Уникальность понятия «Израиль», которое совмещает народ, религию, государство и культуру, привело к определению различных моделей возможных соотношений между ними. Можно расположить эти модели на шкале, один край которой – «государство всех граждан»: нейтральное с культурной и национальной точки зрения и предоставляющее равные возможности всем его членам вне зависимости от их происхождения, вероисповедания и т. д. Противоположная модель – «государство Алахи», представляющееся некоторыми как чудовище наподобие фундаменталистского Ирана, а другими – как некий идеал, однако с весьма широкими и нечеткими контурами. Между этими полюсами находят себе место две дополнительных, «умеренных» модели: «государство евреев» и «еврейское государство». Последнее различие, на первый взгляд, кажется искуственным: как же государство евреев может быть нееврейским? И разве возможно отделить национальное происхождение от духа? «Государство евреев» воспринимается, однако, существенной частью израильского общества как вполне реальная опция, что-то вроде Швейцарии, заселённой одними евреями.
На протяжении последних двух поколений большинство идеологических споров развивалось именно между этими средними, умеренными моделями – две же крайние носили в основном теоретический характер, и их приверженцы не имели особого влияния в израильской политике.
С начала 1990-х произошёл существенный сдвиг в сторону «государства всех граждан». Причин сему весьма много: от глобализации и смены национальных идеалов универсально-индивидуалистскими – до проведения израильским Верховным судом так называемой конституционной революции и сопровождавшего её духа пост-сионизма. Однако подоплёкой является практическая невозможность существования государства, которое было бы только «государством евреев», неким убежищем Israel Light. Определив себя в качестве еврейского только по происхождению, а не по призванию и духу, Израиль на самом деле передал определение своего будущего в руки чужих идеалов и интересов, которых, кстати, он придерживается с типично еврейской самоотверженностью… Эти чужие идеалы со временем привели к ослаблению Израиля не только как еврейского государства, но и как «государства евреев». Иными словами, реализуя нееврейские идеалы с еврейским остервенением, Израиль нанёс ущерб не только еврейским ценностям, но и самим элементарным еврейским интересам, как коллективным, так и индивидуальным: пострадали его безопасность, социальная сплочённость, а в последнее время – и территориальная целостность, и т. д… Государство впало в тяжёлую форму шизофрении, при которой голова действует против интересов тела. Верховный Суд ставит под угрозу жизнь израильских граждан, заставляя правительство то передвинуть, то разрушить отрезки стены, призванной защитить их от террора; СМИ стремятся очернить армию, освещая часто надуманные случаи издевательства над арестованными арабскими террористами или гражданами на блокпостах; юридический советних правительства требует, чтобы земли фонда «Керен Кайемет», купленные евреями для евреев, продавались также и арабам; экс-министр и лидер крайне левой партии «Яхад» Йоси Бейлин, узнав летом 2003 г. о готовящейся операции по аресту и уничтожению 25 главарей «ХАМАСа» в Газе, выдал секретную информацию США – и операция была отменена… Государственные элиты, руководствующиеся импортированными идеологиями и частными интересами, определяют антинациональную политику. Подавляющее большинство народа инстинктивно чует, что страну ведут не те и не туда, но в силу навязанного сверху искуственного консенсуса элит (большинство из которых не избираются), не смеет выразить свои мысли и чувства.
Ведя дискуссии в группах светских и религиозных израильтян, я не раз был свидетелем затруднительного положения, в котором оказывались участники, когда им задавался вопрос: «Готов ли ты, чтобы президент страны, премьер-министр или председатель Верховного Суда был арабом?». Или: «Как следует поступить солдату, который ради предотвращения угрозы евреям должен открыть огонь по террористу, окружённому арабскими детьми?» Затруднение участвующих объяснялось ярлыком, который приклеивает навязанная сверху ультра-гуманистическая идеология на все позиции, основанные на прежде всего еврейских интересах и ценностях.
Последние годы (и особенно последние месяцы), как никогда раньше, выявили необходимость вернуть еврейскому национальному телу еврейскую голову. К этому выводу пришли пока те, кто ощутил на собственной шкуре результаты национального раздвоения личности. Однако рано или поздно к нему придут все те, кому дорога их еврейская шкура и которым скоро окончательно надоест ей рисковать ради очередных попыток воплощения в действительность утопий, напрочь отрезанных от реальности (или, иначе говоря, «рисковать ради мира»).
57 лет подряд религиозный сионизм провозглашает святость Государства Израиля. Пришла пора на деле освятить еврейским духом все сферы деятельности этого государства – выработать еврейскую теорию власти, обороны, экономической системы, образования, экологии, развить еврейское искусство и литературу, театр и музыку, вдохнуть в будущее этого государства идеалы народа Израиля и таким образом предоставить необходимое «еврейское государство» «государству евреев».