542

Больше, чем убежище

January 3, 2004 Автор: рав Дов Бигон - No Comments

     Земля Израиля не похожа на одежды, которые можно сменить или укоротить. Невозможно также сказать, что она выполняет какие-то служебные функции как место проживания нашего народа и источник его пропитания.

  Более того, нельзя сказать, что основная цель нашего пребывания на этой земле заключается в том, чтобы создать возможность для духовного развития нашего народа – например, открыть учебные заведения, в которых можно беспрепятственно изучать Тору, не подвергаясь давлению и репрессиям со стороны нееврейских властей.

  И хотя мы действительно нашли здесь убежище после двухтысячелетнего изгнания и многие евреи получили возможность постигать наше духовное наследие благодаря тому, что они находятся под защитой государства, сущность Земли Израиля связана с тем, что само по себе пребывание еврейского народа на ней – существенная составляющая плана Всевышнего при сотворении мира.

  Еврей, живущий на этой почве и дышащий этим воздухом, становится другим человеком и меняет все вокруг в лучшую сторону – если, конечно же, у него есть желание стать лучше и нести добро в мир.

  Свойства Земли Израиля проявляются в полной мере лишь тогда, когда она целиком находится в руках еврейского народа. Поэтому убежденность в том, что Землей Израиля можно поступиться ради каких-то более высоких, чем обладание клочком земли, целей, во все времена приводила к катастрофическим последствиям – ибо, когда теряется главное, все остальные аспекты и стороны жизни начинают рушиться сами собой. Без Земли Израиля у нас не может быть ни духовной высоты, ни материального достатка. Мы дорого платили за подобные ошибки.

   Наш праотец Авраам заключил союз с Авимелехом, дав ему право владения частями этой земли. Комментаторы Торы говорят, что следствием стало тяжелейшее испытание его веры – жертвоприношение Ицхака. Рашбам считает, что эта уступка Авраама стала одной из основных причин разрушения Первого и Второго Храмов и гибели еврейских воинов в сражениях с врагами.

   Отказ поколения, вышедшего из Египта, войти в Землю Израиля обрек людей этого поколения на смерть в пустыне.

   В дни Эзры-Писца неоднократно звучали призывы вернуться из Вавилона в Землю Израиля, но подавляющее большинство евреев предпочло остаться в изгнании. В результате мы не удостоились того, чтобы Присутствие Всевышнего проявилось в полной мере во Втором Храме. Только духовность объединяет еврейский народ, и ее недостаточное проявление в период Второго Храма привело к распространению взаимной неприязни, а затем и беспричинной ненависти.

    В наше время большая часть евреев также предпочитает оставаться за пределами Земли Израиля, несмотря на давно открывшуюся возможность совершить репатриацию. Все они платят тяжелую плату за свою нерешительность: значительный процент их потомков ассимилируется. Не подлежит сомнению, что отношение к Земле Израиля как к имуществу, подлежащему продаже или обмену, является выражением того же самого ошибочного представления о Земле Израиля как об убежище или месте, где отдельным группам нашего народа удобно строить свою общинную жизнь.

   В начале прошлого столетия сионисты, несмотря на ужасное положение евреев во многих странах рассеяния, нашли в себе силы взвалить на плечи огромную ответственность и отказаться от предложения создать национальный еврейский очаг в Уганде. Многие из них инстинктивно понимали, что речь идет не только лишь о создании убежища для голодных, обездоленных и преследуемых. Создание независимого еврейского государства на Земле Израиля было для многих из них той внутренней основой, без которой неосуществимы и все практические цели.

    Представьте себе такую ситуацию: родители, желая улучшить материальное положение семьи, стали рассматривать вопрос, а не продать ли им одну из дочерей. Один из родителей заявил, что такой вопрос можно решить только на семейном совете, когда все члены семьи выскажут свое мнение и проголосуют.

   Началось обсуждение, а дочь, о которой шла речь, услышав крики и споры, поняла, о чем идет речь. Она встала за дверью и горько заплакала. Ведь она же плоть от плоти и кровь от крови всего этого семейства – как же они предают ее?

   Так и части Земли Израиля – это часть нашей семьи и часть нашей души. В чем причина непонимания? В чем причина бесчувственности по отношению к нашей земле, с которой мы связаны неразрывными связями? Все то же ошибочное мировоззрение, основывающееся на том, что земля для нашего народа – лишь место убежища. Нам бы следовало выучить, понять и почувствовать, что Земля Израиля связана с нашей сущностью, и для нас естественно любить ее. Наша связь с ней никогда не разорвется. "Ибо земля Израиля связана живой связью с народом, обладающим от рождения особыми свойствами души" (Рав Кук, Орот 9).

Улица Дизенгоф сегодня