408

Гиюр в еврейской традиции

July 26, 2003 Автор: рав Шимон Ар-Шалом - No Comments

Расскажите, пожалуйста, о происходящих сейчас в Израиле дискуссиях по поводу перехода в еврейство, «гиюра». Возможны ли облегчения в этом вопросе, и как это трактует традиция?
Вадим Березинец, г. Жидачев

Отвечает рав Шимон Ар-Шалом,
глава представительства раввинских судов Израиля в Украине:

Гиюр – уникальное явление, свойственное только еврейскому народу. Подобная возможность изменения национальности отсутствует в других культурах. Там существует понятие перехода в другую религию, но подобный переход определяет лишь формальную принадлежность к религиозной конфессии.
Гиюр в еврейской традиции – это глубокий индивидуальный духовный процесс, в результате которого человек преображается, обретает совершенно иную внутреннюю сущность, другие убеждения и образ жизни, которые диктует ему Закон Торы.
Вообще-то принятие еврейства – это исключительное, неординарное решение человека. Как правило, мы верим в то, что каждый человек из любого народа имеет возможность развивать и совершенствовать свои моральные качества и выполнять волю Творца, будучи тем, кем он создан. Из этого вытекает и общее уважение, которое, согласно нашей традиции, мы испытываем к любому человеку, и нежелание еврейского народа ущемлять чужие права, захватывать чужую землю и т.д. Сказал рабби Акива: «Любим человек, созданный по образу и подобию…» (Авот 3:14). Каждый человек обладает свободой выбора, чтобы привносить добро в этот мир, и каждый может стать праведником, реализуя свои особые национальные таланты и качества.
Что же приводит человека к незаурядному решению – порвать со своим народом и искать новый духовный и национальный дом в Народе Израиля?
Причиной такого шага может быть только сильное, осознанное стремление присоединиться к Народу Торы, избранному Всевышним для воплощения высших божественных идеалов не только в личной, но и в национальной жизни. Человек должен осознавать, что на его плечи ложится огромная ответственность за многочисленные поступки и правила поведения, которые в прошлом не имели столь большого значения. Только такое желание, по сравнению с которым все остальное отходит на второй план, может побудить человека стать на такой нелегкий путь и пройти его достойно.
В нашей истории известно много выдающихся примеров людей, принявших решение стать евреями вопреки угрозам и риску, терявших при этом все блага этого мира, знатное имя и почет: моавитянка Рут, ставшая прототипом праведного гиюра, Онкелос (переводчик Торы на арамейский), великие мудрецы Шмая и Автальон…
Более 200 лет назад еврейский мир был потрясен историей Авраама, сына Авраама (графа Валентина Потоцкого). Представитель знатной польской семьи по глубокому убеждению оставил католичество, изучал Тору и прошел гиюр. Его учителем был Виленский Гаон. Авраам стал сыном еврейского народа, зная, что он теряет все и рискует жизнью, и вместе с тем осознавая, что иначе не может. После доноса он был арестован церковью. Ему предложили отказаться от еврейства и вернуться к христианству и к своему титулу. В противном случае ему грозила казнь. Авраам, сын Авраама решил, что на него Всевышний возложил исполнение тяжелейшей заповеди – освящения Имени Творца во имя веры. Он, не сомневаясь, отказался от всех заманчивых предложений. В праздник Шавуот он был публично сожжен на центральной площади в Вильно, с восклицанием «Шма, Исраэль…» на устах. Его самопожертвование и героическая смерть ради веры, ради вечных идеалов присоединились к страданиям и самоотверженности Народа Израиля в странах рассеяния во все века, к заслугам многих праведников, не покорившихся врагам и освящавшим Имя Творца.
Такой пример может приблизить нас к пониманию того, что же такое гиюр. Это – стремление всего существа человека. На этом примере мы, евреи, можем познать глубже и суть нашего еврейства.
Тора велит нам проявлять особую высокую степень любви к «герам» (принявшим гиюр), «ибо пришельцем ты был в земле египетской» (Ваикра 19:34; Дварим 10:19). Пишет Рамбам: «Всевышний дал повеление о любви к герам так же, как дал повеление о любви к Себе…» (Рамбам, Деот 6:4). Тора пишет: «Одна Тора и один закон будет для вас и для пришельца, живущего с вами» (Бемидбар 15:16).
Итак, из вышесказанного ясно, почему еврейская традиция никогда не пыталась привлекать к себе другие народы. Во-первых, это было бы неверием в то, что каждому народу дан путь добродетели, и неуважением к праведникам из других народов. Во-вторых, гиюр – это глубоко индивидуальное перерождение, требующее сосредоточенной учебы и приобретения твердых убеждений и навыков поведения согласно еврейскому Закону. Поэтому никакое внешнее влияние или давление не могут иметь здесь место, они попросту бессмысленны и абсолютно не помогают делу. Наоборот, часто человеку ставятся препятствия на этом пути, чтобы помочь ему выяснить, было ли его решение достаточно взрослым, бескорыстным и обоснованным.
Наше серьезное и внимательное, иногда пристрастное, отношение к этому вопросу также отражает то, насколько мы ценим и дорожим теми нашими братьями и сестрами, которые сознательно выбрали для себя этот путь, прошли все испытания и присоединились к нашему народу. Эту духовную драгоценность, великий подарок, принесенный ими, наш народ вечно несет в своем сердце. Его цена никогда не упадет, не станет он общедоступным товаром.
Ввиду всего вышесказанного гиюр по сути своей не может стать инструментом тех или иных политических интересов. Сам гиюр – понятие внутригалахическое. Его содержание и действительную силу Тора отдает всецело в приоритет уполномоченному раввинскому суду, который в этом случае действует от имени всего еврейского народа и никак не зависит от влияния других инстанций.
Сегодня, когда прохождение гиюра уже не связано с риском для жизни или другими опасностями, его законы действуют так же. В Израиле действуют Суды Раввината по делам гиюра. Каждый человек, желающий серьезно войти в еврейский народ, практически имеет возможность учиться и узнать, как это делается. Вместе с тем мы понимаем, что гиюр – это не условность, а объективное изменение в человеке, которое должно соответствовать требованиям нашей традиции и, очевидно, подходит далеко не каждому.
Гиюр – это полноценное присоединение к еврейской общине. Его обсуждение никак не может вносить раскол в ряды евреев. Напротив, он должен прибавлять нашему народу ощущение самобытности, единства и сплоченности

Моавитянка Рут