Комментарии |
|
12.СКАЗАЛ РАЗУМ: В первую очередь необходимо разобраться с сущностью человека4 и миссией, возложенной на него, чтобы понять, в чем заключается желаемый результат всего этого.4* 13.СКАЗАЛА ДУША: Эти вопросы действительно требуют детального рассмотрения. 14.СКАЗАЛ РАЗУМ: Фундамент, на котором стоит все здание5 – это воля Всевышнего, чтобы человек совершенствовал себя и все созданное для него5*, и это само по себе будет его заслугой и его наградой6. Заслугой – потому что он сам прикладывает усилия для достижения совершенства, и достигнув его, насладится только плодами своего труда и своей долей в работе. Наградой – потому что в конце концов он станет совершенным[1] и будет наслаждаться этим вечно. 15.СКАЗАЛА ДУША: Фундамент6* этот, очевидно, включает в себя многие аспекты, которые я постигну, увидев здание, на нем возведенное. Один общий вопрос хочу, однако, задать немедленно: есть ли объяснение тому, что замысел Всевышнего был именно таким? 16.СКАЗАЛ РАЗУМ: Причина проста, она связана с ответом на другой вопрос: для чего Создатель, благословен Он, создал нас? 17.СКАЗАЛА ДУША: Так дай же ответ на оба этих вопроса. 18.СКАЗАЛ РАЗУМ: То, что доступно здесь нашему пониманию[2] – это то, что Милосердный, благословен Он, есть совершенное добро, а свойство добра – нести добро другим. В этом замысел Всевышнего – сотворить создания, чтобы нести им добро[3]. Ведь если нет того, кто получит добро – нет благодеяния. Однако для того, чтобы добро было совершенным, как знал Он в своей непостижимой мудрости, созданные должны заслужить добро своим трудом. Только тогда они станут истинными хозяевами добра, и не будет у них стыда, как у получающих милостыню. Об этом сказано (Иерусалимский Талмуд, Орла 1:3)[4]: <Тот, кто ест чужое, стыдится посмотреть в лицо дающему>. 19.СКАЗАЛА ДУША: Сердце принимает твое объяснение, теперь продолжай7. 20.СКАЗАЛ РАЗУМ: Из предисловия, сделанного нами,8 следует, что объектом нашего исследования, требующим глубокого понимания, является несовершенство,8* изначально заложенное в творении, и его исправление. 21.СКАЗАЛА ДУША: Я думаю, что сначала надо понять природу совершенства, которого достигнет человек, когда выполнит свою миссию и освободится от трудов. Тогда все, упомянутое нами выше, прояснится само собой. Ведь это очевидно: то, чего достигнет человек в конце, и есть то, чего недостает ему в начале, и раз уж этого недостает, нужно стремиться приобрести его. 22.СКАЗАЛ РАЗУМ: Верно говоришь. Однако в нынешнем состоянии мы можем понять совершенство только в общем виде9, и не можем понять его частности. Но, с другой стороны, общего знания о совершенстве достаточно, чтобы понять несовершенство во всех его аспектах. Ведь, в конце концов, любое несовершенство – это отсутствие совершенства. 23.СКАЗАЛА ДУША: Тогда говори о совершенстве. 24.СКАЗАЛ РАЗУМ: Что есть искомое совершенство, несложно увидеть в Танахе и понять разумом. Суть его проста – причастность человека к святости Всевышнего[5], благословен Он, и наслаждение постижением славы Творца без каких-либо преград и препятствий. Вот как написано об этом в Танахе: <Тогда насладишься в Господе> (Йешаягу 58:14), <Сядут праведные перед лицом Твоим> (Псалмы 140:14), <Полнота радостей перед Тобой> (Псалмы 16:11). И есть еще много подобных мест, они на каждом шагу в словах пророков и писаниях, открой книги и увидь. И в словах мудрецов ты увидишь это: <Нет в будущем мире ни еды, ни питья, только праведники, увенчанные коронами, наслаждаются присутствием Всевышнего> (Брахот 17а). И рассуждая, ты придешь к тому же. Душа человека – не что иное как часть самого Всесильного, и все, к чему она стремится – вернуться к своему источнику и постичь его. Такова природа любого порожденного объекта – стремиться к породившему его, и нет ему покоя, пока не достигнет этого. И хотя, будучи погружены в недостатки, мы не в состоянии прочувствовать, как проявится причастность к Творцу и что такое постижение Его, сами недостатки могут быть поняты нами. Так же как совершенство – причастность к Творцу, так недостатки – удаленность от Него и любые преграды, стоящие между нами и Ним, благословен Он. Это преграды, из-за которых невозможна близость в той степени, в которой она будет возможна после их устранения. Это, собственно, и есть несовершенство, которое мы должны стараться устранить, стремясь к совершенству10. 25.СКАЗАЛА ДУША: Что за предисловие? 26.СКАЗАЛ РАЗУМ: Создатель, благословен Он, безусловно мог создать человека и все созданное вместе с ним абсолютно совершенным. Более того, это было бы естественно для Него, ведь Он, благословенный, обладает всеми видами совершенства, а значит, и дела Его должны быть абсолютно совершенны. Однако решил Он в своей мудрости дать человеку возможность восполнить себя и создал его несовершенным. То есть Творец как будто сдержал Свое совершенство и безграничную доброту так, чтобы творить не всей силой, а только в той мере, которую определил Его непостижимый разум. 27.СКАЗАЛА ДУША: Сказанное тобой не подлежит сомнению, ведь то, что Создатель всемогущ во всех отношениях и Его возможности не поддаются никаким ограничениям, является одной из основ веры. И все, что видим мы, созданное в определенной мере и границах, не отражает истинную мощь Его, а соразмерно замыслу. 28.СКАЗАЛ РАЗУМ: Теперь сформулируем вкратце рассмотренный принцип, с тем чтобы перейти к следующему положению, не менее важному. 29.СКАЗАЛА ДУША: А теперь выслушаем следующее положение, о котором ты говорил. 30.СКАЗАЛ РАЗУМ: Настало время понять, где человек находит силу, позволяющую ему восполнить свои недостатки, если он создан несовершенным12! Однако предупреждаю тебя: задав этот вопрос, мы отправляемся в море огромное и неизведанное, поскольку много очень серьезных понятий предстоит освоить нам, пока не доберемся до ответа. И тебе придется запастись терпением для понимания вещей в нужном порядке. Таков путь мудрости – постигать идеи одну за другой, до тех пор, пока в конце они не соединятся воедино в свете совершенного знания, ради которого потребовались все введения и предпосылки. 31.СКАЗАЛА ДУША: Поясняй в необходимом порядке, а я буду внимать с терпением и усидчивостью. 32.СКАЗАЛ РАЗУМ: Первым делом знай: хотя выше было сказано, что Творец, благословен Он, хотел дать нам возможность постичь Его сокровенное совершенство, очевидно, что не имелось в виду, будто Он хотел дать нам постижение всего своего совершенства, которое неисчерпаемо. Напротив, лишь малую долю его хотел открыть нам Всевышний, и в этой небольшой доле будет все то наслаждение, о котором мы говорили13. И пойми, что это очевидно, ведь не может созданный как мы с тобой постичь все совершенство Творца, благословенно имя Его. Как сказано в книге Иова (11:7): <Разве возможно постичь Всесильного, исчерпать того, чье имя – Шаддай?> И выходит, что все, постигнутое созданным, не будет даже каплей из моря великого совершенства Создателя, благословенно имя Его. 33.СКАЗАЛА ДУША: Это ясно всякому мудрому сердцем, и уже сказано (Псалмы 106:2): <Кто перескажет могущество Всевышнего?>. |
[1] Это суть принципа <награда за исполнение заповеди – заповедь>: духовное совершенство, приобретаемое человеком посредством исполнения заповеди, и необычайное наслаждение, связанное с ним – удостоиться света лица Царя жизни – сами по себе являются наградой для человека. Как сказал Рабейну далее (п. 40): <Пойми: награда за исполнение заповеди – заповедь, т.е. освещение лица Его, …выполнение заповедей освещает его скрытым светом, и выполнив все, на него возложенное, человек восполнит себя и осветится светом жизни> (см. там, прим. 49). Таким образом, человек сам создает свое совершенство, которое и является его наградой, и так же объяснено в книге <Нефеш а-Хаим> (врата 1, гл. 12), и в книге <Руах а-Хаим> раби Хаима из Воложина. Назад
[2] <То, что доступно здесь нашему пониманию>: наша способность постигать ограничена, мы не можем постичь ничего из самой бесконечной сущности Всевышнего. Как ограничен всякий созданный в сущности и бытие, так же ограничена и его возможность постигать, он не может понять ничем не ограниченную бесконечность, собственно мысль и желание Всевышнего. (См. <Ликутей Агро>, конец комментария к <Сифра де-Цниюта>, издание Вильно, о тайне ограничения (этим словом мы переводим каббалистическое понятие <цимцум>), цитата: <И известно, что как Он бесконечен, так и желание Его…>) Поэтому Рабейну подчеркивает: <то, что доступно здесь нашему пониманию>, другими словами, то, что Всевышний открыл нам в соответствии с нашей способностью постигать. Тот же момент Рабейну подчеркивает в книге <Клалей Питхей Хохма вэ-Даат> (Клаль 1) о намерении Всевышнего при творении: <То, что известно нам о намерении Создателя, благословен Он, в этом…> (смотри там).
[6] Здесь объяснены две стороны ограничения (цимцум), упомянутые в книге <Клалим Ришоним> (см. примечание [15]). Одна сторона – что не создал создания сообразно Создателю, т.е. так, как следовало бы действовать Ему, благословен Он, ведь тогда не было бы у них границ и размеров, а создал их сообразно созданным, т.е. такими, какими подобает быть созданным. И вот <иное знание>, содержащееся здесь: с точки зрения того, что создание – дело рук Всевышнего, Творение распространялось безгранично, пока Всевышний не остановил его, т. е. прекратил его распространение. Другая сторона объяснена выше – что не создал создания изначально наделенными полным совершенством, даже по критериям самих созданий, а создал с недостатками, дабы была у них возможность работы – восполнить себя.
|