Два пути исправления мира

Два пути исправления мира

December 4, 2004 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

"И остался Яаков один и боролся с ним человек:" (Берешит, 32:25). Он отказался от защиты Вс-вышнего. Ведь ангелы шли с ним целым станом, окружая его со всех сторон, а он предпочел остаться один. Он поборол ангела дурного начала силами своей души, не обращаясь с молитвой ко Вс-вышнему. И с этого момента он поверил, что зло можно преодолеть в открытом столкновении с ним. И, если он смог победить дурное начало в себе, точно так же он сможет победить его во всем мире.

"И пришел Яаков цельным в Шхем". (Берешит, 33:18). Цельным, праведным и самодостаточным. Точнее, с ощущением самодостаточности. И в том, чтобы решать все проблемы своими силами, он видел обязанность перед лицом Тв-рца. Он не пошел сразу в Бейт Эль, куда должен был отправиться сразу же по возвращении на Землю Израиля, чтобы принести там жертвы, как он обещал Вс-вышнему, пробудившись ото сна на Храмовой горе двадцать лет назад (когда, уснув по дороге в Падан Арам, он видел пророческий сон, в котором ему была обещана защита).

Теперь, по возвращении, принесение жертв не казалось ему столь обязательным. Нет, он не отказался от обета. Но, когда человек занят одной заповедью, он свободен от исполнения другой. Конечно же, люди всегда занимаются более важными делами, отодвигая менее важные на потом. И вот он купил участок поля в Шхеме и задержался там. Он хотел начать преобразование мира с самого простого: с честности в торговле, доброты в отношениях между людьми. И тогда, считал он, мир очень быстро станет прекрасным местом. Люди, зарабатывающие своим трудом, привыкшие к честным отношениям, исключат из своей жизни злодейство и сделают его неприемлемым (Мидраш, рав Кук).

Только после того, как он закончит свою миссию, он отправится в Бейт Эль и выполнит свой обет. Так полагал Яаков.

История с Диной и, как следствие, разрушение Шхема положили этому конец и заставили вспомнить, что без Вс-вышнего человек не может исправить мир.

Шимон и Леви вырезали жителей города Шхем, и Яаков осудил их. Нет, не за то, что они отомстили за сестру и восстановили справедливость, а за то, что они положили конец его плану преобразования мира добром. Кто поверит его добрым намерениям после того, как его сыновья вырезали целый город? Безусловно, злодеи заслуживают наказания, но Яаков прежде хотел все обдумать и поэтому ничего не ответил Шхему и Хамору, которые попросили у него Дину. Ведь чувство мести, столь естественное для человека в такой ситуации, не может стать мотивом поведения, когда речь идет о судьбах всего мира. Но, с другой стороны, разве можно научить людей добру, если они подчиняются своим страстям и готовы на насилие ради их удовлетворения, если обман и хитрость давно стали единственными принципами общения?

С подобной же проблемой в свое время столкнулся Авраама. Вопреки повелению Вс-вышнего остаться одному, он обращался к окружающим и держал свой шатер открытым с четырех сторон. Пока не пришли цари воевать с жителями Сдомской долины и не захватили Лота. Тогда Аврааму пришлось встать на военную тропу и гнаться за чужеземным войском, и нападать, и убивать. Вернувшись с победоносной войны, он испугался. Прежде всего, ему стало страшно за свое дело. Он, учитель добра, убил людей. И Вс-вышний говорит ему: "Не бойся, Авраам, Я щит тебе" (Берешит, 15:11). Вс-вышний защищает не только тех, кто творит добро, но и тех, кто борется со злом.

Яаков поднимается и идет в Бейт Эль, чтобы принести жертвы. Вскоре после этого умерла Рахель. Мидраш говорит о том, что это стало наказанием за опоздание исполнить обет принесения жертв. Разумеется, произошедшее – не месть Небес. Какая-то огромная проблема, связанная также с Рахель, скрывается за опозданием с принесением жертв.

Рахель – женщина действия, рассчитывавшая на свои силы. Она требовала от Яакова, чтобы он "дал ей детей". И Яаков ответил: "Разве я тебе вместо Вс-сильного?" Он хотел дать ей понять, что следует молиться Вс-вышнему. Следовательно, у Рахель была склонность к решению всех проблем самостоятельно, без непосредственного обращения к Б-гу. Это не неверие. Это представление о месте человека в мире. Она выпрашивает у Леи дудаим – растения, помогающие женщинам от бесплодия, и полагается на их действие. Она крадет инструменты гадания Лавана, не полагаясь на обещанную Вс-вышним защиту и беспокоясь, что Лаван через гадание узнает о побеге Яакова, и выяснит, в каком направлении он движется. А ведь она знала о пророческом сне, в котором Яакову было велено возвращаться на землю праотцев. Рахель – это линия простого земного пути, когда человек не считает себя достойным Б-жественной помощи и полагается исключительно на свои силы.

Лея – совсем другая. Узнав о том, что предназначена злодею Эсаву, она плакала и выплакала все глаза. Лея молилась, но ничего не предпринимала. И когда ситуация сложилась так, что она должна была встать под брачный балдахин с Яаковом, именно Рахель помогла ей и научила, что предпринять, чтобы Яаков не узнал ее, а принял за Рахель: она передала ей те признаки – "пароль" – которые сообщил ей Яаков при первой встрече. (Он рассказал ей о заповеди субботних свечей, заповеди сохранения семейной чистоты и отделения халы.) И вот вновь – молитва Леи и действия Рахель, меняющие ситуацию решительностью, сообразительностью и самостоятельностью. Яаков любит Рахель не только за ее внешнюю красоту, но, прежде всего за то, что она идет тем же путем, которым идет он сам.

Около Шхема Яаков призывает выбросить все чужие божества, которые попали в его дом как добыча в день разграбления Шхема. Он закопал всех идолов и все, что связано с ними. Там же были закопаны и предметы для гадания, похищенные Рахелью у Лавана. Это не только отказ от идолопоклонства – это изменение жизненного пути, признание того, что молиться нужно не только тогда, когда ты просишь защиты и у тебя нет другого выхода, чтобы спастись, но и тогда, когда исполняешь Б-жественное повеление и собираешься преобразовать мир. Человек не может делать все сам и рассчитывать, что Вс-вышний ему поможет без прямого обращения к Нему.

Но он не оставил идею преобразования мира, начиная с самого простого: торговли, отношений в семье, государственных структур, и после смерти Рахель. Перед выбором его ставят собственные сыновья.

Мир или война? Это спор между Шимоном и Леви – с одной стороны и Йосефом – с другой. Шимон и Леви готовы искоренить любое зло из мира. Леви мечтает посвятить свою жизнь служению Вс-вышнему, чтобы духовный свет распространился в мире. Любое зло, которое мешает этому, по его мнению, должно быть устранено. Йосеф мечтает о благословениях, которые распространятся во всем мире. Яаков – на стороне Йосефа.

Он выделяет Йосефа и дает ему преимущества перед другими братьями. Он надеется на то, что праведник Йосеф преобразует мир благословением: если увидят, что от праведника зависит урожай, достаток, удача и благополучие людей, все покорятся ему и будут приходить за благословениями, а он будет учить их правилам жизни, установленным самим Вс-вышним. А те, кто не придет к праведнику, не получат дождя, и голод будет мучить их, даже если они будут жить в Египте, напоенном водами Нила. Это напоминает планы его отца Ицхака, который хотел заставить весь мир повиноваться Эсаву, считая с помощью силы и страха искоренить все зло. Но благословения Эсава были отобраны – Вс-вышний открыл глаза Ицхака, и тот увидел, какова природа Яакова, и какова настоящая природа Эсава.

Вс-вышний не желает исправления мира ни из-за страха, ни из-за изобилия, которое дается как благословение за подчинение праведнику. Ни кнута, ни пряника. Ему необходим только искренний диалог с человеком, который не зависит от внешних обстоятельств – страха или достатка. Нужно искать какой-то другой путь, методы проникновения в самую душу человека.