1085

Недельная глава Дварим. Те самые слова

August 13, 2005 Автор: рав Азриэль Ариэль - No Comments

    Вот те слова
«Вот те слова, которые Моше говорил Израилю» (Дварим 1:1). Разговору Моше с еврейским народом посвящена вся книга Дварим. Существует кардинальное различие между Моше в этой главе и тем Моше, которого Б-г посылал говорить с фараоном. Тогда Моше говорил: "Я не человек слов… Я косноязычен и не могу найти правильный язык" (Шемот 4:10). Как же Моше превратился из того, кто сказал: "Я не человек слов," в того, о ком Тора говорит: ”Вот те слова, которые Моше говорил…”? Мидраш отвечает на этот вопрос с помощью аналогии. Человек ходил по улице, продавая краску. "Продаётся краска! Продаётся краска!" – кричал он. Когда царь услышал его крик, он отозвал его в сторону и спросил: "Что ты продаёшь?" "Ничего", – ответил человек. "Но я же слышал, как ты кричал: "Продаётся краска! Продаётся краска!" Почему же ты теперь говоришь, что ничего не продаешь?", – спросил удивленный царь. Ответил ему человек: "Правда, я продаю краску, но для тебя краска – это ничто". Так же и с Моше. Перед Всевышним, Тем, кто дал человеку уста и способность говорить, Моше «не человек слов», а перед еврейским народом он тот, кто говорит «те самые слова». Когда Моше стоял перед Всевышним, размышляя о том, что его ожидает в будущем, он думал, что ему самому будет тяжело говорить и находить правильный язык. Он сказал: "Я не человек слов". Однако к тому моменту, о котором повествует наша недельная глава, Моше уже взял на себя миссию Всевышнего, того, кто "дал человеку уста." Теперь Моше знает, что он все же "человек слов" – не на основании своих личных качеств, а на основании того, что Б-г дал ему. Поэтому слова, которыми он начинает свое обращение к сынам Израиля, таковы: "Г-сподь, Всесильный наш, говорил нам так на горе Хорев…" (Дварим 1:6).

  Слова мира
 После того, как евреи обошли земли Эдома и Моава, Б-г сообщает Моше, что теперь он обязан завоевать Землю Израиля: "Смотри! Я передал Сихона, царя эмореев из Хешбона, и его земли в ваши руки. Идите и воюйте, нападите на него!" Удивительно, но Моше не выполнил приказ. Вместо того, чтобы начать войну, он начинает вести переговоры о мире. Мидраш и комментаторы Торы удивляются такому поведению Моше. Почему же он не выполнил повеление Всевышнего? Рав Моше Бен Нахман (РаМбАН) объясняет такой поступок Моше следующим образом: поначалу в планы Моше не входило завоевывать восточный берег реки Иордан. Он просто хотел получить возможность спокойно перейти на западный берег реки. Приказ Всевышнего последовал только после отказа Сихона пропустить евреев. Согласно объяснению Рамбана, упоминание этого повеления – начать войну – служит лишь введением к описанию всех событий, произошедших потом. Впоследствии та же самая заповедь повторена в тексте, уже после отказа Сихона, в правильном временном контексте: «И сказал мне Господь: смотри, Я начинаю передавать тебе Сихона и землю его; начинай завоевывать ее для владения землей его (Дварим, 2:31). Кроме тех трудностей, с которыми мы сталкиваемся, постигая манеру Рамбана разбивать последовательность стихов и событий, бросается в глаза еще кое-что: почти все источники в Мидраше объясняют события нашей недельной главы по-разному. Согласно мнению Мудрецов, которое приводит в своем комментарии Раши, указание Всевышнего начать войну предшествовало отправке послов мира. Эмиссары были отправлены по инициативе Моше и вопреки прямому указанию свыше. Однако Всевышний не только не разгневался на Моше за непослушание – Он даже одобрил его поведение. «И послал я посланников из пустыни Кдемот к Сихону, царю Хешбона, со словами мира…» (Дварим 2:26). Почему Моше вел себя так, а не иначе? Раши, опираясь на Мидраш, объясняет, что слова "мидбар кдумот" (пустыня Кдумот) следует расшифровать и понимать как "в соответствии с волей Б-га" или "в соответствии с дарованием Торы". Моше вполне серьезно утверждает, что отправка им эмиссаров мира являлась непосредственным выражением воли Б-га. Из противопоставления этих двух аспектов мы учим важнейший закон: прежде, чем начать воевать, нужно предложить своему сопернику мир. Аналогичная воля Творца была продемонстрирована во времена Исхода из Египта. Хотя Всевышний абсолютно точно знал, что фараон не согласится освободить еврейский народ, он вначале, до всех наказаний, послал к фараону Моше со словами увещевания. Тот же принцип сохранялся и при получении Торы: согласно Мидрашу, хотя Б-г знал, что ни один народ не согласится принять Тору, Он пытался с ними «договориться». Моше следует за Всевышним, и у него нет ни тени сомнения в том, что всё произойдет в конце концов согласно воле Б-га. По этой причине Моше идёт к Сихону и предлагает мир. Вне всякого сомнения, он знал, что Всевышний укрепит сердце царя и заставит его быть упрямым. По этой причине Моше просто физически не мог заключить мирное соглашение, которое могло бы противоречить заповеди Всевышнего. И только после получения отрицательного ответа, сопровождаемого объявлением войны, Моше начал войну. Следовательно, обвинения в его адрес беспочвенны… Из этой истории мы можем почерпнуть очень важный урок, который можно применить во многих областях жизни. Каждый из нас много раз боролся с кем-то или чем-то. К сожалению, существует довольно много злых и несправедливых людей. Конечно, каждый, кто может бороться, обязан это сделать. Но перед началом борьбы лучше всего предложить мир, даже если это, скорее всего, не приведёт ни к чему хорошему. Перевод – Яков Герштейн, редакция – Элиезер Лесовой                                                                                                                                                           

Битва с Сихоном