<!–
"Осада Иерусалима Навуходоносором ", средневековая гравюра |
–>Пост 10 тевета – один из четырех дней еврейского календаря, которые установлены пророками и мудрецами Израиля как дни поста и траура в память о трагических событиях, происходивших в эпоху разрушения Первого и Второго Храмов. 10 тевета – день начала осады Иерусалима войсками Вавилонского царя Навуходоносора, 17 тамуза, через два с половиной года после начала осады была пробита стена города, 9 ава сожжен Храм, 3 тишрей убит наместник Гедалия.
Почему список этих дней не пополняется датами памяти о последующих трагедиях, в которых не было недостатка в нашей истории?
Чтобы понять это, нужно учесть, что в нашей традиции нет ни праздников, ни постов, отмечающих годовщины радостных или трагических событий. Напротив, события, происходившие в выделенные дни нашего календаря, открывают природу этих дней, которая сегодня так же актуальна, как и в древности. Последовательность событий, в связи с которыми установлены названные 4 поста, отражает все последовательные стадии потери полноты национальной жизни – от осадного положения (10 тевета) до потери государственной (17 тамуза) и духовной (9 ава) целостности – вплоть до изгнания со своей Земли (после 3 тишрей).
В книге пророка Захарии (8:19) эти посты перечисляются в контексте утешительного пророчества: "Пост четвертого и пост пятого и пост седьмого и пост десятого будет для дома Иегуды радостью и весельем и праздничными датами". Все порядковые числительные в этом стихе – номера месяцев еврейского календаря; это, соответственно, тамуз, ав, тишрей и тевет.
Мы видим, что здесь месяц тевет назван не первым, как следовало бы ожидать (осада города начинает цепь разрушений, а не завершает ее), а последним. Рабби Шимон бар Йохай (Рашби) считает такое отклонение от хронологического и логического порядка в понимании слов пророка неприемлемым. Он полагает, что "пост десятого" связан с другим событием, произошедшим в десятом месяце: 5-го тевета (через 3 года после начала осады) известие о разрушении Храма достигло еврейской общины в Вавилоне, и они объявили в этот день пост как в день разрушения. Мнение Рашби кажется логичным. Тем не менее, Галаха установлена по мнению его учителя, р. Акивы.
Мы постимся 10 тевета. Мало того, есть в Галахе серьезное мнение, что если этот день выпадет на шабат (чего не может произойти в фиксированном календаре, но может – при нормальной системе установления начала месяца), пост 10 тевета, в отличие от всех остальных постов, установленных мудрецами и пророками, невозможно перенести, и нужно поститься даже в шабат!
Как понять приписывание такой важности именно этому дню?
24-я глава книги Йехезкеля начинается так: "И было слово Всевышнего ко мне в девятом году в десятый месяц, десятого числа месяца, сказать. Сын человечий, запиши себе имя этого дня, суть дня этого; приблизился царь Вавилона к Иерусалиму в сути этого дня". Эта глава посвящена передаче страшно наглядного предсказания неотвратимого, полного и необратимого уничтожения. Преступления народа переполнили чашу, так что не осталось никакой надежды. Полная безнадежность этой картины страшнее любого свершившегося разрушения.
Отметим три особенности того, что сказано в приведенных первых стихах этой главы.
1. Здесь названа точная дата начала осады, причем Всевышний сообщает это пророку, находящемуся вдали, в изгнании, в тот самый день, когда она начинается. Ясно, что в те времена такая информация могла быть получена только пророчески, и очень важно, чтобы народ имел бесспорное свидетельство истинности пророчества Йехезкеля. Уверенность в истинности пророчества необходима для того, чтобы вывести народ из мечтаний о том, что все как-нибудь обойдется. Без наших усилий – не обойдется. Но настоящая работа состоит в том, чтобы прорваться через кажущуюся безысходность положения! Никакое чувство безнадежности не может быть по-настоящему окончательным, так как Всевышний гарантировал нашему народу бессмертие. Нарастание тьмы должно служить нам индикатором того, что мы нуждаемся в исправлении, и оно возможно и в наших руках.
2. Дважды в одном стихе употреблено очень редкое выражение "суть этого дня". Вообще, словосочетание "суть дня" употребляется в Торе только в связи важнейшими событиями человеческой истории – такими, как спасение Ноаха от Потопа, Исход евреев из Египта и некоторыми другими. Очевидно, в природе дня 10 тевета заложено то, что в этот день проявляется скрытая в окружающих народах ненависть к Израилю. Это – защитный механизм, задуманный для того, чтобы не дать нам погрузиться в смертельно опасную спячку.
3. В этом же стихе употреблено выражение "имя дня", которому мы не находим настоящего объяснения в классических комментариях. После создания государства Израиль день 10 тевета получил новое измерение: в этот день мы читаем кадиш по тем миллионам евреев, погибших во время Катастрофы, чей день смерти неизвестен. По этой причине этот день называется "днем общего кадиша".
Кадиш – это текст, не имеющий ничего общего со смертью; он посвящен раскрытию Б-жественного величия в мире. По традиции, кадиш за каждого умершего читается его близкими в годовщину его смерти, и то, что умерший является причиной такого прославления Творца, вменяется ему в заслугу. "Общий Кадиш" превращает погибших в Катастрофе из жертв бессмысленной бойни в кровоточащую часть живого организма народа Израиля. И нет для еврея другой жизненной позиции, кроме как открыть себя в качестве живой части этого организма и понять, что на нас лежит ответственность за все поколения – как будущие, так и прошлые. Пост является прямой противоположностью событиям, из-за которых он установлен. Его суть – исправление тех ошибок и преступлений, которые привели к трагедии.
Не является ли название "общий Кадиш" тем "именем дня", которое было заповедано пророку Йехезкелю, но вписано только нашим временем?!