183 Шмот 1

Недельная глава Шмот. Альтруистом надо быть прежде всего дома

January 21, 2006 Автор: рав Моше Эренрайх - No Comments

Забота Моше об угнетенных – важнейшее качество, которое во многом привело к избранию его лидером еврейского народа, посланного Всевышним для освобождения их рабства. Об этом немало было уже сказано и написано. Тем не менее, необходимо отметить не только тот факт, что Моше раз за разом спасал других, но и обратить внимание также и на внутренний прогресс Моше от одного его поступка к другому.

Вот что говорит об этой эволюций поступков Моше мудрец Хатам-Софер (рав Моше Шрайбер). Сначала он защитил одного из своих соплеменников от угнетателя-чужеземца. Однажды почувствовал себя евреем, частью народа (несмотря на то воспитание и образ жизни  египетского  аристократа), он тотчас   отреагировал на вопиющую несправедливость по отношению к еврею со стороны египтянина. Затем он вмешался, когда один еврей напал на другого. На этот  раз потерпевший ему был не ближе, чем нападающий. Но у него был интерес, и даже двойной интерес, в прекращении ссоры. Во-первых, нападению подвергся один из представителей его «клана» – колена Леви. Во-вторых, Моше не давало покоя моральное падение обидчика – не меньше, чем возможный ущерб, нанесенный потенциальной жертве. В конце концов, Моше набросился на группу пастухов-чужестранцев, которые обижали точно таких же незнакомых ему девушек-чужестранок. На это раз у него не было никаких личных причин вмешиваться – но он всё-таки вмешался.

В свете этого может показаться, что наиболее праведное деяние Моше – тот случай, когда он защитил девушек-мидьянитянок. В таком случае мы должны были бы ожидать, что Моше продолжит защищать «права человека», спасая бедных и угнетенных людей и целые народы от притеснителей по всему миру. Однако Моше не становится благодетелем и спасителем всего человечества. Его поступки как лидера еврейского народа и жажда справедливости были сохранены только для узкого круга людей – его народа. Почему же Тора так последовательно отмечает заботу Моше о людях, никак с ним не связанных?

Великая заповедь – совершать добрые дела у себя дома. И действительно, закон подчеркивает, что совершая акты милосердия, необходимо отдавать предпочтение родственникам и соседям, а не малознакомым людям (Шулхан Арух; Йоре Дэа 251:3). С другой стороны, если человек хорошо относится только к близким ему людям, это явный признак того, что на самом деле он не такой уж и добрый. Вероятнее всего, такой человек желает, чтобы было хорошо только ему и тем, кто его  окружает – окружающих он очевидно рассматривает как продолжение себя самого. Хотя заступаться за своих ближних – праведный поступок, не всякого, кто поступает так, стоит немедленно объявлять альтруистом. Некоторые из действующих подобным образом могут на поверку оказаться ужасными людьми, которым просто доставляет удовольствие влазить в драку и бороться против чужаков.

Инстинкт подсказал Моше, что необходимо защищать своих соплеменников, – но  это было проявлением любви к своему ближнему, а не ненависти к египтянам. И он продемонстрировал это позже в ситуации, когда не было "своих против чужих" и все были своими. Он продемонстрировал это и далее, заступаясь за слабых в конфликтах между людьми, не имеющими никакого отношения к нему. Именно так выяснилось, что Моше может стать тем лидером, который будет защищать и поддерживать весь еврейский народ независимо от клановой и политической принадлежности. Всевышний научил его мобилизовать свои личные, безусловные позитивные качества – и использовать их дома, на благо своего народа.

 

Перевёл Яков Герштейн

 

Редакция – Элиэзер Лесовой