makor_29_3

Ханука в изобразительном искусстве

October 26, 2004 Автор: Ирина Климова - No Comments

 

Во времена гонений от евреев требуется особая верность Традиции и заповедям Торы, даже ценой самопожертвования. История семи еврейских юношей, сыновей Мириам бат Танхум, вошла даже в христианскую традицию – настолько на них произвела впечатление наша верность своим убеждениям. 14 августа учрежден православный праздник в память о юношах, казненных сирийским царем за их отказ склониться перед идолом, и их матери, на глазах которой они погибли. Основная идея Книги Маккавеев, в которой описываются события периода сирийского владычества в Иудее в середине второго века до н.э. – спасение и помощь приходят тогда, когда человек прилагает все силы для борьбы со злом. Подвиг одного героя может сыграть решающую роль, спасение свыше приходит тогда, когда кто-то делает первый отважный шаг. В решающий момент герой находит в себе силы противостоять обстоятельствам.

У истории Юдит (описанной в книге Маккавеев) есть аналог в ТаНаХе. История Юдит (Юдифи) вдохновляла многих великих европейских художников, особенно в эпоху Ренессанса (Италия – 14, 15, 16 века, на север от Альп 15- 16 -ые века). В историю мирового изобразительного искусства вошли произведения Джорджоне, Тициана, Караваджо, Лукаса Кранаха (Старшего). Однако, совершенно очевидно, что сюжет произведений мастеров западноевропейского изобразительного искусства подчинен канону тех школ, которые представляли всемирно известные живописцы. Например, Юдифь Лукаса Кранаха – знатная дама в костюме XV-го – XVI-го веков. Спокойствие лица и жестов никак не соответствуют драматизму сцены, поскольку перед ней лежит как предмет обычного натюрморта голова Олоферна. На полотне Джорджоне Юдифь предстает прекрасной и спокойной, кокетливо попирающей обнаженной ножкой голову Олоферна. В этом есть определенное презрение ко злу: ведь ничто в ее образе не говорит о смятении, о тех эмоциях, которые присущи человеку, оказавшемуся в стане врагов и только что совершившему убийство. Вера в свою правоту и презрение ко злу. Но нееврейский художник изобразил лишь то, что понятно ему, а богобоязненность и скромность он не отразил и лишь из книги Маккавеев мы узнаем, как долго молилась Юдит, держала пост, просила Всевышнего указать ей верный путь, поддержать ее в самый трудный час ее жизни. В ней, отнюдь не было самоуверенности и самонадеянного спокойствия, хотя презрение и отвращение к врагу, пришедшему снизвести на уровень идолопоклонства святой народ, безусловно, возобладали над ее другими чертами характера после совершенного ей деяния.

   Понятную нам трактовку образа героя мы видим в произведении скульптора Бориса Шаца «Матитьягу Хашмонай» – зкспрессия, порыв, змоциональное напряжение вполне соответствуют характеру изображаемого. Скульптура была выставлена на Всемирной выставке в Париже и была отмечена Золотой Медалью. Борис Шац родился в 1864г. в Ковно, в ортодоксальной еврейской семье. Избрав достаточно проблематичную для религиозного еврея профессию, стал учеником известного русского скульптора (кстати, тоже еврея) Марка Антокольского, который вошел в историю мирового изобразительного искусства благодаря созданным им образам русских полководцев и царей. Образы евреев, которые также присутствовали в творчестве скульптора, были созданы не без доли иронии. Однако его ученик Борис Шац, в смысле взгляда на еврея и еврейскую историю пошел по другому пути: героика и масштабность образов, внутреннее достоинство людей – вот что в первую очередь подчеркивал он в своих работах. Сохраняя приверженность еврейской традиции, он внес вклад в развитие не только еврейского изобразительного искусства, но и мировой культуры. Он был одним из основателей Академии искусств Болгарии. Познакомившись с Теодором Герцлем и, проникшись идеями сионизма, в начале века репатриировался в Эрец Исроэль. В 1906 году в Иерусалиме основал Школу «Бецалель». Создание нового еврейского изобразительного искусства, национального стиля стало одной из главных задач этого учебного заведения. Но и возрождению традиционных еврейских ремесел придавалось немалое значение. В мастерских, работавших при школе, создавались еврейские обрядовые предметы, в том числе и ханукальные светильники. Коллекция старых ханукиёт, собранная Шацем стала основой экспозиции ханукальных светильников в Иерусалимском музее Израиля. В коллекции Музея есть также ханукиёт, собранные известным врачом-офтальмологом Альфредом Тихо. В 1914 году он с молодой женой Анной репатриировался в Эрец Исраэль, где на протяжении многих лет лечил как евреев, так и арабов от трахомы, которая свирепствовала в тогдашней Палестине. Получив художественное образование в Европе, его жена Анна стала классиком израильского изобразительного искусства. Музей Анны Тихо находится на ул. Рава Кука в Иерусалиме. В экспозиции музея также есть коллекция ханукальных светильников, собранных Альфредом Тихо.

После победы Хашмонаи пришли в Храм. Они отыскали там восемь железных копий, воткнули их в землю и зажгли на них огни». (Псикта Раббати) Эти строки прекрасно характеризуют глубокий смысл праздника Ханука: военная победа, открывающая путь к духовному возрождению. Менора (светильник) в эпоху второго Храма стала символом иудаизма, силу духа которого невозможно сломить . Первой заботой Хасмонеев после победы было вновь зажечь Менору. Для этих священников родом из Модиина свет в Храме был символом, который принес им победу над многочисленным воинством Антиоха Эпифана . В том, что праздник Ханука длится 8 дней и что в каждый из его дней читают Халель, некоторые еврейские авторы усматривают дублирование торжеств в честь освящения Храма Шломо, которые приходятся на 8 дней праздника Суккот). С тех пор еврейский народ в честь победы духа и в память освобождения Храма каждый год в месяц кислев зажигает ханукальные свечи. Эта традиция сохранялась даже в самые тяжелые для народа времена. Так, когда сын Траяна умер в вечер Хануки, евреи боялись, что разгневают римлян, если будут соблюдать праздник в день их траура. И в Израиле встал вопрос: нужно зажигать ханукальные светильники или нет. И они себе сказали: «Зажжем светильники, будь что будет» (Мидраш Эйха Рабба). В течение многих веков гонений эти маленькие огоньки напоминали о славном прошлом, говорили каждому еврею о духовной миссии его народа и поддерживали надежду на грядущее возрождение. Вот почему заповедь зажигания ханукальных свечей  была всегда дорога каждому еврею; она дает ему возможность вновь приобщиться к духу иудаизма, прославлять его, выражая этим свою солидарность со всем народом Израиля. Поэтому, чтобы придать празднику еще больше торжественности, сделать эту мицву еще более прекрасной во все времена и во всех слоях общества зажигали ханукию, стараясь сделать ее красивой, подчас даже роскошной. Будучи одной из самых распространенных предметов для исполнения заповедей (на каждом еврее лежит обязанность пирсум а-нес – возвещать о чуде), ханукия испытывала влияние почти всех стилей, какие знала диаспора во всех поколениях.

 Мудрецы постановили зажигать ханукию в еврейском доме, чтобы мы поняли, что основой всего нашего духовного достояния является чистота еврейской души. Военная победа Йе’уды Хашмоная, приведшая к освобождению Йерушалаима от сирийских завоевателей и возобновлению служения в Храме (138г. до н.э. по еврейской традиции), не была вечной: государство Хашмонаев просуществовало 103 года и пало из-за междоусобной войны их потомков, изменивших идеалам своих героических предков, подпавших под влияние греческой культуры и примкнувших к секте цадукеев. Продолжать праздновать военную победу после утраты независимости и разрушения Храма было неуместно. И акценты праздника Хануки сместились – и стало понятно, почему мудрецы установили зажигание ханукальной свечи в доме, а не на площадях. В средние века ханукию стали ставить на подставки, прибитые к дверному косяку напротив мезузы. Позже стало принятым зажигать светильник в доме и ставить его на самое видное место, например, на окно, чтобы прохожие могли видеть свет – ведь прославление чуда одно из самых главных правил этого праздника. Нужноупомянуть и о найденных при раскопках в Израиле ханукиях, которые относятся к периоду, последовавшему сразу после победы Маккавеев. Это были светильники из обожженной глины с восьмью гнездами для фитилей. На лицевой стороне был изображен либо Храм, либо семисвечник (восьмисвечник, символизирующий чудо с Менорой). Огонь является одним из двух главных изображений, видоизменения которых мы можем проследить на протяжении двух тысячелетий. Другое изображение – изображение самого Храма, с которым связано название праздника Ханука, то есть «освящение Святилища». Видоизменения этих двух символов – огонь и архитектура – имеют очень длинную историю; оба мотива оставались неизменными, хотя форма ханукии отражала стили разных эпох и окружений. Ханукия – так португальские евреи назвали ханукальную лампу. Это название вошло в современный иврит. Мн. число: «ханукийот».

 Ханукальная лампа представляет собой светильник, который мог быть как настольным так и настенным. Евреи и сегодня празднуют ежегодно Хануку, зажигая восемь огней. Форма ханукии испытала влияние всех стилей, которые знала европейская диаспора за многие века. Поскольку «чудо» произошло в Храме, мастера придавали ханукальным лампам черты храмового зодчества. В каждой ханукие чувствовалось стремление мастера, подчас наивное, изобразить иерусалимский Храм. Примерно с XIII столетия ханукиет изготавливаются из металла. Для украшения светильника мастера использовали образ библейского стиха «…ибо заповедь есть светильник, и наставление – свет…». В декор светильника мастера достаточно часто вводили шрифт. Из принадлежностей обряда, созданных в диаспоре, не дошел ни один предмет, который можно было бы с уверенностью отнести к периоду, предшествовавшему 12 веку. Наиболее древним предметом является ханукия. Она высечена из куска мрамора почти прямоугольной формы. Восемь гнезд для фитилей образуют колоннаду романского стиля, над которой возвышаются три углубления в форме окон. На нижней части высечен текст на иврите в двух строках: «Ки нэр мицва вэ-Тора – ор» («Ибо заповедь есть светильник и наставление». Притчи, глава 6,23). Стиль этой ханукии и форма высеченных в ней букв позволяют отнести ее к 12-13 векам. Ее мрамор из Пиренеев, он напоминает мрамор Арльских саркофагов. Таким образом, самая древняя средневековая ханукия, известная на сегодняшний день, дошла до нас из Франции. Она выполнена в традиции палестинской ханукии, изображающей Храм, но, кроме того, на ней мы впервые встречаем надпись, которая в дальнейшем фигурирует почти на всех средневековых ханукиях вплоть до 16 века. В трактате Шаббат (стр. 23 б) рав Уна толкует этот стих из притчей и усматривает в нем связь с субботними свечами и ханукальными огнями.

      Почти все великолепные бронзовые ханукии средних веков отличаются тем, что в их композицию включена стилизованная архитектура. Желая вызвать в памяти Храм, но не располагая никакой другой моделью для рисунка, ремесленники-мастера вдохновлялись архитектурой городов, в которых жили. Так появлялись восхитительные ханукии в виде готических зданий с круглыми розетами и стрельчатыми окнами. Все эти готические ханукии уже состоят из трех элементов: а) сам светильник (выстроенные в ряд восемь стаканчиков), б) шамаш – стаканчик особого назначения, в) задняя спинка, служившая не только для украшения, но и для подвешивания светильника. И если мраморная ханукия выполнена еще в стал палестинской, то уже с 13 века начинают изготовлять. ханукии из металла. Так, судя по некоторым источникам, знаменитый рабби Меир из Роттенбурга (1220- 1293) зажигал уже не глиняную, а металлическую ханукию. Он предпочитал металл не потому, что, как это полагает М.Ландсбергер, обожженная глина не прочна, но из-за того, что это слишком простой материал, не отвечающий требованию хиддур (чествованию) мицвы (заповеди). Отсюда можно заключить, что речь идет о нововведении, датируемом 13 веком. С применением нового материала меняется и место ханукии. Лампа из обожженной глины или из камня обязательно должна была стоять. Теперь же, прежде всего к ней стали припаивать крючок. Вскоре ему стали придавать орнаментальную форму, и, постепенно видоизменяясь, он превратился в роскошно украшенную заднюю стенку ханукии, которая потом стала служить и отражателем. Ханукию стали вешать на косяк двери, согласно указанию раввинов: «Мезуза – на правом косяке двери, ханукия – на левом». Таким образом, во время праздника символ победы Иуды Маккавея бьет у всех перед глазами.

В ханукие сицилианского типа, датируемой 15 веком, можно еще четко увидеть первоначальное назначение задней стенки. Она почти ничем не украшена, и лишь на верхушке находится стилизованное изображение пламени, символизирующего ханукальные огни. В средневековых ханукиях шамаш находится на одном уровне с восьмью основными стаканчиками. Лишь начиная с 15 века его помещают над ними. В 16 веке литейщики начинают использовать для украшения ханукиот образ, навеянный стихом, который когда-то писали на старинных ханукиях (Притчи 6; 23): «Ибо заповедь – светильник, а Тора – свет…» пламя, поднимающееся из вазы, поддерживаемой двумя львами. В более поздний период, когда на ханукие перестали воспроизводить сам стих из Притчей, смысл символики образа был уже неясен мастерам. В трактате талмуда Шаббат сказано: «Когда сирийцы проникли в Святилище, они осквернили все масло, находившееся там. Хасмонеи, прогнавшие сирийцев, нашли всего лишь один сосуд с маслом, запечатанный печатью Первосвященника. Для поддержания огня в светильнике этого масла могло хватить всего на один день. Но случилось чудо – Менора горела восемь дней (время, необходимое, чтобы приготовить новое ритуальное масло). Годом позже Хасмонеи провозгласили этот день (25 число месяца кислев) днем начала праздника, продолжающегося 8 дней, и в эти дни читается Халлел». (Представлен обзор эволюции ханукийот, стилизованных под архитектурные сооружения). Прежде чем продолжать историю других ханукиот, нужно упомянуть волчок – весьма распространенный и часто красиво выполненный атрибут праздника.

На протяжении многих веков еще одним излюбленным мотивом на ханукальных светильниках был храмовой семисвечник. На старинных ханукиях этот символ встречается даже чаще, чем символ Храма. В дальнейшем он исчезает и вновь появляется в 18 веке в Западной Европе, преимущественно в Германии. В конце 18 века во Франкфурте в многочисленных ювелирных мастерских делали маленькие серебряные ханукии, изображавшие чудо, свершившееся при зажжении Меноры. Такая модель стала очень популярной и часто воспроизводилась во всей Германии и даже в Польше. Некоторые литейщики не ограничивались изображением одной только Меноры как символа чуда. В Италии в 18 веке была создана интересная модель с изображением руки Провидения, которая льет масло и таким образом поддерживает огонь. Особое место занимает голландская ханукия. В этой стране в 17-18 веках для освещения жилищ пользовались настенными подсвечниками, которые назывались «блакер». Бра делалось из серебра или из меди с чеканкой, а задняя стенка служила отражателем. Большинство ханукальных ламп в Голландии делалось в соответствии с этой моделью, с той лишь разницей, что вместо одного или двух мест для свечей тут их было восемь и девятое – для «шамаша». Украшения не всегда были в еврейском духе. Тут можно было встретить и цветы (вероятно, символ Древа жизни), и геометрические фигуры, а иногда и сердце (любимый мотив португальских евреев). Достаточно часто встречаются ханукиет с элементами фамильных гербов. Встречаются ханукии с изображениями, иллюстрирующими Книгу Юдит. Ханука прославляет героизм. Несомненно, поэтому мы видим на некоторых лампах Юдит, отрубающую голову Олоферну.

На светильниках встречаются изображения фигурок солдат, которые, хотя и одеты иногда в наполеоновские мундиры, должны напоминать о хасмонейских войнах. Как уже было сказано, существенным аспектом в еврейской жизни является хиддур мицва – чествование заповеди. Вот почему зажиточные люди заказывали лампы из серебра. Менее состоятельные довольствовались имитацией благородного металла и покупали лампы из олова. Эти светильники, ставшие редкостью из-за непрочности металла, были, как правило, очень скромно украшены и распространены главным образом среди западноевропейских ашкенази. Наиболее распространена в наши дни, но вошла в обиход совсем недавно, ханукия с высокой ножкой, похожая на семисвечник. Раввины опасались этого сходства и поэтому запрещали изготовлять канделябры с семью свечами во избежание всяких недоразумений, которые могли бы показаться святотатством. Запрещение распространялось также на ханукальные светильники с девятью держателями свечей. Первые светильники этого типа, датируемые 16 веком, были сделаны в Италии; сегодня они представляют собой большую редкость. Возможно, что барельеф на арке Тита с изображением храмовой Меноры побудил обитателей римского гетто изображать на своих ханукиях семисвечник из иерусалимского Храма. В синагоге, тем не менее, эта модель была принята. В 17 и 18 веках золотых дел мастера во Франкфурте изготовляли роскошные светильники из серебра. Некогда ханукию имела каждая еврейская семья. В связи с этим в XVIII – XIX вв. они представляли предмет массового производства. На старинных светильниках часто изображали пламя, поднимающееся из стилизованной вазы, которую поддерживали два геральдических льва. Со временем изображение пламени исчезает, львы становятся элементом украшения, а пространство заполняется цветами, фруктами, розетками в стиле итальянского Возрождения.

В собрании еврейского серебра Музея исторических драгоценностей Украины хранится 5 ханукальных ламп: четыре выполнены мастерами Польши второй половины XIX в., одна – мастерами Австро-Венгрии. Амстердамская община владела прекрасными серебряными светильниками; в Польше они отливались из бронзы. В 19 веке, когда стали пользоваться свечами вместо масла (хиддур мицва ба шемен – чтобы выполнить мицву как следует, нужно пользоваться маслом, утверждали раввинские авторитеты), из соображений удобства предпочтение отдавалось ханукие в форме канделябра. Форма канделябра осталась памятником великолепного прошлого и стала гербом возрожденного Государства Израиль. Но вместе с масляной лампадой ушла в прошлое и очень древняя еврейская традиция. Среди ювелиров польской столицы были великолепные мастера, работавшие над предметами традиционного еврейского ассортимента. Богатством форм в сочетании с выверенностью и точностью каждого штриха отличаются, например, изделия Герша Шильдберга, Шмуэля Шкарлата, Антона Ридля. В течение одного лишь девятнадцатого столетия из большинства традиционных вещей ушли зооморфные мотивы, сочетание сложных многодельных техник, а затем и сам материал: с середины века серебро все больше заменяется посеребренной медью и латунью, белым металлом. В ханукиях и подсвечниках этого времени гравировка и чеканка постепенно вытесняются выколоткой и даже штампом. Однако, справедливости ради, надо сказать, что ремесленное начало, рука мастера никогда не уходят из этих вещей окончательно. В новой эстетике механизированного изготовления вещей были свой стиль и свои возможности. Во всяком случае, еврейское серебро, или подражающие ему посеребренные изделия варшавских мастеров прошлого века обладают выраженной стилистикой и сразу узнаются в любом окружении.

  

 Список литературы, использованной в лекции: Синило Г. «Древние литературы Ближнего Востока и мир ТаНаХа». Минск, «Экономпресс»1998г.

Искусство в еврейской традиции. В. Клаксбальд «Ханука в еврейском искусстве». Библиотека «Алия», 1980г.

А. Канцедикас, Е. Волковинская, Т.Романовская Шедевры мирового искусства «Серебро» «Девять мер красоты» (рассказы о культуре)

Иосиф Лещинский. Изобразительное искусство. Иерусалим. «Тарбут» 1987г.