На этой неделе мы отмечаем самый таинственный из еврейских праздников – Ту Би-Шват, известный также как новый год деревьев.
Хотя слово «тубишват» и отдает чем-то загадочным, расшифровывается название праздника очень просто – «15-й день в месяце шват» (в иврите, где числа обозначаются буквами, сочетание «ту» – «тэт-вав» – соответствует числу 15).
В Ту Би-Шват нет ни запрещенных работ, ни длинных молитв. Основной обычай праздника – съесть как можно больше разновидностей фруктов и плодов – вполне приемлем даже для людей, далеких от иудаизма.
Понятно, однако, что Мудрецы не установили бы праздник только ради того, чтобы мы в этот день ели фрукты. Итак, что мы отмечаем в Ту Би-Шват?
Зачем нужен Ту Би-Шват
Ту Би-Шват впервые упомянут в Мишне – своде законов Устной Торы, в трактате «Рош а-Шана», где говорится о четырех началах года в нашем календаре:
«Есть четыре новых года: 1 нисана – новый год царей и праздников, 1 элула – новый год для десятины скота (…) 1 тишрея – новый год счета годов, юбилеев, посадки деревьев и овощей. 1-е швата – новый год деревьев по мнению школы Шамая, а школа Гилеля говорит: 15-го швата».
Мишна говорит о датах и никак не касается внутреннего содержания Ту Би-Шват. Отметим: еврейские мудрецы вовсе не искали какую-то условную дату, чтобы отмечать ее в качестве «начала календаря» – с «Голубым огоньком» и кашерным шампанским. Все четыре даты, упомянутых Мишной, имеют практический смысл в рамках еврейского закона и позволяют ответить на важные вопросы, например, когда отмечать праздники, когда начинается и заканчивается 7-й год (шмита) или 50-й год – юбилей; с какого момента можно есть урожай плодовых деревьев; какой приплод скота отделять в качестве десятины и т.д.
Подобное практическое значение имеет и Ту Би-Шват. Тора обязывает каждого еврея в Земле Израиля отделять от урожая маасэр – «десятину» – и передавать ее левитам, беднякам, сиротам – «дабы благословил тебя Г-сподь, Б-г твой, во всяком деле рук твоих, которое ты будешь делать» (Дварим 14:29). Смысл этой заповеди в том, чтобы мы помнили: настоящий хозяин этой Земли – Всевышний, а еврейский народ – только пользователь, получивший ее для обработки. Собрав урожай, надо возвратить его часть хозяину – т.е. использовать одну десятую своего дохода для реализации Б-жественныx принципов на земле: обеспечения службы в Храме и установления социальной справедливости. Десятина должна отделяться каждый год от урожая именно этого года – нельзя отдать ее на много лет вперед или достать из подвала остатки прошлогодних фруктов. Поэтому для мудрецов так важно было установить дату, чтобы все плоды, завязавшиеся после нее, считались плодами нового урожая. Эта дата – 15-й день месяца шват.
О чем спорят мудрецы?
Понятно, почему для нового года деревьев был выбран конец зимы – тот момент, когда природа только-только начинает пробуждаться. В этот момент все плоды предыдущего урожая уже собраны или опали, а все новые плоды безусловно будут относиться к урожаю нового года. Талмуд объясняет, что к Ту Би-Шват в Земле Израиля выпадает подавляющее большинство дождей – т.е. деревья получают весь потенциал той живительной силы, которая позволит им вновь плодоносить.
Но о чем тогда спорит школа Шамая со школой Гилеля? Неужели суть спора мудрецов в том, что они не могли определить, к какой дате выпадает большинство дождей – к 1-му или к 15-му дню месяца шват? Ведь существует важный принцип толкования Мишны: мудрецы никогда не спорят о реальной действительности – их споры всегда касаются внутренней трактовки.
Спор учеников Шамая и Гилеля имеет несколько объяснений, но мне бы хотелось привести одно из них. Согласно этому объяснению, школа Шамая полагает, что за начало отсчета следует принять 1 швата – тот день, когда в деревьях начинается внутренний процесс обновления: оживает их корневая система и прожилки начинают наполняться водой. Школа же Гилеля считает, что следует дождаться первых результатов этого процесса, того момента, когда внутреннее возрождение станет очевидным – 15 швата, дня, когда на деревьях распустятся новые почки. Как известно, закон был принят в соответствии с мнением школы Гилеля. А теперь, сохраняя в уме эту трактовку спора мудрецов, обратим наши взоры на историю праздника.
Время сажать деревья
Поскольку десятина не отделяется за пределами Земли Израиля, в изгнании не было практической необходимости помнить о Ту Би-Шват, и в средние века этот день практически никак не отмечался – по обычаю сефардов, в Ту Би-Шват можно было даже поститься. У ашкеназских евреев, правда, сохранялся обычай есть в этот день те семь видов плодов, которыми славится Земля Израиля – в соответствии со стихом Торы: «Ибо Г-сподь, Б-г твой, ведет тебя в землю хорошую, в землю пшеницы, и ячменя, и виноградных лоз, и инжира, и гранатов, в землю масличных деревьев и финикового меда» (Дварим 8:7).
Обычай устраивать в Ту Би-Шват особенную трапезу установил Аризаль и каббалисты города Цфат в 16-м веке. Мудрецы Цфата не только считали этот день очень важным, но даже составили особый седер Ту Би-Швата, во многом похожий на пасхальный. Они ввели обычай есть в этот день 30 видов плодов, пить 4 бокала вина, читать отрывки из Танаха и Талмуда.
Вспомним тот факт, что школа Цфата была первым примером возрождения еврейской духовности в Земле Израиля после 1500 лет изгнания, – возрождения настолько масштабного, что мудрецы Цфата даже пытались восстановить Санэдрин – верховный суд мудрецов, существовавший во времена Храма. И именно это поколение посчитало нужным начать праздновать Ту Би-Шват!
Однако по-настоящему Ту Би-Шват стал популярным и был принят еврейским миром в последние 100 лет – те самые 100 лет, за которые произошло массовое возвращение евреев в Землю Израиля и превращение ее из пустыни в цветущий сад. И главный атрибут Ту Би-Швата сегодня – это даже не каббалистический седер, а обычай сажать деревья. В этот день десятки тысяч людей сажают свои саженцы во всех уголках Израиля. Так день технической «перемены дат» стал днем возрождения Сада – праздником связи народа Израиля со своей Землей.
В приведенном объяснении мнения школы Гилеля можно увидеть намек на то, почему раньше евреи не праздновали Ту Би-Шват столь широко. Потенциал возрождения, начало избавления всегда заложены Творцом в глубине и заранее («1 швата»). Но время нового отсчета, время праздновать Ту Би-Шват приходит тогда, когда признаки возрождения выходят наружу – и деревья начинают пускать новые побеги!
В Талмyде сказано: «Нет более очевидного признака приближающегося избавления, чем расцвет страны Израиля, как сказано у пророка Йеxезкеля (36:8): «А теперь, горы Израиля, распустите ветви свои, ибо ваши плоды будете приносить народу Моему, Израилю, ибо вот он приближается»»