Значение календаря в еврейской традиции
Устройство календаря. Указания в Торе
Астрономические процессы и календарь
Астрономическая природа еврейского календаря
Установление дат в древние времена
Особенности еврейского календаря
Прежде чем говорить о праздничных и траурных днях еврейского года, надо понять, как определяется дата этих дней.
О большинстве праздников нашей традиции написано в Торе, где указаны и их даты. По еврейскому календарю, правила которого известны тоже из Торы. Еврейский народ живет по этому календарю, по крайней мере, более трех тысяч лет – с момента получения Торы на горе Синай.
Еврейский календарь похож на другие, но более сложен. Похож тем, что еврейский год делится на месяцы (в году – 12 или 13 месяцев), месяцы содержат чуть больше 4 недель (29 или 30 дней).
Но вместе с тем у еврейского календаря есть свои особенности. Главная из них – его структура обусловлена требованиями Торы.
В Торе есть два отрывка, определяющие согласно традиции структуру еврейского календаря. Оба они относятся к выходу еврейского народа из Египта:
"Этот месяц [является] для вас началом [отсчета] месяцев, первым из месяцев года" (Шмот, 12:2).
"Храни месяц весенний, отмечая [в нем] Песах... так как в весеннем месяце вывел тебя Всевышний, Б-г твой, из Египта..." (Дварим, 16:1).
О чем говорят эти отрывки?
Первый говорит об "этом месяце". Поскольку речь идет о выходе евреев из Египта, то "этот месяц" – месяц "нисан" (см. дальше "месяцы"), так как день выхода из Египта – 15-е нисана. В Торе слово "этот" всегда должно указывать на нечто конкретное, физическое, наглядное, в данном случае – на то, по чему можно увидеть, что начинается новый месяц. Это "нечто" относится к каждому "из месяцев года" и является, согласно традиции, появлением новой луны.
Второй отрывок говорит, что день выхода из Египта, 15-е нисана, всегда должен быть весной.
Из другого фрагмента Торы мы уже знаем, что период выхода из Египта пришелся на весну: "День выхода вашего [из Египта] –в месяце весеннем" (Шмот, 13:4). Приведенная же цитата из книги Дварим говорит, что это должно сохраняться и в будущем. Другими словами – календарь должен быть устроен так, что месяц нисан всегда будет "месяцем весенним".
Подведем итог.
Согласно указаниям Торы, еврейский год делится на месяцы, начинающиеся в новолуние; при этом месяц нисан приходится на весну.
Сложно ли "сделать" такой календарь? Оказывается, сложно, так как при этом надо решить некоторые астрономические проблемы. И это как раз неудивительно – если вспомнить, что основные понятия любого календаря связаны с астрономическими явлениями.
Вопросы для повторения
Какие отрывки из Торы служат указаниями для еврейского календаря?
Что это за указания?
Кроме самого известного – общеевропейского (григорианского) календаря, в мире существовали и существуют многие другие календари. Все они так или иначе построены на трех астрономических понятиях: сутки, месяц, год.
Сутки – это оборот земли вокруг собственной оси.
Слово "месяц" в календаре связано, разумеется, с луной (не только в русском языке: например, английское "month" происходит от "Moon"). Это период вращения луны вокруг земли. Точнее – время от появления "новой луны (то есть от того момента, когда Солнце начинает освещать часть обращенной к земле стороны луны) до ее "ухода" (когда луна невооруженным глазом с земли не видна – та ее часть, которая обращена к земле не освещается Солнцем).
Год – время оборота земли вокруг солнца.
Поскольку речь идет о трех разных процессах, все эти периоды в рамках одного календаря отсчитывать трудно. Было бы проще, конечно, если бы в каждом месяце было, например, ровно 30 дней, а в году – ровно 12 месяцев. Но это не так.
Например, длительность года составляет (приблизительно!) 365,242 суток. Это означает, что, произвольно установив, например, что год всегда равен 365 дням, через 800 лет, как мы можем рассчитать, человечество обнаружит ошибку примерно в 0,242 800 = 193,6 дней – так что 1-е января в результате придется на лето, а большие школьные каникулы – на зиму.
Еще сложнее обстоит дело с месяцем: его астрономическая продолжительность колеблется между 29 и 30 днями. Вращение луны вокруг земли и освещение ее солнцем – вообще, с точки зрения астрономии, более сложный для вычисления процесс.
Разные календари по-разному решают эту проблему. Обычно жертвуют либо астрономическим смыслом месяца, либо астрономическим смыслом года.
Например, принятые в Европе календари – как нынешний, грегорианский, так и старый, юлианский (в России он был принят в начале 20-го века; сегодня его называют "старым стилем") построены на понятии "год", примерно соответствующем астрономическому. А вот длина месяцев в этом календаре, их начала – практически не связаны с реальным "лунным" месяцем, и только само слово "месяц" напоминает о происхождении этого понятия. Поэтому григорианский календарь называется солнечным.
Мусульманский календарь – "хиджра" – наоборот, привязан к месяцам. Месяцы начинаются и заканчиваются в соответствии с движением луны. Год же в мусульманском календаре слабо связан с его астрономическим смыслом (год состоит из 12 месяцев, но его длина меньше солнечного, поэтому начало такого года "плавает" по отношению к солнечному циклу и может выпадать и на лето, и на зиму – практически на любую дату европейского года). Поэтому такой календарь называется лунным.
Еврейский же календарь является лунно-солнечным. Это означает, что в еврейском календаре начало месяцев совпадает с новолунием, но при этом длина года соответствует периоду обращения Земли вокруг Солнца. В месяце – 29 или 30 дней, в году – 12 или 13 месяцев. Выбор между 29-ю и 30-ю сутками, 12-ю и 13-ю месяцами осуществляется по специальным правилам.
Длина месяца и длина года (в сутках) в этом календаре – переменные. Но если мы учтем данные за много лет использования еврейского календаря и, на основании этих данных, подсчитаем среднее значение длины месяца и длины года, окажется, что эти средние значения обладают удивительной астрономической точностью.
Вопросы для повторения
Какие астрономические понятия лежат в основе календаря?
Какой календарь является солнечным, какой – лунным?
Как определяется в этой классификации еврейский календарь?
Год в еврейском календаре, как правило, состоит из 12-ти месяцев. В таблице приведены их названия и примерное соответствие римским (европейским) календарным месяцам:
Номер | Название | Приходится примерно на… |
Номер с начала года |
1. | нисан – | март-апрель | 7 |
2. | ияр – | апрель-май | 8 |
3. | сиван – | май-июнь | 9 |
4. | тамуз – | июнь-июль | 10 |
5. | ав – | июль-август | 11 |
6. | элуль – | август-сентябрь | 12 |
7. | тишрей – | сентябрь-октябрь | 1 |
8. | хешван – | октябрь-ноябрь | 2 |
9. | кислев – | ноябрь-декабрь | 3 |
10. | тевет – | декабрь-январь | 4 |
11. | шват – | январь-февраль | 5 |
12. | адар – | февраль-март | 6 |
Обратите внимание, что в таблице есть две нумерации месяцев: однаначинается с нисана, другая – с тишрея. Дело в том, что:
а) месяц нисан назван "первым" месяцем в приведенной выше цитате из Торы; это – месяц, в котором дана заповедь отсчитывать начала месяцев, и поэтому он – первый в нумерации месяцев;
б) новый год по еврейскому календарю начинается с месяца тишрей, поэтому, если считать месяцы от начала года (как это принято, например, в европейском календаре), он – первый.
Подробнее о причинах такой двойной нумерации мы будем говорить в разделе "Новый Год".
Вопросы для повторения
Сколько месяцев в еврейском году?
Как они называются?
Какой месяц является первым?
Если бы в каждом году было ровно 12 месяцев, каждый из которых содержит 29 или 30 дней – в году было бы от 348 до 360 дней. Как мы знаем, реальная длина астрономического года несколько выше – примерно 365,242 дня.
Чтобы ликвидировать эту "недостачу", еврейский календарь в некоторые определенные годы добавляет 13-й месяц. Такой год называется "високосный", на иврите – "шана меуберет" ().
Дополнительный же месяц называется адар, как и "обычный" (12-й) месяц года. Чтобы отличить эти два месяца, их называют (в високосный год), соответственно, "адар алеф" (), то есть "первый адар", и "адар бет"
(), то есть "второй адар", который следует сразу за "первым"..
Вопросы для повторения
Как называется високосный год еврейского календаря?
В связи с чем он появляется?
Чем отличаются его месяцы от месяцев других годов?
Какова же точность еврейского календаря? Так как календарь – лунно-солнечный, надо проверить, какую среднюю длину месяца и какую среднюю длину года устанавливает календарь.
Начнем с длины года. По отношению к ней требование состоит в том, что месяц нисан всегда должен быть весной. Заметим, что это требование выполняется уже более 3000 лет – со дня выхода из Египта! О чем это говорит?
Если бы, например, при определении длины обычного европейского года мы бы "отбросили" високосный день (ошибка меньше четверти дня в год, или 0.068%), то за прошедший период "накопилась" бы ошибка примерно в 2 года!
Но поскольку, как мы знаем, праздник Песах по-прежнему празднуется весной, в месяце нисан, легко подсчитать, что ошибка не достигла и 0,001%! Для сравнения отметим, что ошибка, например, юлианского календаря, которым пользовались в Европе еще несколько столетий назад, была в два раза выше, и обнаружили ее на основании астрономических наблюдений всей европейской науки в течение более чем тысячи лет!
Что же касается длины месяца, то здесь ситуация еще сложней. Дело в том, что орбита вращения луны вокруг земли имеет очень непростой характер – она, вообще говоря, не является строго периодической. Поэтому не существует постоянной длины лунного месяца – она колеблется между 29-ю и 30-ю днями, так что возможно вычислить только его среднее значение. Так вот, это среднее значение, вычисляемое по еврейскому календарю, отличается от принятого сегодня на 0,51 секунду – то есть около 0,00002%. Более того, современная астрономия утверждает, что ввиду непостоянности лунной орбиты это среднее значение само изменяется примерно на 0,25 секунды в 1000 лет. Таким образом, отклонение "еврейской" длины лунного месяца от "научной" меньше, чем изменения в лунной орбите за прошедшие 3000 лет – так что назвать их "ошибкой" можно только условно.
Чтобы убедиться в точности еврейского календаря, не обязательно сравнивать значения средних длин лунного месяца и производить вычисления. Достаточно 15-го числа любого еврейского месяца посмотреть вечером на небо и увидеть полную луну.
Откуда же появилась такая точность?
Вопросы для повторения
Насколько точна длина года по еврейскому календарю?
Сегодня каждый еврей, желающий узнать, когда начинается новый месяц и когда отмечать праздники, может посмотреть в календарь. Дата начала и длина месяца устанавливается по определенным правилам (см. "Месяцы и годы"). Но так было не всегда.
До 4-го века н. э. начало месяцев устанавливал Санhедрин – Верховный Суд еврейских мудрецов (см. часть 1, раздел "Основные периоды еврейской истории"). На Санhедрин, в частности, была возложена функция установления дат по еврейскому календарю. Точнее, это были две функции:
1) определить, содержит ли текущий месяц 29 или 30 дней (и тем самым установить начало нового месяца);
2) содержит ли текущий год 12 или 13 месяцев.
Для установления начала нового месяца на специальное заседание Сан-hедрина в 30-й день текущего месяца должны были прийти два или больше свидетеля, видевшие новую луну. Если проверка в Санhедрине устанавливала, что свидетели действительно видели новолуние, то провозглашали: "Месяц освящен!" и этот день был первым днем нового месяца (Санhедрин может заседать только днем) – а предыдущий месяц, следовательно, состоял из 29 дней.
Если же свидетели не приходили или их показания признавались недостоверными, началом нового месяца объявлялся следующий день (а текущий месяц, следовательно, состоял из 30 дней.
Что же касается количества месяцев в году, то этот вопрос решался так. Поскольку по календарю месяц нисан должен был выпадать на весну, с наступлением адара (месяца, предшествующего нисану) специальная группа внутри Санhедрина проверяла, началась ли весна. Проверка осуществлялась по природным – астрономическим и сельскохозяйственным – явлениям. Если проверка показывала, что весна еще не наступила, – Санhедрин объявлял текущий год високосным, а следующий месяц – месяцем "адар бет" (а не "нисан").
Такая процедура проводилась до тех пор, пока не наступили тяжелые времена – в 4-м веке римская империя провозгласила христианство официальной религией. Резко усилились гонения на евреев, один за другим издавались императорские указы, направленные против изучения еврейской традиции. Установление календаря Санhедрином оказалось под угрозой. И тогда духовный лидер еврейского народа в те дни – _иллель Второй – постановил, что с этих пор еврейский календарь будет "вычисляться", то есть устанавливаться заранее (как это происходит, например, с европейским календарем). При этом вычисление календаря будет производится на основании правил, известных традиции еще со времен получения Торы на Синае, но не применявшихся все то время, пока существовал Санhедрин. По этим правилам вычисляются даты еврейского календаря до сих пор.
Вопросы для повторения
Как устанавливался еврейский календарь в древности?
Когда и в связи с чем этот порядок был нарушен?
Итак, чтобы отметить день года, надо указать число – от 1 до 29 или 30 – и название месяца. А как же с самим годом? В любом календаре года нумеруют. С какого же момента нумеруются еврейские года?
Традиция принимает за основу 6-й день творения мира, когда был создан человек. Точнее, отсчет начинается после этого дня творения, так как мы не знаем, что – с астрономической точки зрения – представляли эти первые (предыдущие) шесть "дней" (они, собственно, не являлись "днями" в том смысле, в котором употребляется это слово по отношению к "календарным дням"); об этом подробнее мы будем говорить в главе "Рош hа-Шана". Произошло это, согласно еврейской традиции, 1-го тишрея в 3760 г. до н. э. – и этот год является 1-м годом по еврейскому летоисчислению, в 3759 г. до н. э. начался 2-й еврейский год и т. д. – до нашего времени. Как можно увидеть по еврейскому календарю, 1-е тишрея 5763-го года соответствует 7-му сентября 2002-го года н. э.
Заметим также, что при указании года, как правило, не обозначается число тысяч лет – если понятно, о каком тысячелетии идет речь (так же как при указании европейских дат мы говорим, что "Государство Израиль появилось в 48 году", не уточняя, что речь идет, собственно о 1948 годе); номер же года в столетии обозначается ивритскими буквами (вспомните, что мы учили в разделе "Основные понятия" о численном значении букв). Например, вместо 5761 г. пишут , т. к. численное значение равно 761, номер тысячелетия подразумевается, а слово ("шана") означает "год".
Вопросы для повторения
Что является датой отсчета еврейского календаря?
Как обозначаются годы?
Мы привыкли к тому, что сутки кончаются – и начинаются новые, когда часы показывают 24:00, то есть полночь. В каждом месте можно установить полночь приблизительно на основании астрономических наблюдений (как это делалось раньше) или связать с такими понятиями, как часовые пояса и гринвичский меридиан (так определяют время сегодня); в любом случае принимается, что новые сутки начинаются в полночь.
Но не всегда это было так: до того, как точное определение времени (по часам) стало играть важную роль в повседневной жизни, подразумевалось, что сутки начинаются с рассветом. Поэтому, кстати, как в русском, так и во многих других языках и "сутки", и "светлое время суток" обозначали одним словом – "день".
А как определяется начало суток в еврейском календаре?
Для ответа на этот вопрос обратимся к самому началу Торы. Уже в первой главе книги "Берешит" при описание первых дней творения, Тора говорит: "Был вечер и [затем] было утро - один день" ("Берешит", 1:5), потом - "Был вечер и [затем] было утро - второй день" ("Берешит", 1:8) и т. д.
Отсюда традиция делает вывод, что еврейские сутки начинаются не с утра, а с вечера. В соответствии с этим все праздники начинают праздновать вечером и продолжают на следующий день – с утра до следующего вечера.
А когда начинается вечер? Здесь мнения мудрецов разделились: некоторые отвечали – с захода солнца ( – "шкиа" на иврите), но другие возражали – с момента выхода первых трех звезд на небе ( – "цет hа-кохавим"). Традиция разрешает этот спор так: время между шкиа и цет hа-кохавим считается "промежуточным" между сутками, и если этот день (предыдущий или следующий) связан с каким-либо запрещением (например, в Субботу – запрещено работать; в пост – есть и пить), то действие запрета распространяется и на этот промежуток времени.
Вопросы для повторения
Когда, по еврейскому календарю, начинаются новые сутки?
В отличие от года или месяца, неделя не связана с астрономическими процессами. Понятие "неделя" имеет совершенно другое происхождение – оно связано с 7-дневным рабочим циклом (труда и отдыха). Подробнее об этом мы будем говорить позже, в разделе "Суббота". А пока обратите внимание на то, что, например, русское слово "неделя" происходит от слов "не делать".
Заметим, что выделение постоянного 7-дневного цикла не было очевидным в древности; только постепенно эта сугубо еврейская идея стала повсеместно принятой. Так что можно сказать, что "неделя" происходит из еврейского календаря.
Еврейская неделя начинается после субботы (т. е. в воскресенье – так это принято и в большинстве западных стран). Поэтому остальные (кроме субботы) 6 дней недели нумеруются – как это принято в еврейской традиции, первыми буквами ивритского алфавита: "йом алеф", "йом бет" и т. д. – от слова "йом" (), означающего "день".
В среднем в году примерно 52-53 недели. Тора также разбита на 53 главы. Как мы будем учить в главе "Суббота", в соответствии с этим разделением, главы эти называются "недельными главами"; на иврите – "парашат hа-шавуа" (). И наоборот: сами недели года называются по названиям глав Торы; в любом издании еврейского календаря рядом с датой субботы каждой недели написано название соответствующей главы.
Вопросы для повторения
Связано ли понятие недели с астрономическими явлениями?
С какого дня начинается неделя?
Как обозначаются дни недели?
Спросим еще раз: в чем же состоят отличия еврейского календаря от других? Перечислим их:
1) еврейский календарь основан на Торе, а не на постановлении того или иного правителя или правительства;
2) еврейский календарь является не солнечным и не лунным, а лунно- солнечным: начало месяцев совпадает с новолунием, но при этом длина года соответствует периоду обращения земли вокруг солнца;
3) число месяцев в году может меняться;
4) в еврейском календаре сутки начинаются не с утра, а с вечера.
Как мы видели, вот уже несколько тысячелетий еврейский календарь демонстрирует удивительную точность – чтобы удостовериться в этом, достаточно иногда посмотреть на луну. Откуда произошла эта точность?
Некоторые предпочитают видеть в этом результаты научных достижений древних цивилизаций. Другие считают, что знания эти получены еврейским народом вместе со всей Торой на горе Синай. Во всяком случае структура еврейского календаря – это важная часть еврейской традиции.
Вопросы для повторения темы
Какие требования Торы определяют структуру еврейского календаря?
В чем значение еврейского календаря для еврейской традиции?
Когда начинается день по еврейской традиции? Почему?
Когда начинается еврейский месяц?
От какой даты ведется отсчет еврейского летоисчисления?
Сколько дней может быть в месяце?
Сколько месяцев в году? Перечислите их названия.
С чем связаны две нумерации еврейских месяцев?
Что такое високосный год?
Название какого месяца может появляться дважды в году?
С каким астрономическими процессами связан еврейский календарь?
Насколько он точен? Как объясняет традиция эту точность?
Какова была роль Санhедрина в установлении еврейской даты?
Когда и в связи с чем Санhедрин прекратил устанавливать календарь?
Как связана неделя с годом в еврейском календаре?
Чем отличается еврейский календарь от других календарей?
ав | |
адар | |
адар алеф | |
адар бет | |
ияр | |
йом | |
кислев | |
нисан | |
парашат hа-шавуа | |
сиван | |
тамуз | |
тевет | |
тишрей | |
хешван | |
цет hа-кохавим | |
шана | |
шана меуберет | |
шват | |
шкиа | |
элуль |