В Израиле по названиям новых городов и районов можно изучать историю возвращения в Цион.
В качестве примера я хочу привести Кирьят Моше («Городок Моше»), район, в котором живет моя семья. Многих Моше знала наша история: Моше, великий вождь, выведший еврейский народ из Египта; великий мудрец Моше бен Маймон (Рамбам); Моше Гесс, философ и предтеча сионизма, живший в XIX в.
Но наш район назван в честь Моше Монтефиоре, строителя Земли Израиля. Он верил в слова пророка Йехезкеля, что перед началом массового возвращения еврейского народа на Родину к нашей земле должна вернуться сила плодородия. И поэтому в середине XIX в. он приобрел огромный участок на склоне иерусалимских гор. Но до изгнания турок из Палестины в 1917 г. эта земля продолжала оставаться пустырем, а планомерная застройка началась только в 1948 г., незадолго до провозглашения независимости. Теперь здесь живет 30 000 человек.
Район славится многочисленными религиозными учебными заведениями. Ведь параллельно физическому возвращению должно произойти и возрождение духовное. Интересно, что тем или иным образом каждое учебное заведение связано со странами диаспоры.
Вы найдете йешиву Прешбург (Братислава), занятия в которой основаны на системе, разработанной Хатам Софером — равом Моше Шрайбером, переехавшим в Землю Израиля в XIX в.
А рядом йешива, продолжающая традицию хасидов из местечка Рахмистеровка. На вершине холма возвышается величественное здание высшего учебного заведения — йешивы «Мерказ а-рав», созданной выходцем из России, первым Главным раввином Израиля равом Авраамом-Ицхаком Куком. В ней учатся более 500 студентов.
В Святой Земле совершенно естественно духовное существует рядом с материальным. И напротив «Мерказ а-рав», на другой стороне улицы, находится необычный микрорайон «Йемин авот» («Подспорье отцам»). В небольших двухэтажных домах живут пожилые люди, оказывающие друг другу постоянную поддержку.
Впрочем, с этим состоянием идиллии несколько контрастируют слишком выпрямленные и вытянутые в длину две встречные полосы улицы. Это взлетно-посадочная площадка, подготовленная накануне Шестидневной войны в качестве запасного аэродрома. Однако победа была стремительной, и воспользоваться им не пришлось.
Называется улица «Канфей нэшарим» («Крылья орла»). Но может быть это название связано с пророчеством из книги Шмот, говорящим о собрании изгнанников: «…и я принесу вас на орлиных крыльях». Может быть, поэтому так же называлась операция по вывозу иракских евреев в 50-е гг.
Все перемешалось в нашем районе. Вот синагога «курдов», а рядом — выходцев из Йемена. Есть синагога для выходцев из франкоязычных стран и из Марокко. Так и сидят на скамейках скверика молящиеся там люди — вместе. В перерыве между минхой и вечерней молитвой аравит к ним подсаживаются англосаксы из синагоги «Янг Исраэль» («Молодой Израиль»), находящейся напротив.
А над всеми возвышается величественная синагога великого мудреца из Багдада рава Мордехая Элияу, бывшего Главного сефардского раввина Израиля.
В среднем в семьях, живущих в нашем районе, 4-5 детей, но и 7-8 — не редкость. Вот и настроили тут школы: начальные и средние; для мальчиков и девочек; с технологическим уклоном и с историческим. На переменах сады буквально кишат детьми.
Впрочем, Кирьят Моше не ограничивается синагогами, йешивами и школами. Здесь расположен институт «Туро колледж», религиозное учебное заведение и училище, готовящее преподавателей школ «Лифшиц».
На проспекте Канфей нешарим в новых современных зданиях расположились министерства просвещения, защиты окружающей среды, финансов, а также управление по борьбе с наркотиками.
Проспект также является правительственной трассой, ведущей в аэропорт. Когда правительственные машины под вой сирен проносятся мимо нашего квартала, мне приходит в голову, что им стоило бы время от времени останавливаться, чтобы вспомнить, какой дорогой человеческий материал собрало сюда Провидение с четырех концов света.
Кирьят Моше. Худ. Н.Беззубов, 1997 г.