8. Да не отходит эта книга Торы от уст твоих, и размышляй о ней днем и ночью, чтобы хранить и исполнять все написанное в ней, тогда удачлив будешь на пути твоем и преуспеешь.
эта книга Торы
Слова «эта», «этот», «эти» употребляются в Торе и пророческих текстах только в том случае, если предмет, о котором идет речь, находится в поле зрения человека или людей. Поэтому в мидраш раба (Берейшит 6) говорится, что в момент обращения к нему Йеошуа сидел над развернутым свитком Торы.
Это говорит очень о многом: Йеошуа не просто находился в растерянности и сидел, обхватив голову руками, а искал в Торе ответ на мучившие его вопросы, как руководить народом, какой будет предстоящая война, когда и с чего следует начинать. Возможно, что его мысли начали отрываться от текста, и он стал обдумывать ситуацию, полагаясь на интуицию и свой опыт и именно в этот момент слова «Да не отходит эта книга Торы от уст твоих, и размышляй о ней днем и ночью» прозвучали в его внутреннем голосе, как это бывает с пророками.
Да не отходит…от уст твоих
В Торе сказано: «и да будут слова эти на сердце твоем, и говори ими днем и ночью…». Йеошуа сказано: Да не отходит эта книга Торы от уст твоих, и размышляй о ней днем и ночью. Размышления – они в сердце человека (Мальбим). В Торе есть и то, что можно выразить словами и то, что не возможно передать на вербальном уровне. Человек должен стараться понять написанное разумом, а сердце должно добавлять интуицию, которая всегда позволяет открыть новые горизонты и выйти на новый уровень понимания. Более определенное, но ограниченное (работа разума) и менее определенное, но зато выходящее за рамки обычного (работа сердца), должны дополнять друг друга.
Это повеление было дано Йеошуа, потому что он склонялся к тому, что война должна происходить естественным путем, без ожидания моментальной помощи Всевышнего. Так общий принцип Торы: человек должен выполнить все, что от него зависит и молиться о помощи во всех своих делах и начинаниях. В особенности это относится к войне. Это особенно справедливо после смерти Моше. За три дня до этого пророчества он послал двоих разведчиков, которые должны были разведать Землю (Йеошуа 2:1). Он собирался перевести народ через Иордан сразу по окончании траура, чтобы исполнить заповедь ее завоевания.
И, хотя он поступил совершенно правильно, существовала опасность, что в дальнейшем решения будут приниматься, основываясь в большей степени на общих соображениях, а не на Торе. Это повеление было дано, чтобы он не забывал, что Тора имеет непреходящее значение и ее изучением нельзя пренебречь даже в военное время.
удачлив
другим будет казаться, что тебе сопутствует удача, так как обстоятельство будут постоянно благоприятствовать тебе. На самом же деле все происходящие будет скрытым чудом, дарованным в заслугу приверженности Торе, которая постоянно привязывает человека к Богу на уровне мысли и чувства.
Преуспеешь
Иврит таскиль от слова сехель – разум. Букв «поймешь, как сделать». Со стороны будет казаться, что победы и преодоления трудных ситуаций – все это имеет место благодаря незаурядным способностям Йеошуа.