186 antisemit

Антисемитизм в нацистской Германии. Единство противоположностей

February 4, 2006 Автор: Филипп Баррин - No Comments

Окончание. Начало см. здесь, здесь, здесь,здесь и здесь

  Две выделенных нами ключевых идеи антисемитизма нацистов – псевдобиологическая и псевдорелигиозная с их логичными следствиями – анимализацией и демонизацией евреев – различались коренным образом. Но, тем не менее, они сосуществовали, отображая панораму умонастроений общества, отравленного нацистской пропагандой, и порождая симптоматические колебания между презрением и страхом.

Анимализация позволила мысли о расправе с евреями обрести лёгкость и легитимность. Например, в процессе «всестороннего обсуждения еврейского вопроса» на Ванзейской конференции, предполагаемое убийство миллионов людей не казалось задачей, которая может вызвать «осложнения». С другой стороны, образ демонической мощи евреев побуждал каждого собрать все свои силы и энергию, чтобы противостоять евреям и одержать победу над ними.

Как можно объяснить, что такие разнородные теории в конечном итоге объединили свой идеологический потенциал, что способствовало осуществлению геноцида? В ситуации 1941 года обе идеи, анимализация и демонизация, – неотвратимо устремились навстречу друг другу. Евреев, оказавшихся во власти Гитлера, уничтожали, как насекомых, как «паразитов», но их гибель «помещалась в раму» решающего сражения с сатанинской силой мирового еврейства, которое преуспело в разжигании войны и таким образом угрожало Германии уничтожением. В конце 1941 года, когда машина уничтожения набирала обороты, Гитлер, касаясь темы истребления евреев в частных беседах с членами своей свиты, использовал терминологию обоих направлений «обесчеловечивания евреев», что наилучшим образом отражает символическую двойственность геноцида.

С одной стороны, Гитлер использовал всевозможные доводы для придания законности убийству. Все эти доводы подтверждали, как нечто несомненное, «внечеловеческую природу» евреев, и были предназначены для того, чтобы подавить чувство вины. Некоторые доводы происходили из социал-дарвинистской концепции борьбы за существование и «праве сильнейшего» (должен ли кот, поедая мышь, испытывать чувство вины). Иные были взяты из хорошо укомплектованного запаса анималистических метафор: евреи были названы «бациллами, отвергнутыми защитной реакцией здорового организма».В то же время, Гитлер, говоря собственно о процессе истребления евреев, Гитлер обратился к «хирургическому» образу, заслуживающему того, что его процитировать: «Вы должны действовать быстро. Бесполезно извлекать зуб на несколько сантиметров каждые три месяца – боль уходит, когда он выдернут» Нет необходимости комментировать эту «выдающуюся» подмену жертвы. Гитлер «скорбел» о необъяснимой боли, которую должна предстояло испытать Германии, или немецкой Европе, «вытягивая» европейское еврейство из своей среды. А несколько миллионов людей, о чьей гибели шла речь, были превращены в безликие цифры и уничижительную конкретность зубов.

С другой стороны, Гитлер связывал истребление с ожесточённой борьбой с «мировым еврейством» – своим демоническим метафизическим врагом. Он упоминал несколько раз, даже в своих публичных выступлениях 1942 года, собственное пророчество, сделанное в январе 1939-го, и как-то даже процитировал излюбленную поговорку: «Впервые чужаки не просто поплатятся кровью. В первый раз будет применен древний, подлинно еврейский закон: око за око, зуб за зуб».

Гитлер неуклонно следовал логике расовой войны, пытаясь ослабить «Еврея», проливая реками кровь, которую расовая теория назвала самой существенной и драгоценной субстанцией. Таким образом, провозглашал он, «евреи искупают немецкую кровь, пролитую на полях сражений». Всякий раз, вспоминая о своём пророчестве, он обращался к своему врагу, как будто чувствовал навязчивое желание дать понять евреям, какова расплата за преграды на пути арийцев. Но такие выступления выдавали его бессмысленную ярость по отношению к силе, которой он мог противостоять лишь частично и которая, в свою очередь, была в состоянии сокрушить его до основания. «Сатанинская» природа евреев была подтверждена «вполне и настоящим образом». Евреи продолжали воевать в рядах Красной Армии. Евреи продолжали бороться за Землю Израиля.

Для воспаленного мозга Гитлера это и был «сатана» – недосягаемый и неуязвимый, до которого фюрер хотел добраться, истребляя миллионами всех евреев, до которых он мог дотянуться.

Перевод Ш.Садэ