По всей вероятности, земли Хеврона – города праотцев – были приобретены сионистами в Новое время еще до Петах-Тиквы и Рош-Пины.
Между жителями Петах-Тиквы и Рош-Пины издавна ведется спор: чей город был первым сионистским поселением. Однако купчая, датированная 1807 годом, показывает, что заселение сионистами Земли Израиля началось несколькими десятилетиями раньше семидесятых годов 19 века, когда были приобретены земли Петах-Тиквы и Рош-Пины. Документ, подписанный десятью самыми уважаемыми жителями Хеврона, среди которых и представители Вакфа, свидетельствует о приобретении земель у семьи Кашкуль «по цене двенадцать сотен грошей» («Сефер Хеврон», стр. 50). В купчей отмечено, что отныне земли принадлежат евреям, которые могут распоряжаться ими по своему усмотрению, возводить на них дома или сажать деревья. С еврейской стороны документ подписал «Хаим из Египта, возглавляющий еврейскую общину Хеврона». Это не кто иной как рав Хаим-Йешуа Беджайо, потомок знатного еврейского семейства из Португалии.
Что стоит за этим неожиданным приобретением, совершенным в начале 19 века, и можно ли рассматривать его как первое приобретение сионистов в Земле Израиля, или же речь идет всего лишь о заурядной торговой сделке?
Приобретения и долги
В первые годы 19 века евреи практически не покупали земель в Эрец-Исраэль. Помимо того, что эта тема их не очень занимала, перед ними воздвигала неодолимые препятствия Оттоманская империя: земли в Эрец-Исраэль считались собственностью султана, который сдавал их в аренду, главным образом, для сельскохозяйственных нужд. Обширные земельные участки также преподносились в дар солдатам и офицерам и потому также не подлежали продаже.
История о покупке земель в Хевроне передавалась в семействе Беджайо из уст в уста в течение поколений, наряду с самой купчей, которую хранили как зеницу ока. Вместе с ней хранились документы об аренде и покупке других земельных участков в регионе, среди них свидетельство об аренде участка в 800 дунамов, датируемое 1811 годом. Двое потомков рава Беджайо – Ацмона Ваксман-Шабтай и Давид Бен-Гай – заинтересовались этой необычной сделкой и приступили к исследованию ее подробностей и предпосылок. Результаты своих исследований они представили на втором съезде исследователей Хеврона, состоявшемся летом 2012 года в Кирьят-Арбе.
Документы хевронской еврейской общины того периода свидетельствуют о том, что община была крайне бедна и погрязла в долгах. В числе прочего, был найден документ с просьбой о реструктуризации долга размером в 120 тыс. грошей, обращенной к султану в Константинополь. Еще одна подобная просьба была обращена к хевронским арабам и отклонена. Ходатаи, собиравшие пожертвования для евреев Хеврона в общинах Европы, привозили с собой письма с отчаянными призывами о помощи. Они собирали копейку к копейке, чтобы помочь евреям Хеврона. В свете таких неблагоприятных экономических условий еще острее встает вопрос, зачем евреи Хеврона покупали и брали в аренду столь обширные территории, и как им удавалось оплатить заключенные сделки.
По мнению Ацмоны Ваксман-Шабтай, эти данные свидетельствуют о том, что вышеупомянутую сделку заключил не кто-то из давних жителей Хеврона, а человек, приехавший в город недавно. Кроме прочего, об этом говорит и прозвище подписавшего купчую: Хаим из Египта. Это был, как упоминалось выше, рав Хаим-Йешуа Беджайо.
Рав Беджайо родился в португальском городе Бежа. По всей вероятности, он был потомком семьи марранов, возвратившейся к еврейству. Одна ветвь семейства Беджайо переехала в Землю Израиля и поселилась в Хевроне, а другая отправилась в Египет и обосновалась в Каире и Александрии. Одним из потомков был Хаим Беджайо, житель Хеврона, который в 1756 году отправился в качестве ходатая в еврейские общины Голландии, Франции и Италии, чтобы собрать средства для хевронских евреев. Известно, что во время этого путешествия он давал уроки Торы, а также занимался печатанием молитвенников и других священных книг.
Сионизм Наполеона
Хотя историографию сионизма принято вести с последних десятилетий 19 века, некоторые ученые считают, что дело сионизма зародилось уже в конце 18 века. Точнее, в 1799 году, когда Наполеон Бонапарт прибыл в Землю Израиля. Летом 1798 года Наполеон захватил Египет, и оттуда его войско, которое насчитывало 30 тыс. солдат, отправилось в Святую Землю. Наполеон пересек Синайский полуостров, захватил Яффо и продолжил свой поход на север, к Акко. Во время осады Акко Наполеон написал воззвание к евреям, в котором призывал их принять из его рук захваченные им территории в Земле Израиля и основать на них еврейское государство. Воззвание, французский оригинал которого был утерян, сохранилось в переводе на немецкий язык. Ваксман-Шабтай видит в этом письме Наполеона главный фактор, повлиявший на то, что в начале 19 века евреи стали приезжать в Землю Израиля и покупать там земельные участки. По ее словам, послание Наполеона проникнуто таким жаром, что рядом с ним меркнет даже Декларация Бальфура.
«Израиль – избранный народ! Тираны и завоеватели силой отняли у вас удел отцов ваших, но им не удалось стереть память о вас и ваше национальное существование… А теперь, изгнанники, пробудитесь и возликуйте! Война, подобной которой не было во всей истории человечества, война, призванная защитить народ, чьи враги желают заполучить его исконные земли в качестве трофея… Пробудитесь, пробудитесь! Пробил час, и неизвестно, повторится ли он. Настало время требовать возвращения ваших гражданских прав, которых вы с позором были лишены, права вашего национального существования в своем государстве, подобно всем другим народам, естественного и неограниченного права служить Господу согласно заповедям вашей Торы перед глазами всего мира!»
Вероятнее всего, с помощью этого послания Наполеон стремился мобилизовать в свою армию еврейских солдат, которые помогли бы ему захватить Землю Израиля. Свидетельство о подобном намерении можно найти в письме рава Аарона Бен-Леви из Иерусалима, датированном 1799 годом. В письме рав Бен-Леви призывает евреев записываться в армию Наполеона, чтобы возвратиться в Сион, как в дни Эзры и Нехемьи.
После суровой 54-дневной осады Акко войско Наполеона было вынуждено оставить Землю Израиля. Несмотря на его поражение и возращение в Египет, весть о его послании еще долго сотрясала весь еврейский мир. Оно упомянуто в трудах провозвестников сионизма, таких как рав Цви-Гирш Калишер, рав Йеѓуда Алкалай и Моше Гесс. Его цитировал даже Теодор Герцль. Рав Хаим-Йешуа Беджайо, живший в то время в Египте, несомненно, знал о послании Наполеона, и не исключено, что именно оно повлияло на его желание приобрести земли в Эрец-Исраэль.
Однако рав Хаим-Йешуа Беджайо действовал не в одиночку. Огромное влияние на него оказали слова рава Йеѓуды Бейбаса, внука великого рабби Хаима Бен-Атара, известного как Ор ѓа-хаим, по названию своего труда. Рав Бейбас изучал медицину в итальянском городе Ливорно, затем совершил алию в Святую Землю и под старость поселился в Хевроне. В начале 19 века он отправился в путешествие по еврейским общинам мира, призывая евреев переселяться в Святую Землю, заниматься там земледелием и перестать жить на пожертвования. Рав Йеѓуда Алкалай писал о нем в книге «Даркей ноам», в оригинале написанной на ладино:
«Не могу я утаить слова нравственные и разумные, которые услышал от святого человека, истинного мудреца, преисполненного трепета пред Господом, каббалиста рабби Йеѓуды Бейбаса, да будет вечно хранить его Господь, да возвеличится Имя Его вовеки! Сказал он, что Израиль восстал против Творца нашего… Скитаемся мы из города в город, моля о пропитании, но не идем в Землю Израиля… землю, в которой не в убогости будем есть мы хлеб наш… и там будем мы служить Творцу нашему».
Представляется, что рав Беджайо, который – под влиянием письма Наполеона – решил совершить алию в Землю Израиля из идеологических соображений и поселиться в Хевроне, встретил там рабби Йеѓуду Бейбаса, возвратился под его влиянием в Египет, чтобы собрать средства, и снова приехал в Хеврон, где приобрел земельные участки для еврейской общины города.
Купчая, датированная 1807 годом, относится к землям, расположенным на окраине еврейского квартала Хеврона. В наши дни этот квартал называется «Авраам-авину». Иорданцы, которые правили в Хевроне после англичан, разрушили дома и синагоги, построенные на этих территориях, и построили на развалинах оптовый рынок.
Как упоминалось выше, еще два сохранившихся документа свидетельствуют об аренде огромной территории в 800 дунамов, расположенной на холме Тель-Ромейда. В этих документах данная территория называется «Керем Абу-Дафи», что является искажением ивритского «кевер ави Давид» («могила отца Давида»). Ацмона Ваксман-Шабтай утверждает, что это место было выбрано неслучайно – ведь рав Беджайо мог арендовать и другие места в Хевроне, но он выбрал именно земли, на которых расположены могилы Ишая и Рут. Согласно традиции, в дренвости эти территории принадлежали евреям.
Под документом от 1811 года стоит 11 подписей самых уважаемых горожан и представителей Вакфа. Возможно, позднее возникли сомнения в верности документа, так как 5 лет спустя, в 1816 году, был составлен новый документ, который также свидетельствует об аренде той же самой территории на холме Тель-Ромейда. В документе говорится, что сама территория и оливковые деревья, растущие на ней, «стали собственностью евреев во веки вечные». Этот документ также подписан уважаемыми горожанами и представителями Вакфа.
Таким образом, представляется, что выкуп земель в Эрец-Исраэль начался не в конце 19 века, вопреки общепринятому мнению, а за 70 лет до этого, при покупке земель в Хевроне. Однако в противоположность заселению прибрежной полосы и Галилеи, которое пошло полным ходом, заселение Хеврона не имело продолжения и возобновилось только после Шестидневной войны.
Еврейское присутствие в Хевроне, которое началось в тот день, когда праотец Авраам приобрел пещеру Махпела, чтобы похоронить в ней Сару, длится тысячи лет. В Новое время евреи Хеврона выкупили у арабов множество домов. Вот наиболее значимые из них:
Пещера Махпела
Пещера Махпела и поле вокруг нее были куплены праотцем Авраамом у Эфрона хиттийца за 400 шекелей серебра около 3600 лет назад. Об этом рассказывается в книге Берешит (23:16-17). Здание, которое возвышается сегодня над могилами праотцев, было построено, судя по всему, во времена Хасмонеев. Сегодня оно служит местом молитвы для евреев и арабов.
Kвартал «Авраам авину»
Квартал был возведен на земле, купленной равом Малкиэлем Ашкенази в 1540 году. Современные дома квартала построены в 1989-1999 годах. В квартале расположены жилые дома, синагога, детские сады, офис еврейской общины Хеврона и гостиница. В квартале проживает 25 семей.
Дом Романо
Этот большой дом был построен на земле, которую приобрел в 1912 году рабби Шалом-Дов-Бер Шнеерсон, пятый Любавичский ребе. Дом и сегодня записан как собственность общины хасидов Хабада. Рабби Шалом купил эту землю у сыновей Хаима-Израиля Романо, стамбульского еврея, который купил ее в 1871 году у арабской семьи Абу-Амар. В наши дни в Доме Романо расположена ешива «Шавей Хеврон», в которой учатся около 300 учеников. Вокруг ешивы расположены временные строения, в которых проживают 6 еврейских семей. Неподалеку расположена также армейская база.
Квартал «Бейт-Адасса»
Это группа домов, построенная вокруг здания больницы Адасса. Само здание было возведено в 1873 году на средства евреев Северной Африки. В квартале также расположены Дом Шнеерсона, Дом Кастеля, Дом Хасона и Дом раввинов. Наряду с жилыми домами в квартале имеется музей истории Хеврона, детские ясли и библиотека. Сегодня в квартале проживают около 30 семей.
Квартал Тель-Ромейда («Земли Ишая»)
Квартал расположен на маленькой части земель, приобретенных равом Хаимом Беджайо в 1811-1816 годах. На этих землях евреи посадили оливковые рощи. Во время археологических раскопок там были найдены развалины, датируемые библейским периодом, и надписи на иврите. На холме Тель-Ромейда расположено также древнее строение, в котором, согласно традиции, находятся могилы Ишая и Рут. В квартале проживают 19 семей.
Касба
В период между 1860 и 1910 годами евреи покупали дома в хевронской касбе. Эти дома называются по именам их владельцев: Дом Слонима, Двор каббалистов, хабадская ешива Маген Авот, Дома Гойзмана, Дома Липкина, Дом Ашкенази, Дом Ривлина, Дом Клонского, Дом Бехора Хасона. Сегодня большинство этих домов заперты, и наследники-евреи не имеют возможности вступить в право наследования.
Дома семьи Валеро
Семья Валеро владела крупным банком в Иерусалиме, и арабские должники передали в ее распоряжение дома, расположенные возле хевронской касбы, в качестве уплаты долга. Наследники семьи обратились в суд с требованием получать квартплату от арабских жителей этих домов, однако недавно суд отклонил их требование.
Покупка домов в последние годы
В последние годы евреи приобрели несколько домов у арабов Хеврона: Дом депутатов Кнессета, Дом Шапиро, Дом мира и Дом пещеры Махпела. Однако еврейские жители были изгнаны из этих домов под предлогами политического или юридического характера.
Ципи Шлисель
Журнал «Сгула» № 39