Сборник молитв на еврейские праздники традиционно называется “Махзор”, что означает “круговращение”. Взгляд на мир сквозь призму еврейских праздников подчеркивает повторяемость, акцентирует устойчивость мирa. Одни и те же события, одни и те же ритуалы возвращаются из года в год, из века век, включая следующего им еврея в единую цепь поколений – от Адама до часа воскресения мертвых. “И восходит солнце, и заходит солнце, и устремляется к месту своему, где оно восходит. Идет к югу и поворачивает к северу; кружится, кружится, движется ветер, и на круги свои возвращается ветер” (Коэлет, 1:5-6).
Однако Тв-рец всего сущего Б-г Авраама, Ицхака и Яакова любит разнообразие. И в определённые годы сам еврейский календарь выбивает нас из привычного ритма, привнося в привычную рутину соблюдения неожиданные сложные галахические коллизии. Именно в таком – 5768-м году от сотворения мира – мы и пребываем ныне.
Когда первый день Песаха совпадает с первым днем недели, и, соответственно, Эрев Песах – так именуется канун праздника, т.е. день, предшествующий Песаху, приходится на шаббат, это вызывает существенные изменения в порядке подготовки и проведения праздника.
Еврейский календарь устроен таким образом, что Эрев Песах выпадает на субботу периодами – в течение долго времени, порядка двадцати лет, этого не происходит, затем с промежутком в несколько лет (2-4 года) – случается два, реже три раза – и снова долгий период, когда Эрев Песах избегает шаббата. Предыдущий раз Песах приходился на первый день недели (воскресенье) в 5765-м году от сотворения мира, 24 апреля 2005-го года, до того – в 5761-м году, 8-го апреля 2001-го года. Следующий раз это произойдет лишь в 5781-м году, 28 марта 2021-го года, затем в 5785-м году, 3 апреля 2025-го года.
Какие же изменения в ходе праздника все это вызывает?
(Ниже время дано по Иерусалиму, однако страна наша пока небольшая, расстояние от Иерусалима до Хайфы – это не расстояние от Нила до Евфрата, и разница составляет лишь несколько минут. Для каждого населенного пункта совсем точное время можно узнать в местном религиозном совете или синагоге).
Итак:
- Пост первенцев в этом году – в четверг, 17 апреля. То есть с 14 нисана, как в обычные годы, он переносится на 12 нисана.
- “Бдикат хамец”, проверку, не остался ли дома и вообще в личном владении хамец (квасное), проводят на сутки раньше – в начале ночи 13-го Нисана, то есть в ночь с четверга на пятницу, с 17 на 18 апреля. Проверку проводят как обычно.
Перед её началом поизносят благословение:
БАРУХ АТА АДО-НАЙ ЭЛО-hЕЙНУ МЕЛЕХ hА-ОЛАМ, АШЕР КИДШАНУ БЭМИЦВОТАВ ВЕЦИВАНУ АЛЬ БИУР ХАМЕЦ
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ЦАРЬ ВСЕЛЕННОЙ, ОСВЯТИВШИЙ НАС СВОИМИ ЗАПОВЕДЯМИ И ПОВЕЛЕВШИЙ НАМ УНИЧТОЖАТЬ ХАМЕЦ.
Проверку следует производить при свете свечи. Если пользоваться свечой неудобно или опасно, можно использовать электрический фонарь. (Если есть сомнения в эффективности такой проверки, можно после нее сразу включить свет и обойти комнату еще раз, – ТЛ).
После проверки тот, кто её производит (обычно хозяин дома) делает битуль хамец, т.е. аннулирование хамеца. Делается это точно так же, как и в обычные годы, произносят текст: “Весь хамец и закваска, находящиеся у меня во владении, которые я не видел и не убрал, пусть станут ничьи и ничем, как пыль земли”.
По-арамейски это звучит так: КОЛЬ ХАМИРА ВЭ-ХАМИА ДЕ-ИКА БИРШУТИ ДЕ-ЛА ХАМИТЕ У-ДЕ-ЛА БИАРТЕ ЛИБАТЕЛЬ ВЕ-ЛЕhЕВЕ hЕФКЕР КЕ-АФРА ДЕ-АР’A.
Хамец, который будут есть в пятницу и субботу, оставляют в отдельном уголке. Надо помнить, что после второй субботней трапезы (точнее, до в 11:17 утра субботы) хамеца быть уже не должно, то есть оставлять надо немного.
- Изменения обычного порядка начинаются на следующий день. Сжигание хамеца производят не 14 нисана, как в остальные годы, а 13 нисана, т.е. в пятницу, 18 апреля. Сделать это нужно до 11:17-ти, однако если по каким-то причинам этого всё же сделано не было – хамец можно сжечь вплоть до наступления шаббата.
После этой процедуры хамецом еще можно пользоваться, более того – его нужно оставить для первых двух субботних трапез. Поэтому, в отличие от обычного хода вещей, аннулирование хамеца после сжигания не производится. Окончательно аннулируют хамец, сказав: “Весь хамец и закваска…”, в шаббат, после того, как едят хамец в последний раз. Запрет на использование хамеца и владение им вступает в силу в 11:17 в субботу, то есть 14 нисана.
- Утренняя молитва (шахарит) в эту пятницу такая же, как и в обычную пятницу. Те, кто придерживаются обычая не читать в Эрев Песах в разделе псукей дезимра 100-й псалом (“мизмор ле-тода), в данном случае читают его. Также читают обычным образом “шнаим микра эхад Таргум”, недельную главу “Ахарей мот”.
- Желательно пожарить “зроа” (косточка с мясом, напоминающая о пасхальной жертве) для пасхального седера заранее, т.е. в пятницу или же до того, т.к. по некоторым мнениям делать это в сам праздник нельзя. (Разногласия в праздник, в субботу категорично запрещено, – ТЛ).
- Следует помнить, что в шаббат нельзя производить никаких действий, являющихся подготовкой к следующему дню, даже если это йом-тов (праздник). То ест в эту субботу нельзя готовить к Песаху даже то, что готовить в шаббат разрешено, например, нарезать овощи, нельзя после субботней трапезы накрывать стол для седера и т.д. Со всеми этими действиями надо подождать до исхода субботы. Производить их можно только после произнесения разделительной молитвы. Те, кто молятся маарив, произносят ее в молитве Амида (шмоне-эсре в будни, – ТЛ) во втором благословении “ата бехартану” – а именно, отрывок “вэтодиэйну”. Тем же, кто не читает шмоне-есре, надо сказать вслух “Благословен разделяющий между святым и святым” или на иврите “Барух ха-мавдиль бейн кодеш лекодеш”.
- Свечи, которые будут зажигать в праздник, необходимо установить в подсвечники до наступления субботы, поскольку в сам праздник нельзя очищать подсвечники от воска и нельзя оплавлять свечи, чтобы они лучше стояли. Но налить в светильник масло и поставить свечи, если для этого не требуется их оплавливать и очищать подсвечники – можно и в сам Песах.
- Перед наступлением субботы надо зажечь свечу, которая горит более суток, ведь в праздник, который начинается сразу после окончания шаббата, праздничные свечи можно зажигать только от огня, зажженного до шаббата. Благословение на зажигание этой свечи не произносится. А т.к. в праздник огонь нам еще понадобится – зажигать газ (спичку при этом тушить нельзя, напомним – но можно бросить в раковину, где она сама безопасно потухнет), или, для тех, кто имеет несчастье жить вне пределов Земли Израиля, зажечь свечи второго дня праздника – то стоит взять свечу, горящую 48 часов.
- Все приготовления к Песаху, в том числе и смену посуды, необходимо закончить до наступления субботы. На субботу готовят в пасхальной посуде.
- Однако в субботу необходимо провести субботние трапезы, в которых обязательно есть хлеб. Мацу же в день перед Песахом есть нельзя, поэтому без хамеца в виде хлеба нам не обойтись. До начала трапезы его оставляют в надежном месте, что бы исключить попадание куда-либо крошек. Особенно критично проследить, чтобы хамец не попал на пасхальную посуду. Практичнее брать питы (лепешки), поскольку от них меньше всего крошек. А среди пит наиболее предпочтительны так наз. бедуинские питы – чтобы извлечь из них крошки, необходимо приложить целенаправленные усилия. К сожалению, лично мне известна лишь одна пекарня в Иерусалиме, где их производят.
- Если на столе наличествует хамец, то едят из одноразовой посуды, одноразовыми приборами и на одноразовой скатерти. В одноразовую посуду еду, приготовленную в пасхальной посуде, перекладывают пасхальным половником или вилкой, следя, что бы они не соприкасалась с хамецом, (желательно и со стенками одноразовой посуды). Если же кто-то хочет есть в субботу из обычной посуды (которая у нас уже только пасхальная), то необходимо начать трапезничать на одноразовой скатерти, съесть весь хлеб и другой хамец без остатка, собрать и уничтожить крошки, выкинуть и скатерть и всю одноразовую посуду, которая была на столе, подмести пол, очистить (разрешённым в субботу способом) одежду от возможных крошек, тщательно помыть руки, прополоскать рот – и только тогда подавать пасхальную посуду. Есть лучше над поверхностью, которую легко подмести – ковер тут наихудший вариант. Подметать пол в шаббат необходимо измененным, по сравнению с обычным, способом, например, взять веник в левую руку.
Удобно положить одноразовую скатерть и на пол, что бы потом выкинуть ее вместе с крошками, буде такие окажутся.
- Следующий пункт вероятнее всего может касаться солдат, живущих в палатках. Если нет возможности провести трапезы над полом или вообще каким-то покрытием, но лишь над песком или взрыхленной землей – то подметать землю веником, щеткой или материй нельзя. Это действие является запрещенным в шаббат, подпадая под субботний запрет на “пахоту”. Лучше всего в этом случае засыпать крошки песком, ведро с ним надо приготовить для данной цели до шаббата.
- Есть (и вообще использовать) хамец можно в субботу до 9:55 утра. Удобнее всего к этому времени его таки съесть. А для получения этого результата субботнюю утреннюю трапезу желательно начать раньше обычного. Однако если хамец все еще остался, то до 11:17-ти его необходимо уничтожить. Лучший – на самом деле почти единственный – способ качественно произвести эту операцию в условиях нашей несчастной современной городской жизни – выбросить остатки хамеца в туалет и спустить воду. Крошки с одноразовой скатерти следует также вытрясти над унитазом или над ванной, подмести вокруг пол, а саму скатерть складировать в надежном месте до окончания Песаха.
Там, где есть эрув и для тех, кто полагается на него, есть еще один способ уничтожить хамец – выкинуть его в мусорный бак, находящийся в общественном владении. Выкидывать его в мусорное ведро дома нельзя, т.к. при этом хамец остается в вашем частном владении.
- После этого (или после того, как закончили есть хамец в трапезу и съели его до последней крошки и уничтожать нечего) произносят текст “битуль хамец” (“аннулирование хамеца”): “Весь хамец и закваска, находящиеся у меня во владении, которые я видел или не видел, убрал или не убрал, пусть станут ничьи и ничем, как пыль земли”.
- Галахически-логистическую проблему представляет третья субботняя трапеза.
Её, как и предыдущие трапезы субботы, крайне желательно устраивать на хлеб. Причем третью трапезу, согласно авторитетным мнениям, надо провести после полудня. А после полудня есть хлеб уже нельзя. И мацу (а маца – вид хлеба), нельзя есть весь канун Песаха.
Лучше всего выти из положения следующим образом: второй по предпочтительности вариант проведения третьей трапезы – сделать её на “мезонот”, т.е. на мучные изделия. В нашем случае приготовить до начала субботы кнейдлах – они делаются из мацовой муки и яиц и продаются практически в любом кашерном магазине Израиля. И в третью трапезу съесть их со спокойной совестью вместе с мясом и/или рыбой, фруктами и овощами. Если же кнейдлах нет или по каким-то, будь то гастрономическим или галахическим, соображениям их есть не хочется – тогда третью трапезу делают на мясо, рыбу и фрукты. Наименее предпочтительный вариант – только на фрукты.
В любом случае есть нужно столько, что бы с аппетитом поджидать начала седера.
Если едят кнейдлах (или иные кушанья из мацовой муки) – закончить трапезу надо до последней четверти дня, примерно до 16-ти часов. После этого можно есть овощи-фрукты, но тоже немного.
Есть ещё вариант. Согласно книге Зоар (парашат Эмор, 95-1) третью трапезу устраивают на “слова Торы и на вино”. Но тем, кто пойдет этим путем, следует следить, что бы вина было не очень много, поскольку впереди еще седер. Относительно же слов Торы – наоборот, чем больше их будет, тем лучше.
- В эту субботу особенно важно посвятить максимально возможное время изучению Торы. В первую очередь учат законы пасхальной жертвы и других жертвоприношений праздника и законы Песаха и проведения седера.
- При этом не следует забывать, что сон относится к числу предписанных удовольствий субботы, да и к седеру желательно подойти хорошо выспавшимся. Однако нельзя сказать вслух что-то вроде: “Я иду спать, чтобы выспаться до седера”. Но подумать про себя так можно.
- В субботу, вплоть до ее исхода, нельзя заниматься никакими приготовлениями к Седеру. Праздничные свечи зажигают не раньше исхода субботы от зажженной до ее начала суточной свечи.
- На исходе субботы, авдала совмещается с кидушем, который является частью Седера (первый из четырех бокалов). Необходимый текст имеется в любой пасхальной агаде.
И спички, и свечи, используемые для авдалы, нельзя гасить, их кладут в какое-то безопасное место, где они сами и догорают. Поэтому удобнее взять короткий кусок свечи авдалы или две маленькие одинарные свечки, тогда при чтении благословения их пламя нужно совместить. (Или просто благословить огонь на праздничные свечи, которые следует зажечь до того, – ТЛ).
- В маариве (вечерней молитве) начала праздника, в молитве Амида (в будни ее называют шмоне-эсре) во втором благословении “ата бехартану” добавляют отрывок “вэтодиэйну”, он напечатан во всех махзорах. Тем, кто забыл его произнести – повторять молитву не нужно.
- Когда пасхальная ночь приходится на исход субботы, несколько изменялся и порядок жертвоприношений праздника.
Очень важно помнить, что главной сутью праздника Песах, основным его событием, является принесение пасхальной жертвы (“корбан песах”) и последующая вечерняя трапеза, в ходе которой ее и вкушают, вместе с мясом другой праздничной жертвы “хагига”, мацой и марором.
На нашем пасхальном столе напоминаем о корбан песах служит зроа (жареная кость с мясом или просто куском жареного мяса), а напоминанием о хагиге – сваренное вкрутую яйцо.
Когда пасхальная ночь приходится на исход субботы, жертва хагига не приносится. Соответственно, её мясо отсутствует на праздничном столе. В наше время, однако, изменений нет, яйцо кладется на пасхальное блюдо и в этот Песах.
Эта трапеза – одно из центральных событий года, и именно она называется Седер Песах. Наш сегодняшней седер – лишь бледное подобие настоящего седера, каким он должен быть. Начать приносить корбан Песах возможно было бы уже сейчас – если бы евреи по настоящему захотели этого и начали предпринимать соответствующие действия для возвращения порядка храмовых жертвоприношений. Но увы – “история разведчиков” повторяется и в наше время.
- Ещё один поучительный момент.
Пасхальную жертву приносят в Иерусалимском Храме в Эрев Песах (канун праздника) после полудня. Чтобы совершить жертвоприношение, несколько евреев – семья или группа соседей, родственников и/или друзей должны объединиться в группу – “хавуру”. Каждый приносимый жертвенный ягненок до жертвоприношения должен быть назначен для какой-то “хавуры”. И только члены этой “хавуры” могут есть его.
Приносят ягненка в Храм и участвуют в жертвоприношении по одному представителю от каждой “хавуры”.
Если Эрев Песах приходится на субботу, то все они ждут на Храмовой горе исхода субботы, и затем относят жертвенного ягненка домой (или в место в котором гостит “хавура”, если они не иерусалимцы), где и начинают готовить его к пасхальному Седеру. (Само жертвоприношение, т.е. заклание, полив крови на жертвенник и приношение органов приносимых в жертву – делается в субботу, – ТЛ).
То есть если этот день выпал на субботу, то все, кто приносят жертву, (а для населения сегодняшнего Израиля это будет несколько сот тысяч человек) после ее принесения должны оставаться на Храмовой Горе до конца субботы. Где им поместиться? На самой Горе разместить такое количества народу крайне проблематично. Но вот несколько лет назад арабы построили на Храмовой Горе, точнее в ее недрах, самую большую мечеть мира, на десятки тысяч человек, расширив и модернизировав так называемые “Конюшни Соломона” – подземный комплекс времен крестоносцев.
И тем самым решив данную проблему – когда Песах снова выпадет на следующий за субботой день – место для многочисленных паломников уже готово! “Вот, зима уже прошла: дождь миновал, перестал; цветы показались на земле; время пения настало, и голос горлицы слышен в стране нашей” (Песнь Песней, 2:11-12).
- К, сожалению, Храм пока еще не построен, но будем надеяться, что этот Песах будет отличаться от предыдущего еще и тем, что он станет последним, который мы празднуем без Храма.
Мир без Храма – больной мир, духовно и физически.
Радостного и кошерного Праздника!