1182

Антисемитизм в нацистской Германии. Мадагаскар и другие маневры

December 17, 2005 Автор: Филипп Баррин - No Comments

Продолжение. Начало см. здесь, здесь, здесь и здесь

 

В арсенале нацистской пропаганды был тезис о стремлении евреев к самоуничтожению. Нацисты, говоря о множестве подтверждающих примеров, не обременяли себя, как правило, конкретными подробностями. Настолько же «конкретным» был и образ «еврейского» ножа, готового вонзиться в сердце врага при всяком удобном случае. «Стремление к самоуничтожению» евреев было столь непреодолимым, что «отмечалось» даже тогда, когда нацистские лидеры кликушествовали о возможности окончательной победы евреев или предлагали «столь явно ненасильственное» решение «Еврейского вопроса», как концентрация евреев в отдалённых резервациях. Будучи «расой паразитов», как могли евреи выжить в отсутствие народа, который они эксплуатируют? В 1934 году «Штюрмер» выдвинул идею перемещения всех евреев на Мадагаскар и содержания их в лагерях, «до тех пор, пока они не уничтожат и не съедят друг друга». Очень часто сентенции о «реванше» немцев над евреями произносились в тоне «пророчеств». Эта особенность нацистской пропаганды была эффектно продемонстрирована в январе 1939-го перед Рейхстагом, когда Гитлер заявил, что хочет быть «пророком»: когда бы евреи ни спровоцировали новую мировую войну, они будут истреблены. Тщетно вы будете пытаться найти в современной истории другой такой пример, когда руководитель государства использует общественную трибуну, чтобы слать предостережения и угрозы воображаемому собеседнику, предвещая «возмездие» в случае, если произойдут некоторые события, находящиеся абсолютно вне власти намеченных им жертв (Со времени написания статьи ситуация изменилась. Например, сегодняшние выступления иранских лидеров построены в том же ключе: если Америка нападет, бросим бомбу на Израиль… – прим. ред.).

Тем не менее, следует учесть, что лидеры нацистов и Гитлер в особенности действовали и другим, более «политически корректным» образом, что иногда входило в противоречие с их апокалипсическим и преисполненным «жажды мщения» восприятием евреев. Гитлер, в конце концов, был не только «пророком», но и реальным политиком. Его «политическая хватка» позволяла ему реально оценить ситуацию и в действительности быть куда более успешным политиком, чем множество других «национальных пророков» и современных ему лидеров правого крыла. Быть «пророком» и политиком одновременно было не простой задачей. Гитлер-«пророк» размышлял о евреях в терминах последней схватки и полного уничтожения. Однако «политик» в нём склонялся не только к применению «тактической сдержанности» в интересах своей «сверхзадачи» (обретения господства над Европой), но и к проявлению некоторой (хотя и очень незначительной) гибкости во взглядах на реальность угрозы со стороны «заклятого врага-еврея», и на мировой резонанс, в зависимости от того, будет ли «враг» изгнан, изолирован или уничтожен.

Может показаться поэтому, что одного идеологического анализа фашизма недостаточно, чтобы сделать вывод о неминуемости Холокоста в силу убийственного потенциала нацистской пропаганды. Но правильнее будет сказать, что дорога на Аушвиц просто сделала «петлю», пока Гитлер действовал в ситуации, когда он все еще мог маневрировать и приближаться к своей цели, не будучи вовлеченным в мировую войну против всех. В этом отношении важно отметить, что его восприятие еврейской мировой угрозы между 1939 и 1941 годами колебалось в прямой зависимости от успехов или неудач выбранной им стратегии.

Перевод Ш.Садэ

Продолжение следует