Речь идет именно о нисане – месяце, на который приходится праздник Песах.
Перед Исходом из Египта Всевышний изменил порядок отсчета времени: Моше и Аарон получили повеление отсчитывать месяцы в соответствии с лунным циклом, а годы – в соответствии с солнечным.
Чтобы 12 лунных месяцев, составляющих 354 дня, "растянуть" на 365 дней солнечного года, нужно было с определенной периодичностью (раз в два-три года) добавлять еще один лунный месяц.
По еврейскому закону, эта компенсация должна производиться перед нисаном. Всевышний повелел определять начало каждого месяца по луне. Вместе с вновь нарождающимся светом, который воспринимает глаз, в мир прорывается свет невидимый. Лучи этого нематериального света не состоят из фотонов, не оказывают давления и не искривляются вместе с пространством. Исходя не от материальных светил, а непосредственно из духовных миров, этот свет позволял первому человеку постигать тайны вселенной. Свет обновленной луны, который человек видит в начале месяца, становится для него несущей волной.
Учили в школе Рабби Ишмаэля: "Моше затруднялся понять объяснение, каким должен быть новый месяц, чтобы его можно было освятить, пока не показал ему Всевышний пальцем, ибо сказано "месяц этот" (Менахот, 29а).
Показав пальцем, Творец дал возможность увидеть то, что ни один человек, принадлежащий к материальному миру, не в состоянии разглядеть: первозданный свет, засиявший в начале творения мира. С этого момента праведники всех поколений получили возможность видеть с помощью первозданного света всю вселенную, а для простых евреев он стал мгновенными, невидимыми вспышками, заряжающими людей и природу новыми потенциалами, реализация которых происходит постепенно.
Свободным становится только тот, кто, восприняв свет бесконечности издалека, обретает силы преодолевать ограниченность, прижимающую его к земле и пробуждающую в нем низкие или недобрые мысли и чувства.
Сказал рабби Элазар: "При помощи света, который сотворил Всевышний в первый день, Адам видел от края мира и до края мира. Когда же Всевышний посмотрел на поколение потопа и поколение Вавилонской башни, Он взял и спрятал этот свет для праведников, чтобы они пользовались им в будущем" (Хагига, 12а).
Однажды обратились к Бааль Шем Тову с просьбой разъяснить обстоятельства одного дела. Открыл великий учитель лежавшую перед ним книгу Зогар и рассказал пришедшим к нему людям то, что их интересует, во всех подробностях. Через некоторое время, когда выяснилось, что он совершенно верно описал все обстоятельства дела, спросили у святого праведника: неужели только благодаря тому, что он заглянул в книгу, ему стали известны все детали событий, произошедших далеко от него? Ответил он: "Всевышний спрятал свет для праведников на будущее время. Но куда же Он спрятал этот свет? В Тору. Когда человек учит Тору не в корыстных целях, Всевышний дает ему возможность видеть от края мира и до края, как это было тогда, когда Он еще не спрятал свет".