Израиля настолько стали похожи на жителей страны, что когда Всевышний пришел поразить египтян и освободить Свой народ, Ему пришлось держать ангела смерти за руку: ибо тот был не в состоянии отличить одних от других. И, выйдя из Египта, сыновья Израиля взяли с собой не только золото, но и верования и представления о жизни своих поработителей. И это привело их к созданию золотого тельца.

И так было во всех последующих изгнаниях… Мы не стали лучше, а лишь вобрали в себя ту нечистоту, которая нас окружала.

Что нам дали пребывание в вавилонском плену, власть сирийцев или последний двухтысячелетний галут? Что хорошего мы принесли из изгнаний, чем обогатились или какие свои недостатки исправили?

Тора на чужбине становится Торой изгнания и не раскрывает свои главные тайны. Проживание среди чужих народов пагубно влияет на душу и на разум, заставляет поддерживать и обогащать поработителей. Отсутствие пророчества не дает возможности найти верный путь и грехи продолжают накапливаться.

На чужой земле сыновья Израиля теряют себя. А когда человек теряет себя, то куда же он будет возвращаться? Ведь повеление идти в святую землю Авраам получил одновременно с повелением вернуться к себе: «Иди к себе, в землю, которую Я покажу тебе» (Берешит, 12:1).

Но нет ничего бессмысленного. И цель галута, которую Всевышний не захотел раскрыть нам, можно понять, вглядываясь в историю сыновей Израиля: галут призван растворить среди народов мира всех тех, кто отказался от своей веры, своего народа и своей земли.

В Египте осталось четыре пятых народа: те, кто потянулся за идолопоклонством умерли в тот день, когда на страну опустилась тьма. А те, кто сохранили хотя бы тонкую ниточку связи с традицией отцов: не называли себя египтянами и помнили, что их предки пришли из другой земли, –совершили исход. То же самое повторилось и во всех последующих изгнаниях. Те, кто были склонны к идолопоклонству, растворились среди халдеев в Вавилоне и Персии. Те, кто потянулся за греческой культурой, ушли и исчезли в период владычества Сирии.

Но вот последнее изгнание, которое началось с разрушения Храма и продолжалось две тысячи лет… – что можно сказать о нем? Оно самое ужасное, ибо искалечило души. И оно стало исключением из правила: по милости Своей Всевышний собрал с четырех концов земли остатки народа, не глядя на то, сохранил ли человек чистоту своей души. Он привел и тех, кто любит землю, и тех, кто приехал только под давлением обстоятельств, тех кто чувствует связь с землей, и тех, кто не понимает ее особенностей. Он собрал тех, кто был готов самоотверженно сражаться за землю, и тех, кто не хотел брать в руки оружие. Всевышний закончил просеивать и фильтровать народ, пропускать его через сито галута и собрал то, что пророки называют «остаток Израиля».

Иными словами, изгнание оказалось сильнее нас. И недаром сказано: «Пожалел Всевышний, что сотворил галут» (Сукка, 52б). И теперь может помочь только «пересадка сердца», а в роли хирурга может выступить только Всевышний. Как сказано: «Не ради вас Я совершаю, но ради имени Моего святого, которое осквернили вы среди народов, к которым пришли…. И возьму вас из народов, и приведу из всех стран, и приведу вас в землю вашу. И окроплю вас водою чистою, и очиститесь вы от скверны вашей, и от всех идолов очищу вас. И дам вам сердце новое и дух новый вложу в вас…» (Йехезкель, 36:25-26). А за успех операции и выздоровление больного можно только молиться.