907

Мир еврейского ребенка

January 1, 2005 Автор: Галит Галина Лебединская - No Comments

 

Все детские души чисты и прекрасны, никто не будет спорить с этим житейским утверждением. Но мир еврейского ребенка особенный. Правда, он этого не осознает, да и мы, взрослые, не все видим и замечаем.

Воспитательницы детских садов «хорошо» изучают психологию детей в педагогических училищах и «стараются никогда не травмировать своих воспитанников». Поэтому сразу же после того, как Валентина Степановна рассказала про дружную семью Украины, о нациях и народностях, маленький сын очень близких мне людей Миша, вернувшись домой, спросил у своих родителей: «Мама, а я кто?»

Мама сделала вид, что не понимает: «Что ты хочешь узнать, Мишенька?» Папа отреагировал по-другому и ответил «в лоб»: « Ты – еврей». Еврейский мальчик не может не уточнить. И Миша уточнил: «А это что, плохо?». И лучше бы ему промолчать, а так ведь пришлось прослушать длинный курс родительских лекций о равенстве всех наций и людей.

Если бы я эту историю рассказала тридцать лет назад своим тогдашним знакомым, большинство из них понимающе кивали бы. Сегодня же считается почти дурным тоном рассказывать о том, как нас обижали. Особенно – в интеллигентной еврейской среде. Но от этого национальный вопрос для евреев не перестал быть актуальной проблемой. В современном обществе она перешла в другую плоскость – переместилась из области открытого физиономического и физиологического неприятия в сферу глубокого непонимания особенностей еврейской ментальности и легкого раздражения от фактора нашего присутствия. Может быть, все на свете движется к лучшему, но очень уж медленно.

Мир еврейского ребенка иррационален, огромен, тонок. Еврейское дитя почему-то раньше других начинает говорить, читать, петь и играть на пианино. Это, очевидно, от мамы и папы, а также от дедушек и бабушек, которые в подавляющем своем большинстве не только работали инженерами и врачами, но еще играли в шахматы и на пианино. Девочки смотрят на Луну и прячут под подушку конфеты и книжки, а, если повезет и мама не увидит, читают тайком, ночью. Мальчики почему-то не хотят вместе со всеми в первом классе курить и ругаться матом, и рассказывают мамам обо всех своих тайнах. Еврейский мальчик предпочтет весь вечер читать «Остров сокровищ», а не будет бегать по рынку в поисках оброненных взрослыми монет, чтобы купить жвачку. Дети знают с ранних лет, что в рыбе фосфор, а фосфор полезен для мозга, поэтому едят ее охотно. Еврейский ребенок, не может сидеть на уроке, не шевелясь, он встает и подпрыгивает, и отвечает вопросом на вопрос, что очень раздражает учителей. Подрастая, еврейский ребенок вырабатывает новую черту: он всегда хочет быть первым, лучшим, и это совсем не потому, что он «выскочка», как думают о нем окружающие. Он просто так устроен и не может по-другому.

Раннее умственное развитие еврейских детей, их рассудительность – всегда вызывает завистливое недоумение окружающих. (Это отметил в своей автобиографии Норберт Винер, первый кибернетик, Нобелевский лауреат). Из-за этого в нееврейской среде у него достаточно часто возникают конфликты. Впечатлительность такого ребенка невероятна, но кому, кроме нас с вами, есть до этой впечатлительности дело. У еврейского ребенка с детства удивительный мягкий юмор, он смотрит на мир без зла. Его вопросы многозначительны: «Кто создал мир?». Если скажете ему: «Бог», то он тут же спросит: «А кто создал Бога?» Скажите ему: «Никто», – и он поймет ваш ответ. Вечность и единство – понятия близкие его душе.

Если вы не знаете, как добраться до ее глубин, то главное – не молотите по ней кулаками. Любовь, юмор, музыка, теплое прикосновение к его голове – и он всегда будет с вами, всегда ваш.

Мне хочется напомнить слова Исаака Башевиса Зингера из его знаменитой Нобелевской речи: «Многие народы мира могут поучиться у евреев: склонности к размышлениям, умению воспитывать детей, умению находить счастье там, где другие не увидят ничего, кроме нищеты и унижения». Жаль вот только – учиться почти никто не хочет.

Мы вновь и вновь переживаем затянувшиеся экономические и политические трудности и, как следствие, принижение нравственных категорий. Но еврейский народ во все времена был с Б-гом. Несмотря на все безумие двадцатого века, гибель миллионов евреев, мы сохранили себя, и именно поэтому души наших детей – особенные. Душа еврейского ребенка сострадательна, она вмещает в себя больше, чем нам кажется. Рассказывайте ему все, ваш ребенок вас поймет. Раскрывайте перед ним мир. Учите его не бояться, учите его отстаивать собственное достоинство. Не в нашей традиции «подставлять вторую щеку», хотя нас и обвиняют в том, что мы похожи на «стадо для убоя». Учите с вашими детьми еврейскую историю, древнюю и новейшую, и они убедятся, что это не так.

А вы сами, начав общаться с маленьким человеком, увидите, что все на свете становится новым и ярким, вы почувствуете, что это общение совершенствует не только его, но и вас и приближает к ощущению гармонии.