В своей книге "Письма Хофец Хаима" рабби Арье Лейб, сын Хофец Хаима, отмечает, что его отец считал современный ему период истории временем "поступи Машиаха". В главе "Краткая биография Хофец Хаима" (стр. 43) он рассказывает: "В 1890-м году, когда начали изгонять наших братьев-евреев из Москвы, начался массовый переезд в Святую Землю. Изгнанные семьи покупали земли, образовывали поселения, сажали виноградники. В то время я получил письмо от моего отца, в котором он обращал мое внимание на национальный подъем и на пробуждение большого интереса к идее возвращения на нашу землю, и высказывал предположение, что эти дни являются временем "поступи Машиаха", когда Всевышний вспомнил Свой народ и начал собирание рассеянных, которое должно произойти перед приходом Машиаха. "Если бы это было в наших силах, – писал он, – следовало бы купить участок земли и переехать в Эрец Исраэль". В конце письма он отметил, что "Мар Аба верил всем сердцем, преисполненным святости, что подобные события являются признаком времени "поступи Машиаха" и, значит, в скором времени вернет Всевышний Свой народ на родину".
По прошествии 28 лет, в 1918 г., после опубликования Декларации Бальфура и завоевания Земли Израиля английскими войсками, доктор Моше Зейдель спросил у рава Кука (игерет 719), является ли этот исторический период началом полного освобождения народа Израиля. Рав Кук положительно ответил на этот вопрос и добавил: "Однако началом этого периода следует считать тот момент, когда горы Израиля произрастили деревья, на которых появились плоды для народа Израиля, который вот-вот должен собраться в Святой Земле".
Следует обратить внимание на то, что сын Хофец Хаима отмечает как явный признак начала времени поступи Машиаха зарождение в среде еврейского народа движения за переселение в Святую Землю, а рав Кук подчеркивает, что началом полного освобождения является тот момент, когда земля дает плоды для народа, который только еще должен собраться в ней. Как же цветение земли связано с началом освобождения еврейского народа и его близящимся возвращением на родину?
И Хофец Хаим, и рав Кук опирались в своих выводах на слова рабби Аба: "Не найдешь ты более явного признака окончания изгнания еврейского народа, чем цветение Земли Израиля, ибо сказано (Йехезкель, 36:8): "А вы, горы Израиля, ветви свои дадите и плоды свои вознесете народу Моему Израилю, ибо скоро придут они" (Санэдрин, 98а). Объясняет Раши: "Когда Земля Израиля даст обильные плоды, приблизится время освобождения еврейского народа. И это самый явный приз-нак начала нового времени". И опять встает вопрос: "Почему связал пророк начало освобождения именно с цветением Земли Израиля?"
Ответ находится в нашей главе (Ваикра, 26:32): "И опустошу Я Землю, и изумятся ей враги ваши, поселившиеся на ней". Мидраш поясняет: "В этом предсказании есть хорошая сторона. Сыны Израиля не будут говорить: "Из-за того, что изгнаны мы из земли, враги наши поселились на ней и пользуются всеми ее благами". Рамбан добавляет: "На протяжении всех изгнаний земля наша не будет принимать врагов наших. С того момента, как мы ушли из нее, не принимает она ни один народ и ни один язык. Все пытаются заселить ее и ничего у них не получается".
Следовательно, когда на небесах было принято постановление об изгнании народа Израиля, тогда же было принято постановление о запустении Святой Земли. И пока народ Израиля находится в изгнании, продолжается запустение.
Поэтому и сказал рабби Аба, что в тот момент, когда Земля Израиля начнет цвести, можно будет сказать, что закончился срок наказания еврейского народа. И поэтому невозможно найти более точного признака окончания изгнания.