221 kultura

Мы и учения Востока

November 25, 2006 Автор: Эли Тальберг - No Comments

  Во второй половине XX века в Европе стал нарастать интерес к учениям Востока. Были открыты тысячи школ йоги, у-шу, ци-гун, тай-чи и т.д. Интерес к Востоку многие объясняли экзотичностью культуры. Но, согласить, этот интерес все-таки сильно отличается от коллекционирования экзотических африканских статуэток… Важно отметить, что учения Востока вошли в моду именно на пост-христианском пространстве (я почему-то ничего не слышал о кришнаитах в Иране). И это не случайно. Во-первых, христианская тема «спасения души» через отрешенность от «мирской суеты» настолько впечаталась в сознание людей, что осталась там даже после ослабления христианства и его ухода на второй план. И вот тут зерно «восточного пути» углубления в себя, техники концентрации и медитации легли в подготовленную почву. Во-вторых, европейцы (и не только они) столкнулись с другой системой морали, которая помогла освободиться от груза морали христианской. Особенно это касается восточных методик работы с сексуальной энергией: партнер вовсе не обязан быть законным супругом/ой. Это напоминает мне мидраш, говорящий, что евреи сделали Золотого Тельца, чтобы продолжать жениться на родственницах. «Но как же, – воскликнете вы, – ведь этот запрет Торы евреи получили еще перед дарованием Торы на горе Синай!» Верно. Так вот, согласно Мидрашу, нашлись такие, которые сказали: «Если мы верим в Б-га, то Он нам это запрещает. Но если мы скажем, что верим в Тельца, то Телец нам это разрешает!»

Как мы видим, неслучайно интерес к восточным учениям совпал с процессом распада института патриархальной семьи. Поиск гармонии с собой и с миром в целом для многих как бы компенсировал отсутствие семьи. О других правильно сказал однажды один мой знакомый раввин: «Они так усердно пытались с помощью медитации решить свои семейные проблемы, что семья им больше не мешает». Действительно, из конфликтной ситуации не всегда можно уйти в медитацию, – иногда такие ситуации нужно решать. Что же касается таких практик, как даосская йога, Кундалини и пр., где всегда есть потребность в партнере, то в этих практиках он воспринимается лишь как носитель противоположного типа энергии и не более того.

 

На сегодняшний день иудаизм – единственное учение, которое дает позитивное философское и каббалистическое обоснование семье. Христианство видит в семье всего лишь минимизацию зла: лучше «грешить» с одной, чем со всеми. Буддизм, ламаизм, Кришна не провозглашают идеалов семьи. Между достижением личной гармонии и гармонии всего мира есть много промежуточных уровней, таких, как гармония в семье, гармония в общине, в обществе и т.д. Но, как мы видим на практике, Тибет не в силах ни повлиять на тоталитарную идеологию Китая, ни отделиться от него (а гонения на членов разных философских школ со стороны властей Китая чем-то напоминают раннее христианство); а буддийских монахов в Индии нисколько не касаются ни семейные проблемы, ни государственные.

Что касается ислама, то далеко не каждая современная девушка (даже арабская) видит свое счастье в традиционной мусульманской семье. (О том, что женщинам тоже есть место в Раю, можно выучить из того, что шахиду, погибшему за веру, обещано 70 девственниц в Раю…) Есть, кстати, любопытные мусульманские хадисы (что-то вроде мидрашей) о женах и гуриях, которые демонстрируют место женщины в мусульманском мировоззрении. Вот, например:

Всякий раз, как в мире этом женщина причиняет страдания своему мужу, его жена из числа гурий обязательно говорит: «Не мучай его, да разразит тебя Аллах! Он ведь только твой гость, который уже скоро покинет тебя (и отправится) к нам!».

И еще: «Любая умершая женщина, муж которой был ею доволен, войдёт в Рай». Таким образом, покорность мужу является в этой системе координат единственным критерием праведности и ключом к вечной жизни…

 

Теперь настало время поговорить о еврейском подходе. Главная его характеристика – комплексность. Он органично вбирает в себя ответственность человека за самого себя, ответственность за свою семью, за свой народ и за все человечество, причем именно в этом порядке. Каждый из этих уровней требует от человека различных мыслей и различных действий. В еврейском подходе к жизни естественным образом сочетается «восточный путь» самосовершенствования и «западный путь» улучшения окружающего мира. Духовное и материальное не только не противоречат друг другу в еврейском учении, но и являются двумя обязательными началами; только при гармоничном сочетании обоих этих начал возможно настоящее служение Б-гу.

В том, что касается семьи, еврейское мировоззрение предлагает путь СЕМЕЙНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ – которое включает в себя взаимно возвышающее физическое, энергетическое, психоэмоциональное и духовное партнерство. Все это у нас есть. Эти методы практиковались в каббалистических группах на протяжении веков, а знания о них зашифрованы в книгах по еврейской философии. Возможно, настало время этим знаниям осветить и освятить весь Мир…