Два признака
Пережевывание жвачки и раздвоенные копыта – два необходимых признака, которыми должно обладать животное, разрешенное в пищу. Если один из них отсутствует – пропало дело: есть животное этого вида нельзя.
Четыре животных
Два этих необходимых и достаточных признака, как правило, встречаются только вместе: если нет одного, то нет и другого, а если есть один из них, то обязательно должен быть и второй. Так уж устроен мир. Но в Торе приводятся четыре исключения. Четыре вида животных, у которых есть только один из этих признаков: тушканчик, кролик, верблюд и свинья. Первые три пережевывают жвачку, но у них либо нет копыт, либо они не раздвоены. А четвертый вид, т.е. свинья, не пережевывает жвачку, но копыта ее раздвоены.
Не стоит смеяться над Торой
Необходимо отметить, что этот перечень всегда вызывал много насмешек: «Как? Тушканчик и кролик – жвачные животные? – веселится образованный народ. – Да любой знает, что они не являются таковыми! У них и строение желудка доказывает, что они не принадлежат к этому классу животных».
Эти насмешки звучат до сих пор. Но сегодня их можно назвать смехом без причины.
Научные исследования показали, что желудочно-кишечный тракт кролика играет активную роль в пищеварении и способен поднять непереваренную пищу вверх, хотя это происходит далеко не всегда. А у тушканчика две слепые кишки, и пища переходит из одной в другую подобно тому, как у жвачных животных она переходит из желудка в желудок אברהם קורמן\ \"הטמא והטהור האסור והמותר ". Многочисленные научные поиски и эксперименты привели к выводу, что вероятность найти хотя бы еще одно живое существо, у которого есть только один из двух указанных признаков, практически равна нулю.
Жвачное животное
Попытаемся понять язык образов, на котором Всевышний говорит с нами. Ведь весь мир – это речь Творца, и что-то Он хотел сказать нам, создав четыре вида животных с одним из двух признаков кошерности.
Животное жует жвачку – вроде бы явление не очень приятное. Однако Тора предлагает на время отодвинуть в сторону эстетику и посмотреть на суть. Пережевывание жвачки указывает на то, что у животного отсутствует свойство жадности: оно не торопится проглотить все, что только видит глаз, даже если оно голодно. Иными словами, само существование существ, отрыгивающих жвачку, указывает на то, что жадность, а вместе с ней и другие свойства, порожденные животным началом, могут быть ограничены. А если это так, то появляется надежда, что в мире найдется место для духовности, и постепенно он будет исправлен. Ведь если жадность и несдержанность имеет свои границы даже в природе, то они не могут быть непобедимы в обществе людей.
Теперь о копытах.
Нога и копыто
Слово рэгель («нога») однокоренное со словом рагиль («обычный», «регулярный»). Отсутствие раздвоенного копыта символизирует « силу ноги»: восприятие мира как некоего механизма, в котором действует неизменный порядок, согласно которому, если уж в мире отведено определенное место злу, это значит, что оно неисправимо.
Причиной подобного взгляда на вещи является либо страх, который заставляет человека отдалиться от проблем, либо гордыня, которая приводит к тому, что человек смотрит на все свысока и не испытывает никакой необходимости сделать окружающую его действительность лучше.
Тушканчик и кролик– трусливые животные. Первое находит убежище на скалах, а второе – роет норы. Верблюд – символ гордыни. Набрав запас еды в горб, он «думает», что не нуждается ни в ком и ни в чем. И само существование этих животных и упоминание о них в Торе, как о запрещенных для употребления в пищу, намекает на то, что сыновья Израиля должны избегать проявления подобных свойств: им не следует убегать от действительности, «поднимаясь на скалы», подобно тушканчику, уходить от проблем «зарываясь в норы», подобно кролику, или, как верблюд, нести горделиво свой горб, полагая, что мир неисправим.
Четвертое животное
Свинья, в отличие от первых трех запрещенных животных, не отрыгивает жвачку, но зато ее копыта раздвоены. Она напоминает о тех, кто не обладает ни достаточными качествами, ни достаточными знаниями, чтобы преобразовать мир, но непременно хочет это сделать. (Отсутствие жвачки символизирует неограниченную жадность, а раздвоенные копыта – веру в то, что процессы, происходящие в мире, можно изменить.) Таким свойством могут обладать не только отдельные люди, но и общество.
Кто оно – четвертое животное
Тора, написав о четвертом животном, запрещенном для употребления в пищу, дала нам понять, что «свято место пусто не бывает». И если мы не выполним свою обязанность, придет тот, кто попытается заменить нас, не обладая ни способностями, ни качествами души, необходимыми для преобразования мира.
Антиподом сыновей Израиля являются христианское общество и общество, исповедующее ислам. Они не знают, как бороться с дурным началом, да и не ставят перед собой такой цели. Но они собираются преобразовать мир, полагая, что могут судить о том, что справедливо, а что нет, устанавливать этические нормы, определять место человека и рассказывать о Б-ге.
Претенденты на наше место
Если мы отказываемся от исполнения возложенных на нас задач из-за слабости или из-за гордыни, то некошерные животные с раздвоенными копытами занимают наше место. Они не могут обойтись без того, чтобы не доказывать постоянно, что евреи совершили много преступлений в прошлом и в настоящем продолжают делать то же самое: притесняют палестинцев, заселяют территории и, тем самым, угрожают разрушить весь мир. А иначе как же они смогут оправдать свои претензии на роль мировых законодателей, судей и полицейских?
Этому можно положить конец, только признав истинность Торы и разъяснив всему миру, что Всевышний вывел нас из Египта, подвел к горе Синай, даровал учение и привел в Землю, обязав уничтожить в ней идолопоклонство, разврат и пролитие крови, соблюдать заповеди и построить справедливое государство, которое станет примером для других народов. И это само по себе будет основой для исправления израильского общества и основой для исправления всего мира. Четыре некошерных животных отступят на задний план и уступят место тем, кто способен вести за собой человечество. А пока мы продолжаем есть тушканчиков и кроликов, гордиться своим горбом и восхищаться копытами свиньи, которые она нам показывает при каждом удобном и неудобном случае.