845

Бремя моральных обязательств

October 30, 2004 Автор: Ури Корогодский - No Comments

  Государство Израиль – это, наверное, единственная страна в мире, возникновение которой было «одобрено» на уровне мирового сообщества в лице тогдашней Генеральной Ассамблеи ООН. Правда, согласно этому бесспорно историческому решению, на политической карте мира должна была появиться еще одна страна, в которой смогли бы реализовать свои «природные права» арабские жители британской Палестины. Однако, в 1948 году арабский мир был не готов к такому повороту событий. Соседние арабские страны также на это не ориентировались, и Государство Израиль так и осталось единственным удачным примером решения проблем национального самоопределения на уровне мирового сообщества. 

  Впоследствии ООН усилиями своих органов – Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности неоднократно вмешивалось в ход арабо-израильского конфликта, ставшего самым востребованным среди определенных кругов зарождавшейся мировой бюрократии. То, что формально Израиль возник согласно решению ООН о разделе британской подмандатной территории Палестина, потом делало израильтян морально зависимыми от этой организации, ставшей крайне необходимой в условиях двухполярного мира «холодной войны». 

  Однако, стоит ли переоценивать значение вышеназванных решений ООН? Попытаемся вспомнить, насколько это возможно, события 1947-49 годов. Вскоре после пресловутого голосования в ООН в еще контролируемой британцами Палестине начались вооруженные столкновения между еврейскими и арабскими отрядами. Война эта была бескомпромиссной, и ее победителем оказались еврейская сторона. Когда в мае 1948 года британцы провели окончательную эвакуацию своих войск и гражданской администрации из Палестины, сложились условия для выполнения решения о разделе этой территории на два государства. 

  Но, можно предположить, что если бы израильтяне не смогли с оружием в руках отстоять свои анклавы, превратившиеся затем в территорию будущего государства, позиция ООН была бы малозначимой для ситуации в самой Палестине. В любом случае британские политики не собирались оставаться здесь на долгое время . Тогда в британской элите были различные мнения о судьбе колоний и подмандатных территорий, но возобладала точка зрения согласно которой страны «третьего мира» можно грабить, не используя при этом армию и полицию. Британская империя разваливалась, и только в Советском Союзе не совсем правильно назвали это событие «крахом мировой системы колониализма».

  Как бы то ни было, нести какую-либо ответственность за события в Палестине британцы не собирались. У молодой ООН не было ни инструментов, ни политической способности воплощать свои решения в жизнь. Поэтому когда израильское руководство провозгласило независимость, оно реагировало на складывающуюся реальность, и делать это пришлось бы даже без ООН. В то же время военно-политическая база для обеспечения независимости была создана не столько дипломатами ООН, сколько подразделениями Хаганы и Пальмаха, Эцеля и Лехи.

  Но даже после этого, несмотря на очевидную легитимность действий израильского руководства, нашлись силы, выступившие против этого события. Пять арабских армий постарались изменить соотношение сил и… пойти вопреки решениям ООН. В нашу задачу вовсе не входит повторять известную летопись Войны за Независимость, тем более что война эта успела обрасти изрядным количеством мифов. Хочется лишь обратить внимание читателей на то, что снова судьба государственности была не в руках ооновских дипломатов, а зависела от израильских солдат и офицеров.
  В итоге израильтянам удалось даже увеличить территорию, «выделенную» в 1947 году согласно картам ООН. Мировое сообщество было весьма снисходительным в этом случае, поскольку очевидно было, что первыми огонь открыли арабские армии, в то время как израильтяне были настроены не на разрушение, а на созидательную деятельность.
  К сожалению, чуткая к общечеловеческим ценностям и прогрессивной риторике еврейская общественность быстро забыла об этих обстоятельствах. На первый план стали выходить ностальгические воспоминания о голосовании в стенах ООН, когда почти все мировое сообщество «симпатизировало» Израилю. Этому есть свое объяснение. Евреи из поколения в поколение воспитывались в духе уважения к законам и равнодушия к оружию. Поэтому для еврейского обывателя решение, принятое в ООН, значило немного больше, чем успехи ЦАХАЛа на поле брани.
   Впоследствии такая внимательность к общечеловеческим нормам стала играть злую шутку с израильтянами. Болезненное самобичевание стало одной из идейных установок израильской интеллигенции. Ощущение, что «мы» -виновны, а «они» – наши жертвы, стало усиливаться в умах многих вполне вменяемых людей. Историкам и социологам еще предстоит ответить на вопрос о том, откуда в молодом государстве возникло столь много признаков моральной усталости. Столь много идей, направленных против своего государства и в поддержку сил, выступающих против него. Идей, выпестованных в интеллектуальных кругах, призванных (в нормальном случае) быть маяком для всей нации.

  В этой небольшой статье нам не удастся дать ответ на этот вопрос. Но напомнить о том, что чувство морального долга израильтян перед ООН и мировым сообществом, выплескивается как раз из этой самой моральной усталости и неверия в собственное государство, мы можем. И история о том, как ООН «подарила» евреям государственность, в то время как в Войне за независимость был потерян, ни много, ни мало один процент населения – лишний пример такой странной забывчивости. Забывчивости, провоцирующей у израильтян чувство вины перед другими народами и правительствами.


Иерусалимцы празднуют решение ООН, 29.11.1947