sotvorenie_mira

Недельная глава Берешит. В начале

October 29, 2005 Автор: рав Залман-Барух Меламед - No Comments

Тора – источник Создания
   "В начале создал Б-г"…
Таргум Йерушалми переводит эти слова фигурально: “Посредством мудрости (то есть Торы) создал Б-г…” Мудрость – тот источник, из которого развивается процесс сотворения. Она – та движущая сила, посредством которой Всевышний создал небеса и землю.
   Под "мудростью", конечно же, имеется в виду Тора – мудрость Б-га, его слово. Тора – источник всех созданий. Создавая мир, Всевышний смотрел в Тору. Прежде, чем изучать пути небес и земли, мы должны помнить, что все это происходит из единого источника всего – Торы. Тора воплощает внутреннюю сущность всех существующих в мире вещей. Создание – всего лишь практическое проявление истинной сущности вещей, Торы. Чем больше создание прикреплено к Торе, тем «больше» оно существует.
  В своём первом комментарии к Торе РаШИ приводит вопрос рабби Ицхака: почему Тора не начинается с заповеди освящения нового месяца, которая является первой заповедью в Торе? Почему нужно было описание всей истории сотворения мира, жизни Праотцов, египетского рабства?  
   Ответ его таков: Всевышний желал предать гласности тот факт, что Он является Создателем всей Вселенной, и что именно Он решил отдать землю Израиля еврейскому народу. Это – главное сообщение миру, которое содержится в этих разделах Торы.
   Рабби Элиягу бен Шломо – Виленский Гаон – объясняет, что Тора состоит исключительно из повелений Творца. В ней нет ни одного стиха, который не содержал бы божественного послания как для мира в целом, так и для каждого человека в отдельности, призывающего к совершению определенных действий. Наставления Торы вовсе не ограничиваются открытыми и сформулированными 613 заповедями; каждое предложение ТаНаХа – это руководство к действию. В Торе нет "рассказов".
  Слово "Тора" на иврите означает указание, и вся сущность Торы соответствует ее названию – она даёт исчерпывающие указания к действию, поскольку в Торе есть ответ на любой вопрос. Не только на вопросы, связанные с общим устройством мира; она содержит ответ на все вопросы, которые касаются любого конкретного индивидуума в определенный момент и при определенных обстоятельствах.
  Если человек действительно правильно воспринимает Тору во всей ее глубине, он в состоянии найти в ней верное руководство для жизни и каждой жизненной ситуации. В жизни встречается множество ситуаций, когда человека мучает неопределенность, и иногда он жаждет узнать, каково мнение Торы по данному вопросу. К таким вопросам относятся, в частности, вопросы о выборе профессии и выборе правильного жизненного пути. В какой области вкладывать силы и энергию. Как одеваться, где жить… На каждый из этих вопросов в Торе есть конкретный ответ, а не только общее абстрактное наставление. Не просто "свет" или "путь" Торы, но и реальный практический ответ. Чтобы услышать этот практический ответ, человек должен находиться на определенном уровне – а это по силам не каждому.
  Однако Виленский Гаон настаивает на том, что ответ всегда заложен в стихах Торы. Иными словами, Тора содержит смысл, который выходит далеко за рамки буквального понимания – аллегорический, переносный, скрытый, мистический, а также другие возможные способы интерпретации. Когда человек умеет приближаться к Торе с помощью каждого из этих путей, он в состоянии получить подробное руководство для всех своих действий и понять смысл творения.

 Вся история в одном слове
Виленский Гаон продолжает свою мысль и объясняет, что на целостность Торы намекает её первая глава, а на первую главу Торы намекает первый стих, и на все это вместе взятое есть намёк в первом слове Торы. Таким образом, вся Тора как будто заключена в её первом слове: "берешит" – «в начале».
  В книге «Тикуней Зоhaр» есть целый раздел, который посвящен выяснению значения слова "Берешит", так как при перестановке букв это слова оно приобретает самые разные смыслы. Более того, продолжает этот каббалистический труд, слово берешит имеет семьдесят различных аспектов, каждый из которых, в свою очередь, обладает своими значениями. Все они происходят от того, что было "в начале" и скрыто в нём.
  Мудрецы учат, что стих "Земля была бесформенной и пустой, и тьма над поверхностью бездны" намекает на четыре изгнания еврейского народа. "Но дух Всесильного парил над водою" – это дух Машиаха, который избавит еврейский народ в конце дней. Иными словами, вся история еврейского народа заключена в этих словах…

 Возрождаться
Первая глава книги Берешит учит нас, что мир был создан из ничего – ex nihilo. Вселенная была создана из ничего всемогущим Творцом. Вначале не было никакой Вселенной, затем она была создана из ничего Создателем.
  Человек должен следовать путям Всевышнего и также быть создателем, производя новые, не существовавшие ранее вещи и сущности.
  Подобно тому, как Б-г создал Вселенную и возрождает каждый день то, что Он создал вначале, – так же и человек должен возрождаться каждый день, неделю, месяц, год.
  В действительности, человек постоянно возрождается, но он должен осознавать эту свою способность и учиться фактически реализовывать этот свой потенциал. Он должен создавать новые миры в пределах себя и превратить себя в нового человека, поднимаясь от низших уровней к высшим. Человек должен постоянно стремиться к самосовершенствованию и изменению себя в лучшую сторону. У человека есть эта способность – потому что Всевышний создал его по Своему образу и подобию.

 Перевел Яков Герштейн

, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,